Пятница, 19.04.2024, 10:21
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
БОЛЕЗНИ ПОЗВОНОЧНИКА [21]
ФИТНЕС ПРОТИВ БОЛЕЗНЕЙ ПОЗВОНОЧНИКА [19]
ПАМЯТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ЛФК ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ [11]
ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ [35]
СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ [4]
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ [5]
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ [3]
БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА [6]
БОЛЕЗНИ ПЕЧЕНИ [1]
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК [28]
ЛЕЧЕБНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА [65]
ДЕТСКАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЙОГА [42]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ » БОЛЕЗНИ ПОЗВОНОЧНИКА

Формирование правильной осанки
12.02.2013, 10:17
В окружающем нас мире двигательная дея­тельность человека является самой сложной и многогранной. Человек может выполнять беско­нечное множество различных движений. Однако все это многообразие форм движений становится доступным ему далеко не сразу после рождения. Но именно в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего опорно-двигательного аппарата, становле­ние походки и манеры держать свое тело — осанки.

Основой всей двигательной деятельности че­ловека является мышечно-связочный аппарат. (Да это и понятно: ведь для выполнения, каза­лось бы, такого простого движения, как шаг при ходьбе, необходимо, чтобы в работу в стро­го определенной последовательности включи­лись около 300 различных мышц.)

Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие дви­гательных способностей ребенка. Низкая двига­тельная активность ведет к нарушению основного обмена в организме и быстрому наращиванию избыточного веса, вследствие чего, наряду с дру­гими патологиями, появляются и различные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Прежде всего напомним, что подразумевается под понятием «правиль­ная осанка». Под правильной осанкой принято понимать привычную позу непринужденно стоя­щего ребенка, который без активного напряже­ния мышц может держать свое тело в таком положении, что физиологические кривизны поз­воночника (в шейном, поясничном и грудном отделах) представляют собой равномерную вол­нообразную линию, голова и туловище почти не отклоняются от вертикали, грудная клетка слегка выступает вперед,, живот подтянут, ноги прямые.

Нарушение осанки часто связано с плоско­стопием — деформацией стопы, характеризую­щейся стойким уплощением (вплоть до полного исчезновения) сводов.


РИС. 1

Под действием длительных и чрезмерных на­грузок может произойти  искривление позвоночного столба (рис. 1, 2). Боковые искривления позво­ночника образуют сколиозы, а чрезмерное увеличение изгибов в шейном и поясничном отделах — лордозы.

РИС. 2

Профилактика осанки


Для своевременного выявления нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата необ­ходимо регулярно проводить осмотр телосложе­ния детей и подростков.

В целях профилактики нарушения осанки в школах (и дошкольных детских учреждениях) рекомендуется осматривать детей и подростков не реже одного раза в год. При проведении тщательного осмотра телосложения можно даже без специальных приборов выявить имеющиесяарушения осанки, дефекты позвоночника и стопы. Для этого необходимо с расстояния не более одного метра осмотреть ребенка спереди, обращая внимание на плечи, которые при нор­мальном развитии тела должны располагаться на одном уровне. Затем осмотреть обследуемого со стороны спины (линия позвоночника лучше всего просматривается при наклоне ребенка вперед), провести пальцем по остистым от­росткам позвонков. В норме линия поз­воночника не должна отклоняться от прямой. Надо также проверить симметричность шейно-плечевых линий, верхних и нижних линий лопа­ток, боковых линий спины. При осмотре ребен­ка сбоку внимание обращается на профильные линии тела. В профильной позе могут быть обнаружены следующие нарушения: опущенная голова, выпяченный живот, плоская грудь, от­стающие (крыловидные) лопатки, сутулая спина.

Различают три степени нарушения осанки: неустойчивые и устойчивые функциональные изменения и фиксированные нарушения.

Дети, у которых при осмотре были выявлены какие-либо отклонения от нормы, направляются к врачу-ортопеду для установления точного ди­агноза.

После клинического осмотра выделяются школьники, имеющие II и III степени нарушения осанки. Они направляются в кабинет лечебной физ­культуры. Детям с I степенью нарушения осанки начальной стадией статического плоскостопия назначаются специальные комплексы физи­ческих упражнений.

