Способности — это индивидуальные психические и
анатомо-физиологические особенности, определяющие уровень достижений в
двигательной деятельности, в развитии физических качеств. Процесс
дифференциации способностей в старшем школьном возрасте усиливается.
Способности бывают общие — к двигательной деятельности вообще и
конкретные — к определённому виду физических упражнений — это
специальные двигательные способности, в том числе силовые, скоростные,
координационные, выносливость, гибкость.
Структура каждой отдельной физической способности очень
сложная. Например, среди скоростных способностей различают скорость
реакции, частоту движений, скорость одиночного движения, общую скорость
передвижения и др. Основными координационными проявлениями считают
равновесие, ориентирование в пространстве, ритм, дифференцирование
параметров движений, быстрое реагирование, быстроту перестроения
двигательной деятельности, способность к произвольному расслаблению
мышц и др. Поэтому учителю очень важно иметь точные знания об уровне
развития как отдельных основных компонентов структуры физического
качества, так и двигательной подготовленности в целом. Это позволит
учителю и самому старшекласснику точнее подбирать индивидуальную
нагрузку и упражнения специализированного воздействия, значимость
которых в этом возрасте увеличивается.
С помощью тестов, наблюдения и других методов исследования
учителю важно также распознать физические и другие (интеллектуальные,
мнемонические, сенсомоторные) способности; определить, какие виды
двигательной деятельности и спорта более адекватны конкретному
школьнику, и в соответствии с этим осуществлять дифференцированный
подбор физических нагрузок, выбирать методы обучения и двигательные
действия, наиболее подходящие для психофизического статуса личности
старшеклассника.
О способностях к двигательной деятельности в старшем школьном
возрасте можно судить по высокому исходному уровню развития какой-либо
одной из них (например, скорости, силы). Однако более точную оценку
учитель получит, наблюдая за темпами прироста в развитии той или иной
способности за определённый период времени, например за два года.
Обычно о высоких потенциальных возможностях индивида судят как по
высокому исходному уровню развития способности, так и по высокому темпу
её улучшения.
Юноши и девушки старшего школьного возраста, так же как и
взрослые, независимо от индивидуальных психических особенностей
испытывают разные психические состояния (тревожность, возбудимость,
усталость, апатию, утомление, эмоциональное напряжение, монотонию и
др.). В каждом конкретном случае причины возникновения этих состояний
бывают разные (внешние и внутренние). Они зависят от свойств личности, в
частности от типа темперамента.
Важность изучения психических состояний для учителя объясняется
тем, что с их изменением меняется эффективность деятельности и
поведение старшеклассника. Подробно эти состояния описаны в курсах
психологии. В данном пособии отметим только, что важными путями
профилактики этих состояний являются: 1) воспитание эмоциональных,
моральных и волевых качеств личности, которые позволили бы произвольно
управлять психическими состояниями в процессе занятий физической
культурой и спортом; 2) создание благоприятного климата в классе
(спортивном коллективе); 3) оптимизация условий занятий и тренировок с
учётом индивидуальных психологических особенностей личности. |