Четверг, 25.04.2024, 07:30
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ИСТОРИЯ ВИДОВ СПОРТА [24]
ПРАВИЛА СПОРТИВНЫХ ИГР [83]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [33]
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [240]
БАСКЕТБОЛ [31]
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА [28]
ГИМНАСТИКА [69]
ШАХМАТЫ [8]
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГИМНАСТОВ [30]
УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ [10]
СОВЕТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ [99]
ФУТБОЛ [17]
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА [6]
ГАНДБОЛ [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » ИСТОРИЯ ВИДОВ СПОРТА

Плавание
04.12.2012, 16:41
Плавание известно человеку с древнейших времен

Спортивное плавание зародилось на рубеже 15-16 веков. Среди первых соревнований по плаванию были состязания пловцов в 1515 г в Венеции. В 1538 г вышло первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана. Первые школы плавания появились во второй половине 18 начале 19 века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции. С середины 19 века в ряде стран началось строительство искусственных бассейнов.

Особую популярность плавание приобрело в конце 19 века. В 1890 было проведено первое первенство Европы по плаванию. С 1896 плавание включено в программу Олимпийских игр.

В 1908 г организована Международная любительская федерация плавания ФИНА. В 1973 эта организация объединяла 96 национальных федераций.

В СССР первые соревнования по плаванию состоялись в 1918 г в Москве. В 1920 В.Н. Песков организовал спортивное общество плавания "Дельфин", располагавшее открытым бассейном. В 20-е годы в Москве открылось несколько школ плавания. В 1921 г на Москве-реке было разыграно первое первенство СССР. Соревнования по плаванию входили в программу спартакиады СССР в 1928 г. И с тех этого времени стали регулярно разыгрываться первенства СССР.

Плавание как жизненно необходимый навык

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Водоёмы, около которых поселялись люди, были нужны им не только как источник необходимой для жизни воды, но и как место добывания пищи, и как преграда, защищавшая от неожиданных нападений, и как удобный путь сообщения и торговли.

Огромное значение воды в жизни первобытного человека, необходимость производственного освоения этой непривычной среды потребовали от него умения плавания, чтобы не погибнуть в суровой борьбе за существование. С возникновением государственного строя умение плавать стало особенно необходимым в труде и в военном деле. Только в дальнейшем с развитием цивилизации, умение человека плавать стало применяться в целях физического воспитания.

К сожалению, невозможно установить точно, какие способы плавания и ныряния применяли первобытные люди. Но благодаря отдельным наскальным рисункам можно предположить, что основным приёмом было плавание с попеременным движением рук в сочетании различными вариантами движений ног: от переменных ударов голенью или всей ногой в вертикальной плоскости, как при современном кроле, до горизонтального удара "ножницами", как при современном плавании на боку.

Наши предки приобретали умение плавать в самом раннем детстве, например в Нукагаве дитя не более года самостоятельно плавает в воде, так же и в Полинезии. Дети туземцев Таити проворно плавают в прибрежных волнах.

Целый ряд древних изображений свидетельствует о применении плавания в трудовой деятельности. Во многих музеях есть художественно выполненные древнеегипетские туалетные коробочки и ложечки для жертвоприношения в виде плавающих девушек, державших в руках чашу или корзину, - это сборщицы цветов лотоса, которые должны были хорошо уметь плавать при помощи одних движений ног.

Плавание в древности: Древняя Греция, Древний Рим

На гробнице правителя города Сиут Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет д. Н. Э., сохранился текст, повествующий о его жизни, в котором, в частности говорится: "Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми". Из этого можно заключить, что умению плавать предавалось большое значение, а организованное обучение плаванию было привилегией знати.

Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение "он не умеет ни плавать, ни читать" применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.

На древнеассирийских барельефах встречаются изображения людей, переплывающие реки. На одном из них плывущий человек, выполняя движения ногами, как при способе на боку, транспортирует тростниковую лодку с людьми, а на другом - плывущий направляет ход плота. На многих ассирийских изображениях в качестве средства, облегчающего плавание, фигурируют надутые воздухом кожаные мешки.

Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с войнами. Войны Древней Греции и Рима славились своим мастерством переправ и ведением морских сражений. Сообщение о быстрых переправах через реки армий, насчитывающих до 10 тыс. легионеров, свидетельствует о поразительной выучке этих воинов. Римские императоры устраивали грандиозные морские сражения, в которых участвовали войны, демонстрировавшие абордажные схватки, умение плавать и нырять, сражаться в воде, атаковать корабли, переправляться вплавь при полном вооружении.

Геродот (460г. до н.э.) писал, как во время греко-персидской войны персидский царь Ксеркс использовал известного греческого пловца Скиллиса для поднятия ценностей с затонувшего корабля. Когда Скиллис поднял все ценности Ксеркс не отпустил его. Тогда во время бури Скиллис прыгнул за борт из своей плавучей тюрьмы, перерезал якорные канаты всех кораблей, и они разбились о прибрежные камни. Спасаясь от врагов, Скиллис проплыл от Афет до острова Эвбея (около 14 км), часто ныряя, чтобы скрыться от глаз врагов. За этот подвиг греки поставили ему статую в Дельфах.

Ещё на заре человечества люди знали о целебных свойствах воды, мистически их осмысливая. Они верили, что омовение защищает от нечистой силы, происки которой вызывают болезни. Тогда все религии предписывали необходимость очищения тела путём совершения омовения.

Многие народы с древних времён использовали купание в гигиенических и закаливающих целях. Изречение древних индийских мудрецов гласит: "Десять преимуществ даёт омовение:

1.) ясность ума

2.) свежесть,

3.) бодрость,

4.) здоровье,

5.) силу,

6.) красоту,

7.) молодость,

8.) чистоту,

9.) приятный цвет кожи и

10.) внимание красивых женщин".

Особенно высокого уровня достигла культура тела в Древней Элладе. Слово "гигиена" греческого происхождения. В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ богини чистоты Гигии. "Римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию" - так утверждал римский писатель Плиний. Родоначальник медицины греческий врач Гиппократ преподавал естественные методы терапии и особенно водолечение. Его ученик Асклепиад основой выздоровления считал применение гимнастики, диеты и водных процедур.

В Риме до наших дней сохранились развалины терм - общественных бань, являющихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями. Некоторые термы могли одновременно вмещать до 2500 человек. В них было множество купален, несколько плавательных бассейнов (некоторые размером до 100 х 50 м), залы для гимнастики, библиотеки, аллеи для прогулок и картинные галереи. Купаться ежедневно, даже по несколько раз было обычаем.

В Греции существовал государственный закон, обязывающий граждан регулярно ходить в баню.

Средневековье

В средние века физическая культура пришла в упадок. В это время плавание считалось греховным занятием. В ряде городов Европы купанье было запрещено церковью, считалось, что в воде находятся множество болезней и при соприкосновении с водой в процессе купания болезни через кожу проникают в организм. Для поддержания тела в чистоте применялись влажные полотенца, а дамы, к тому же, старались побольше пользоваться духами, тем самым нейтрализуя нежелательные запахи.

Однако, войны-феодалы отлично понимали значение плавания. В "Зерцале рыцаря", где перечислялись главные качества, необходимые рыцарю, указывалось, что он "должен уметь плавать в броне на животе и на спине". Правда многие рыцари плавать так и не умели.

Отдельные знаменитые пловцы, конечно, были и в средние века. Так, иезуит Афанасий Кирхер сообщает об известном пловце-ныряльщике 14 века неком Николае из Сицилии, проводившим большую часть жизни в воде и прозванным за своё редкое по тем временам умение "Николаем-рыбой".

Плавание в период 16-19 веков

В середине 17-начале 18 века в России делаются первые попытки организованного обучения плаванию в войсках. В 1647 году выходит книга "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", в которой подчёркивается важность умения плавать для каждого война.

При Петре 1 плавание было включено в число учебных дисциплин в Морской академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Приказ Петра 1 гласил: "всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты".