Как уже говорилось, педагоги и родители учащихся должны знать причины, приводящие к возникновению наиболее распространенных форм нарушений осанки. В настоящее время считается, что главной причиной образования первичных признаков нарушения осанки является общая мышечно-связочная недостаточность. Недостаточное и негармо­ничное развитие мышечной системы значительно задерживает формирование навыка правильно держать свое тело. В результате этого закрепля­ется привычка неправильно сидеть, стоять и хо­дить, что значительно ускоряет появление неже­лательных признаков и нарушений. Помимо мы­шечной слабости возникновению различных на­рушений опорно-двигательного аппарата способ­ствуют и другие факторы, в том числе социаль­ные и бытовые.

Так, в комплексе причин, влияющих на формирование правильной осанки, можно выделить такие, как хождение летом босиком, правильный подбор обуви, обеспечение подростков сред­ствами, способствующими физическому разви­тию (лыжи, коньки), подвижный образ жизни, поддержание нормального веса тела, рациональ­ная рабочая поза, отвечающий гигиеническим нормам режим просмотра телепередач, нали­чие в квартире уголка Для игр ребенка и др.

Следовательно, в профилактике различных нарушений опорно-двигательного аппарата боль­шое значение имеет выполнение общегигиеничёских требований к режиму и быту.

Очень важно соблюдать строгое чередование труда и отдыха в режиме дня подростка. Через каждые 35—40 мин. занятий рекоменду­ются перерывы с активной формой отдыха. Полезны ежедневные прогулки, игры на све­жем воздухе, а также регулярные занятия фи­зическими упражнениями,

Рабочий уголок ребенка рекомендуется распо­лагать в самом светлом месте комнаты: мебель, которой пользуется школьник при вы­полнении домашних заданий, должна соответ­ствовать его росту. Например, стул подбирает­ся с таким расчетом, чтобы ноги не свисали, а имели опору. (Если ноги ребенка не достают до пола, следует подставить под них скамеечку.) Желательно, чтобы плоскость' стола имела не­большой наклон. Для этого на стол кладут чертежную доску, а под дальний ее край — брусок толщиной 8 см. Такая организация рабочего места соответствует гигиеническим нормам, а значит, способствует формированию правильной осанки.

Самым благоприятным условием для форми­рования правильной осанки является сон на жест­кой постели.

 

 

Борьба с уже возникшими дефектами опорно-двигательного аппарата может быть успешной лишь при условии своевременного и комплекс­ного специального воздействия. Необходимо создать систему мер, в осуществлении которых должны принять участие школьные врачи, учите­ля и родители учащихся. Эта система должна включать ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику, которую ребенок делает под наблю­дением родителей; физкультминутку, выпол­няемую на 2—3-м уроке под руководством учителя; уроки физической культуры и, наконец, корригирующую гимнастику, которая приво­дится в специально оборудованных кабинетах под руководством специалистов по лечебной физкультуре. Подбор физических упражнений с целью составления специальных комплексов для формирования осанки осуществляется с уче­том индивидуальных особенностей учащихся, состояния их здоровья, физического развития, возраста. Упражнения, включенные в комплекс, должны быть доступными для каждого занимаю­щегося, иметь., определенную направленность воздействия, быть строго дозированными и выполняться из различных исходных положений (стоя, сидя и лежа).

 

 

В комплексы включаются общеразвивющие упражнения без предметов, направленные на укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних конечностей, и корригирующие упражнения с предметами (гимнастические пал­ки, набивные мячи, мешочки, скакалки и т. п.). Включаются упражнения для развития равнове­сия на невысокой опоре, а также ходьба с различными предметами на голове. Эти упражне­ния должны занимать особое место при форми­ровании навыка правильной осанки.
Категория: БОЛЕЗНИ ПОЗВОНОЧНИКА | Добавил: uchitel | Теги: Лечебная гимнастика, лечебная физкультура, комплекс ЛФК, физкультура в школе, лечебные движения, Болезни позвоночника, формирование осанки
Просмотров: 911 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru