Среда, 24.04.2024, 10:10
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА » МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Особености занятий с девушками при развитии выносливости на уроках лёгкой атлетики в старшей школе
13.02.2013, 21:10
Одной из основных задач на уроках физической культуры в X классе является развитие выносливости. При этом чем старше возраст учащихся, тем большее место в занятиях с ними отводится кроссовой подготовке.  

        Она способствует комплексному развитию мышц, улучшению деятельности органов кровообращения и дыхания, укреплению нервной системы. Расширяя теоретические познания десятиклассников, уместно дать им более подробные сведения о кроссе, о ценности этого вида физических упражнений, о тактике кроссового бега. Надо обратить внимание учащихся на то, что помимо общего укрепления организма и развития выносливости кроссы прививают навыки, необходимые в трудовой деятельности и воинской службе, например развивают сообразительность, способность к ориентировке, умение преодолевать различные препятствия и правильно распределять свои силы на дистанции, быстро проходить значительные расстояния без дорог, при необходимости ориентируясь по карте, компасу, на видимый ориентир и т. д.

     Большой объем бега на выносливость у старшеклассников вызывает необходимость более дифференцированно организовывать занятия с юношами и девушками.

      У девушек старшей возрастной группы (16— 18 лет) рост и развитие еще продолжаются, но существенно отличаясь от предшествующих периодов. Рост тела в длину замедляется, и наступает явное преобладание роста в ширину. У 67 % 16-летних и 82 % 17-летних девушек рост тела в длину заканчивается. Кости становятся более толстыми и прочными. Позвоночный столб менее подвержен деформации и способен выдерживать значительные нагрузки, хотя процесс окостенения еще полностью не прекращается. Мышцы приобретают хорошую эластичность и нервную регуляцию, их сократительная способность и расслабление достаточно велики. По своему химическому составу, строению и сократительным свойствам мышцы 16—18-летних девушек приближаются к мышцам взрослых женщин. Весь опорно-двигательный аппарат может выдерживать значительные напряжения и способен к довольно длительной работе. Завершается развитие центральной нервной системы, значительно совершенствуется анализаторно-синте-тическая деятельность коры головного мозга. Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает несколько преобладать над торможением. Усиленная дифференцировка сердечной мышцы заканчивается к 1 8 — 20 годам. Происходит увеличение объема сердца, вместе с ним скачкообразное повышение артериального давления, значительно расширяется диапазон адаптационных возможностей системы кровообращения. Жизненная емкость легких и резервные возможности легочного дыхания достигают уровня взрослых. На этом фоне повышается работоспособность девушек, способность к выполнению длительной работы, возрастает и мощность выполняемой работы. При этом отмечается повышение выносливости к работе большой и умеренной интенсивности, более экономичными становятся кислородные режимы организма при физических нагрузках.

     Исследования, проведенные в последние годы в ряде стран, показали, что максимального роста работоспособности девушки достигают к 16 годам. В этот период заметно увеличивается возможность организма работать «в долг», т. е. повышается анаэробная производительность. Частота дыхания у 16—18-летних девушек при напряженной работе приближается к показателям взрослых женщин, причем достигается это в основном путем углубления дыхания. Более экономичной становится реакция системы кровообращения на физические напряжения.

     Таким образом, девушки-десятиклассницы располагают достаточно большими возможностями для выполнения тренировочной работы, направленной на развитие выносливости. По продолжительности, без применения интенсивных нагрузок, такая работа, чередуемая с достаточным отдыхом, не уступает выполняемой юношами. И все же уровень и динамика работоспособности женского организма имеют свою специфику. Девушки располагают меньшими функциональными резервами для интенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большее учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих .показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей.

     Специалисты в области легкой атлетики отмечают у девушек 16—17 лет снижение выносливости в беге. У них также наблюдается стабилизация показателей кислородного обеспечения и величины физической работоспособности. Учитывая это, в кроссовой подготовке десятиклассниц следует использовать больше всего длительный равномерный бег по относительно ровной трассе при пульсе 130— 140 уд,/мин., а также чередование бега с ходьбой по пересеченной местности с небольшими подъемами при частоте пульса 120—130 уд./мин. Более физически подготовленным девушкам один раз в неделю можно давать кросс по пересеченной местности с изменением скорости бега на дистанции, что ведет обычно к большим перепадам частоты пульса.

     В работе с девушками следует учитывать периодичность и характер функциональных изменений, происходящих у них в период менструальных циклов, которые сопровождаются значительной перестройкой деятельности важнейших систем организма и серьезно воздействуют на общее состояние и работоспособность (при этом изменяется и реакция организма на физические нагрузки).

      Вопрос о занятиях бегом и другими физическими упражнениями в менструальную фазу должен решаться сугубо индивидуально, в зави- симости от самочувствия девушек. При благоприятном течении менструации занятия бегом возможны, однако нагрузки не должны быть большими, ограничивается также использование упражнений, выполняемых с высокой интенсивностью, увеличиваются интервалы отдыха между нагрузками. Нужно исключить из занятий и упражнения, связанные с сильными сотрясениями тела.


     Повышению результатов в кроссовом беге как у девушек, так и у юношей способствует совершенствование в технике преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий. Занятия с включением в них заданий по преодолению таких препятствий используются одновременно и для комплексного развития двигательных качеств, специальной выносливости. Основная направленность в совершенствовании преодоления препятствий — большая скорость подбегания к препятствию, меньшие потери ее при переходе препятствий и рациональное преодоление их на фоне наступающего утомления.

Категория: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ | Добавил: uchitel | Теги: физкультура в школе, кроссовая подготовка, уроки легкой атлетики, бег, легкая атлетика для школьников, методика преподавания легкой атлети
Просмотров: 1000 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru