Эти упражнения занимают особое место в
методике корригирующей гимнастики, ибо
нормальная осанка является конечной целью
проведения лечебно-профилактических
мероприятий. Для формирования навыка правильной
осанки ведущее значение имеет проприоцептивное
мышечное чувство, т.е. ощущение положения
собственного тела в пространстве, получаемого
ребенком за счет импульсации в центральную
нервную систему (ЦНС) с многочисленных
рецепторов, расположенных в мышцах и связках.
Поэтому при воспитании и закреплении правильной
осанки обращается внимание на расположение тела
в исходном положении.
Формирование правильной осанки
невозможно без четкого мысленного и зрительного
представления о ней. Мысленное представление
формируется со слов методиста или врача как
идеальная схема расположения тела в
пространстве: положения головы, надплечий,
грудной клетки, живота, таза, ног.
Мысленное представление о правильной
осанке неразрывно связано с формированием
зрительного образа правильной осанки. Дети
должны видеть правильную осанку не только на
рисунках, фотографиях, но и на занятиях. Это
должна быть правильная осанка методиста, врача и
образ в зеркале, который помогает корректировать
осанку.
Наконец, самую большую группу средств
формирования правильной осанки составляют
собственно гимнастические упражнения, которые
изложены в большинстве учебников и
учебно-методических пособий.
Примерные упражнения
1. И. п. – о.с. Стоя у стены или
гимнастической стенки, принять правильную
осанку, касаясь спиной стены или стенки. При этом
лопатки, ягодицы, икры ног и пятки касаются
стенки, голова приподнята. Правильная осанка
контролируется самим ребенком в зеркале,
учителем или одним из детей по указанию учителя.
2. Стоя у стены, принять правильную
осанку. Открыть глаза, проверить правильность
осанки, исправить замеченные дефекты.
3. Принять правильную осанку, сделать 2–3
шага вперед, присесть – встать. Вновь принять
правильную осанку.
То же – с закрытыми глазами.
4. Принять правильную осанку у
гимнастической стенки. Сделать 1–2 шага вперед,
расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и
туловища. Вновь принять правильную осанку,
проверить ее, исправить дефекты.
5. Стоя у гимнастической стенки, принять
правильную осанку. Приподняться на носочках,
удерживаясь в этом положении 3–5 сек. Вернуться в
и.п.
6. То же, но без гимнастической стенки.
7. Принять правильную осанку, присесть,
разводя колени в стороны и сохраняя прямое
положение головы и позвоночника. Медленно встать
и принять правильную осанку, проверяя себя перед
зеркалом.
8. Приняв правильную осанку, положить на
голову мешочек с песком. Присесть, стараясь не
уронить мешочек. Вернуться в и.п.
9. Ходьба с мешочком на голове с
остановками для контроля правильной осанки.
10. Ходьба с мешочком на голове с
перешагиванием через препятствие –
веревочку, гимнастическую скамейку и т.п.
11. Принять правильную осанку с мешочком
на голове напротив партнера. Перебрасывать и
ловить мяч с сохранением правильной осанки,
стараясь не уронить мешочек.
12. Ходьба с мешочком на голове с
выполнением задания: в полуприседе, с высоким
подниманием колен, скрестным шагом, боком,
приставным шагом и т.д.
13. И.п. – лежа на спине, руки вдоль
туловища. Приподнять голову и плечи, проверить
правильность расположения тела.
14. Лежа на спине, принять правильную
осанку, прижать поясничную область к полу. Сесть,
сохраняя прямую спину. Встать, сохраняя
правильную осанку.
15. В положении лежа на спине согнуть
левую ногу в коленном и тазобедренном суставах,
обхватить колено руками, прижать к животу,
одновременно прижать поясничную область к полу.
Вернуться в и.п.
То же – правой ногой.
16. Лежа на спине, принять правильную
осанку. Проверить положение осанки, а также
головы и плеч. Повернуться «бревнышком» на живот,
приподняв голову, плечи и приложив кисти к
плечам. Лечь на живот, перевернуться
«бревнышком» на спину. Проверить и исправить
положение тела.
17. Сидя на гимнастической скамейке у
стены, принять правильную осанку: затылок,
межлопаточная область, ягодицы прижаты к стене,
голова поднята вертикально вверх, плечи на одном
уровне. Правильность осанки проверяется
учителем или одним из учеников.
18. Сидя на гимнастической скамейке,
принять правильную осанку, положить на голову
мешочек с песком. Удерживая мешочек, следя за
правильным положением головы и тела, встать и
сделать вперед 1–2 шага, вернуться назад, сесть на
скамейку.
19. Сидя на гимнастической скамейке
напротив друг друга, принять правильную осанку,
положить мешочек с песком на голову, взять в обе
руки мяч. Бросать мяч от груди обеими руками
партнеру и ловить мяч обратно, сохраняя
правильную осанку и не роняя мешочек. |