В начале 19 века плавание стало изучаться в военных учебных заведениях многих европейских стран. Кроме того, наряду с существовавшими общественными купальнями начали создаваться различные общества и кружки любителей плавания.

В 1785 году в Париже была основана первая школа любителей плавания. В России первая школа плавания открылась в 1827 году на Неве. В этот же период было открыто ещё несколько школ плавания: в 1834г. - на Большой Неве школа Паули и в 1838 г. - на Васильевском острове. (прочитать информацию из лекции "Развитие плавания до Великой Окт. Соц. Рев")

Журнал "Северная пчела" писал об одной из этих школ: "Что её ученики плавают и ныряют как рыбы, на просторных волнах и в самой Неве в бурную погоду".

Школа Паули была оборудована плотами и несколькими специальными длинными ящиками для обучения начинающих, располагала большим количеством учебного инвентаря (поддерживающих средств, удочек, поясов и т.д.) и даже несколькими устройствами для прыжков в воду (трамплины).

Начинающие пловцы проходили курс индивидуального обучения в начале на поясе с удочкой, которую держал преподаватель, и затем в свободном плавании под наблюдением учителя.

Один из частых посетителей этой школы был А.С. Пушкин большой любитель плавания.

Методика обучения, применяемая в этих школах, получила одобрение Общества русских врачей и стала применяться в 20 различных государственных и военных учебных заведениях.

Авторы пособий по плаванию того времени Гейнц, Паули рекомендовали сначала изучить плавательные движения на суше, а при выполнении упражнений в воде использовать различные поддерживающие средства (пробковые поплавки, надувные мешки, удочки, лямки и т.п.). Обучение проводилось способом брасс и другим способом.

Большое значение имело появление наиболее прогрессивного метода обучения плаванию - целостно-раздельного. Его описание можно найти в книге А. Ганике "Самообучение плаванию", вышедшей в 1897 г. Сущность метода заключалась в изучении отдельных элементов обучении техники плавания и в их последовательном сочетании в способе плавание. Упражнения выполнялись вначале в облегчённых условиях (на суше, у неподвижной опоры в воде, в скольжении с задержкой дыхания), а потом в обычных условиях плавания.

Впервые автор рекомендует в начале обучения применять упражнения по освоению с водой - передвижения на мелком месте, погружения, всплывания, и, что особенно ценно, упражнения в скольжении. Этот метод позволял эффективно проводить групповое обучение плаванию, поэтому он стал основным методом обучения с начала 20 века во всех школах плавания в России и за рубежом.

Несмотря на развитие методики плавания, плавание не стало массовым. Многие люди плавать не умели, многие люди плавать не умели и количество несчастных случаев на воде не снижалось. В связи с этим применялись первые шаги по организации спасательных служб на воде.

Одно из первых общество, ставящих перед собой задачи спасения тонущих и обучение населения методам оживления тонувших, было основано в 1767 г. в Амстердаме; в 1772 году в Париже был издан устав о спасении тонувших; в 1774 г. создано наиболее крупное общество по спасанию - "Английское королевское общество для спасания утопающих".

В России в 1866 г. кронштадтскими моряками было основано общество организации помощи при кораблекрушениях, преобразованное в 1871 г. в "Российское общество спасания на водах".

Вначале оживлять тонувших пытались поворачивая их с живота на спину и обратно, катая их на бочке, покачивая на простынях и т.п. В дальнейшем стали применять более действенные методы такие как вдувание воздуха в лёгкие изо рта в рот и с помощью раздувательного мешка.

Во второй половине 19 века начинается строительство закрытых искусственных бассейнов для плавания. В Москве, Петербурге и Киеве открылось 8 небольших плавательных бассейнов. В то время самым большим из них был в Здании Петербургского морского кадетского корпуса (17,5 х 8). В 1831 году открывают бассейн при Центральных банях, а в 1895 году при Сандуновских в Москве. Устраиваются четыре бассейна в Петербурге, три из них при военных учебных заведениях и один при бане. Один бассейн был построен при Киевском кадетском корпусе.

Во второй половине 19 века соревнования проводились в различных военных школах, кадетских корпусах и др. армейских частях, но они были сугубо внутренними.

Важным фактором в развитии спортивного плавания в СССР явилось вступление в 1947 Всесоюзной секции плавания в члены Международной Федерации любителей плавания (ФИНА) и развития спортивных связей с пловцами зарубежных стран.

В 1948 году ЦК ВКПб принял постановление о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов, реализация которого позволила поднять массовое плавание в стране и повысить мастерство советских спортсменов.

В 1961 году была создана единая система организации учебно-спортивной работы в стране. Улучшение работы ДЮСШ также способствовали новый календарь спортивных соревнований и обязательная организация в период летних каникул оздоровительных спортивных лагерей.

В 1969 году по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан клуб "Нептун", проводящий большую работу по вовлечению детей в регулярное занятие плаванием. В ряде городов было введено обязательное для всех учащихся 1-4 классов обучение плаванию. Значительно возросло в нашей стране количество бассейнов. Первый зимний плавательных бассейн был построен в Ленинграде в 1927 году, в 1948 их было - 20, в 1970 - 905, в 1975 - 1259, к настоящему времени более 2 тысяч.

Сравнительно недавно была изучена и научно обоснована возможность обучения плаванию детей грудного возраста. В 1971 году ФИНА признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста. С 1977 года в Москва, а затем и в других городах началось обучение плаванию детей грудного возраста при детских поликлиника, имеющих бассейны.

Эволюция плавания как вида спорта

Первые соревнования по плаванию проводились в Древней Греции. Древнегреческий писатель и путешественник Павсаний указывает, что в программу ежегодных празднеств в Гермионе входили соревнования по музыке и плаванию. Как одно из упражнений плавание включалось в программу Истмийских игр. О состязаниях по плаванию и прыжкам в воду сообщает также Геродот.

Особенно славились своим искусством плавания жители города Анфедона и острова Делоса. Достижения последних вошли даже в поговорку, и о них упоминается более чем через полторы тысячи лет в первых книгах по плаванию.

Хотя соревнования по плаванию в Древней Греции и проводились, но в древние Олимпийские игры они не входили.

Многие из первых соревнований по плаванию носили ярко выраженный прикладной (чаще всего трудовой или военный) характер. Примером могут служить народные состязания на реке Почайне (приток Днепра). В определённое время года на этой реке собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все вместе они прыгали в реку и должны были в течение определённого времени ловить "голыми" руками рыб. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявляли победителем и получал в награду шёлковую рыбацкую сеть.

Имеются сведения, что в 1515 г. в Венеции было организовано соревнование по плаванию на скорость. Регулярные же соревнования в Европе начались лишь с середины 19 в. Больше всего соревнований проводилось в Англии, и именно там в 1869 г. была создана первая в мире "Ассоциация любителей спортивного плавания".

К концу 19 века спортивные организации пловцов появились уже во многих странах. Первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции состоялись в 1889 г. в Будапешт. Имена и результаты победителей первых соревнований в скоростном плавании до нас не дошли. Известны лишь рекордсмены того времени в дальних проплывах. Так в 1875 г. капитан английского флота М. Вебб впервые переплыл Ла-Манш (34,6 км); в России в 90 х годах прошлого столетия рабочий из Батуми проплыл 59 км. От Баку до Поти.

В начале 20 века тренировки пловцов носили бессистемный характер. С 20-30 гг. начинает складываться понятии о круглогодичности и периодизации тренировки, опробываются различные методы тренировки, возрастают объём и интенсивность тренировочных нагрузок. В полной мере это реализуется лишь после 40 х годов.

В 1894 году соревнования по плаванию были включены в программу современных Олимпийских игр, что оказало большое влияние на развитие всех видов плавания. Начиная с 1926 г. по плаванию стали проводиться чемпионаты Европы, с 1969 г. - Кубки Европы, с 1973 г. - чемпионаты мира, а с 1979 г.- Кубки мира по плаванию.
Категория: ИСТОРИЯ ВИДОВ СПОРТА | Добавил: uchitel
Просмотров: 987 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru