Пятница, 19.04.2024, 05:17
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
В 10-11 КЛАССАХ [54]
В 5-7 КЛАССАХ [45]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » СОВЕТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ » В 10-11 КЛАССАХ

Учитель физической культуры, его роль в реализации современных задач, содержания и организации физического воспитания учащихся
02.10.2014, 12:59
      Роль учителя в реализации всех сторон его деятельности, определяющих высокое качество физического воспитания учащихся, исключительно велика и незаменима. Так было давно, так есть и сейчас. Это короткий ответ. Но мы подготовили нашему читателю ответ и подлиннее. Надеемся, что какие-то наши наблюдения ему будут интересны и кое-что он возьмёт себе на вооружение.
      Начнём со взглядов этнического эстонца, офицера запаса Вооружённых сил СССР, заслуженного работника физической культуры Российской Федерации, отличника физической культуры и народного просвещения. Он окончил аспирантуру в Санкт-Петербургской академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Он является известным методистом, специалистом в области физического воспитания учащихся, профессором Ростовского госпедуниверситета. Он был членом научно-методического совета Министерства народного просвещения РСФСР, участником областного научно-методического совета учителей физической культуры при Министерстве образования Ростовской области. Этот человек — Юрий Александрович Янсон, ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда. Совместно с коллегами подготовил более 10 тыс. специалистов по физической культуре и спорту. Кому, как не ему, знать, какими качествами должен обладать учитель физической культуры и каким критериям он должен удовлетворять. Скажем сразу, со всем, что написал Ю. А. Янсон об учителе физической культуры в своей книге, мы полностью согласны. И в очередной раз посочувствовали учителю. Боже, сколько обязанностей он должен выполнять и хорошо уметь делать (профессор Ю. А. Янсон называет 16 таких профессиональных умений). Какие нелёгкие функции педагогической работы лежат на плечах учителя физической культуры! В соответствии со взглядами профессора Кузьминой Ю. А. Янсон на трёх страницах достаточно подробно их разбирает. В отличие от наших произведений (В. И. Лях, 1990–2009) профессор Ю. А. Янсон весьма обстоятельно объясняет, в чём состоит комплексный подход к физическому воспитанию учащихся, что значит оптимизация, дифференциация и интенсификация физического воспитания, как реализовать деятельностный и личностный подходы в физическом воспитании учащихся. Как известно, всё вышеперечисленное относится к основным принципам модернизации физического воспитания. Не хочу никого обидеть, но, по нашим данным, в соответствии с этими принципами работают не более 10–20% учителей физической культуры. Ещё раз замечу, что при раскрытии многообразия профессиональных обязанностей, которые должен квалифицированно выполнять каждый педагог (с. 64), Ю. А. Янсон демонстрирует широчайшую эрудицию, глубокие знания и делает точные ссылки. Думаю, что не только я, но и все другие читатели будут переживать подобные чувства.
      От Ю. А. Янсона перейдём к высказываниям одного из известных теоретиков физического воспитания в Польше и Европе — профессора Х. Грабовского. Он, в частности, выделил качества, которые нежелательны для учителя физической культуры. Это «эмоциональное недоразвитие», «низкая сопротивляемость неудачам», низкий уровень самооценки, «неумение входить в переживания других и в целом отсутствие таланта к этой профессии» (H. Grabowski, 2004). К обязательным качествам учителя этот учёный причислил:
      • соответствующие задатки к этой деятельности, которой он обучает учащихся, и вместе с этим понимание учеников, которые неспособны к её освоению;
      • повышенный уровень самооценки и одновременно склонность к постоянному повышению образования и профессиональному совершенствованию;
      • необходимый жизненный опыт, в соответствии с которым учитель может являться образцом для учащихся.
      Исследования, проведённые У. Биттнером и Е. Кардась (U. Bittner, E. Kardas, 2004), показали, что, согласно мнениям самих учителей физической культуры, в процессе подготовки будущих учителей этого предмета особое внимание необходимо уделить следующим темам:
      • методическая подготовка;
      • планирование дидактико-воспитательной работы;
      • знание процедур профессионального роста;
      • умение пользоваться компьютерными и информационными технологиями;
      • овладение умениями осуществлять воспитательную работу;
      • знания в сфере интерпретации и использования прав в области образования;
      • знания в области содержания межпредметных связей.
      В свою очередь, согласно исследованиям М. Радзинской и Т. Кулисы (M. Radzinska, T. Kulisa, 2004), важнейшими факторами эффективности образования в области физической культуры сами учителя признали:
      1) в сфере специальных компетенций — методические умения, подготовка и занятия в области широко понимаемой физической культуры;
      2) в области дидактических компетенций — определение и точное выделение задач обучения, использование методов и техники, активизирующих деятельность учащегося;
      3) в сфере психологических компетенций — положительное принятие учащихся, умение вести с ними правильный диалог, формирование мотивации к творческой работе.
      Посмотрим на образ учителя глазами выпускников школ. Исследования У. Супиньской и Б. Гжесяк (U. Supiñska, B. Grzesiak, 2001) показали, что наиболее высокая степень согласованности должного и реального образа учителя по физической культуре обнаружена в сфере его дидактических (профессиональных) умений. Исследованные ими ученики отмечали, что учитель по физической культуре имеет большие знания по своему предмету («однако временами он слабо подготовлен методически для проведения отдельных уроков и ищет недостатки только в наших умениях»), использует разные дидактические средства («однако временами уроки неинтересные»). В то же время наибольшее рассогласование между должным и реальным образом учителя учащиеся обнаружили в сфере «воспитательных умений». Они считают, что учителя физической культуры воспринимают ученика только как предмет для обучения. Учителя не в состоянии «вжиться» в проблемы ученика, часто не выполняют своих обещаний и имеют весьма средний авторитет среди учащихся. По мнению учеников, учитель физической культуры часто не обращает внимания на воспитательные возможности урока и внеурочных форм занятий.
      Познакомимся теперь с результатами исследования М. Брoниковского (M. Bronikowski, 2005), который попытался оценить важность разных задач физического воспитания в сфере знаний, умений, физической подготовленности, личностных и социальных ориентаций. В исследовании приняли участие 149 учителей физической культуры, среди которых были 91 женщина и 58 мужчин разного педагогического стажа. Как видно, в сфере физической подготовленности как женщины, так и мужчины на первое место поставили задачу под номером 2 — «достижение как можно более высокого результата в тестах». В области знаний первое ранговое место в обоих группах было отдано знаниям на тему предписаний и тактики различных игр: средняя арифметическая для женщин составила 5,67, а для мужчин — 5,90. Среди задач, касающихся выработки умений, учителя-женщины на первое место поставили задачу № 9 (средняя арифметическая 6,67) — «овладение умениями анализа и коррекции собственных ошибок при выполнении двигательных действий», а учителя-мужчины — компетенции, благодаря которым учащийся в состоянии организовать и провести с ровесниками (или членами семьи) какую-либо игру или другую форму активности (задача № 11, средняя арифметическая 6,79). В области ценностно-мотивационной сферы обе группы учителей высоко оценили задачи под номерами «13» и «14», касающиеся интереса и заботы о собственном здоровье после окончания общеобразовательного учреждения (табл. 7).

Таблица 7

Ранговая значимость отдельных (операционных) задач физического воспитания по мнению учителей физической культуры (n = 149) (M. Bronikowski, 2005)

Задача физического воспитания

Девушки

Юноши

Достоверность различий

±σ

±σ

I. Физическая подготовленность (хотел бы, чтобы ученик…):

1) развивал свой потенциал в области физической подготовленности

11,02

4,77

11,43

4,45

Недостоверно
      (н. д.)

2) достигал как можно более высоких результатов в тестах

5,26

3,76

5,62

3,99

н. д.

3) был так подготовлен, чтобы мог представлять школу в соревнованиях между школами

11,73

4,20

11,24

4,62

н. д.

4) характеризовался красивой, здоровой фигурой

9,24

44,46

8,91

4,33

н. д.

II. В сфере знаний

5) ученик освоил правила и стратегию различных спортивных дисциплин и игр

5,67

3,57

5,90

3,74

н. д.

6) узнал много нового о себе, собственном организме и его потребностях

11,27

3,16

10,43

4,59

н. д.

7) владел знаниями, необходимыми для сравнения себя с ровесниками по физической подготовленности и в сфере спортивных умений

11,58

4,01

9,95

4,30

< 0,02

8) знал, какую одежду и обувь следует иметь для осуществления разных форм двигательной активности и разных атмосферных условий

9,90

3,99

10,07

3,51

н. д.

III. В области умений

9) овладел умениями анализа и коррекции собственных ошибок при выполнении разных двигательных действий

6,67

3,95

7,03

3,76

н. д.

10) развивал двигательные компетенции в различных видах спорта и формах двигательной активности

9,57

3,96

10,02

3,92

н. д.

11) умел организовать и проводить со своими ровесниками (или членами семьи) какую-либо форму двигательной активности

7,30

3,95

6,79

3,39

н. д.

12) Развивал технические и тактические умения в спортивных играх

10,09

4,04

9,64

4,27

н. д.

IV. В сфере ценностно-мотивационных ориентаций

13) постановка себе задач, связанных с укреплением собственного здоровья

5,01

3,95

4,31

4,15

н. д.

14) проявление интереса и заботы о собственном здоровье также за пределами общеобразовательного учреждения

5,62

4,28

4,21

3,68

< 0,03

15) понимал, что важнее, чем результат, является само участие в игре

7,03

4,02

6,28

3,78

н. д.

16) соблюдал правила соответствующего поведения на игровой поле и в жизни

7,77

4,34

5,84

3,43

< 0,001

      Проведённые исследования показали, что вопреки распространённому мнению задачи, связанные с повышением физической подготовленности, не были обозначены как самые важные, которые должен решать учитель физической культуры. Важнейшими оказались задачи, касающиеся формирования ценностных ориентаций на здоровье и здоровый образ жизни, а следующими по значимости — связанные с выработкой умений. Авторы также выявили, что иерархия целей и задач физического воспитания и образования оказалась малозависимой от стажа работы. Это дало основания автору сделать вывод о том, что в подготовке будущих учителей физической культуры следует идти в направлении более глубокого осознания ими необходимости профессионального самосовершенствования и потребности перманентного самообразования. Только такой учитель имеет шанс стать инициатором активного образа жизни для молодёжи, а эффективность его воздействий будет определяться методическими и личностными компетенциями. Об эффективности работы учителя в значительной мере свидетельствует осознанность принятого учителем и учениками направления результатов деятельности, а также исключение или, как минимум, минимизация моментов импровизации, которые имеют место при отсутствии подготовки к очередным циклам уроков. Однако стабильность эффектов деятельности во многом будет зависеть от «эмоциональной связи ученика с предложенным ему движением». К сожалению, отсутствие такой связи видится, по мнению автора, одной из основных причин «очень низкой физической активности взрослой (и «образованной») части нашего общества» (M. Bronikowski, 2005, с. 19).
      Варшавские авторы Р. Чарнецка и Е. Кирст (R. Czarniecka, E. Kirst, 2002) также искали ответы на вопросы: каким должен быть учитель, какую он должен иметь подготовку и личностные качества, чтобы решать современные задачи и обязанности данной профессии? Были обследованы 62 учителя физической культуры и 148 учителей других предметов. По определению самих учителей, качества, которыми они должны располагать, или критерии, на основании которых им можно давать оценку, следующие: 1) адекватное отношение к ученику и его труду; 2) умение подготовить учеников к тому, чтобы они заботились о своём здоровье и здоровье окружающих; 3) обязательность, чувство ответственности, настойчивость в деятельности и стремлении к реализации поставленных целей; 4) способность к самосовершенствованию, в том числе своих педагогических знаний и умений; 5) умение использовать организационные и методические способности и приёмы, которые способствуют пробуждению активности ученика.
      Мерой первого критерия должны являться достижения учителя в области воспитания, проявляющиеся в соответствующем отношении к ребёнку, в умении правильно поступать в различных ситуациях и разрешать различные воспитательные проблемы. Для этого учитель должен получить соответствующую психолого-педагогическую подготовку.
      Второй критерий, связанный с заботой о здоровье, весьма корреспондирует с современной целью физического воспитания. Последняя, по мнению многих известных теоретиков школьной физической культуры, заключается в умении воздействовать на личность ученика таким образом, чтобы после окончания общеобразовательного учреждения на протяжении всей дальнейшей жизни он продолжал заботиться о своём телесном здоровье.
      Четвёртый критерий — способность к самосовершенствованию, включая педагогические знания и умения, — предполагает, что учитель на основе знания современных средств и методов обучения, воспитания и развития личности ученика в состоянии проявлять активность в поиске, разработке и во внедрении в практику собственных оригинальных методов и приёмов. Забегая вперёд, скажем, что этими качествами и способностями сполна наделены учителя-новаторы, о деятельности которых мы писали (см.: В. И. Лях с соавт. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании учащихся: научный анализ, проблемы, находки. — М., 1992. — 96 с.).
      Остановимся ещё на интересных данных, которые описали белорусские учёные более 20 лет назад (Л. Ю. Малай, С. В. Молчанов, 1987), но которые, на наш взгляд, не потеряли своего значения и сегодня. Эти специалисты сравнили ранговые атрибуты разработанности проблем физического воспитания учащихся в научно-методическом потенциале, полученных при анализе диссертационных работ и журнала «Физическая культура в школе» с соответствующими показателями самооценок учителями собственных знаний по этим проблемам и степени их значимости в практике (табл. 8).

Таблица 8

Сравнение ранговых структур разработанности проблем
физического воспитания учащихся в науке,
методике с самооценкой учителей и степенью их значимости в практике
(Л. Ю. Малай, С. В. Молчанов, 1987) (несколько переработано)



№ п/п



Проблематика

Ранговая структура

Оценка учителя

Разработанность в литературе

Собственные знания

Важность в практике

Диссертации

Журнал «Физкультура в школе»

1

Физическое воспитание — часть общего воспитания

6–7

14–15

4

6

2

Историко-педагогические проблемы

31

32

5

32–33

3

Морально-волевая подготовка на уроках

12

4

13–14

30–31

4

Физическое воспитание школьников социалистических стран

33

33

9–10

9

5

Учебные программы

20

7–8

27–29

15

6

Нормативы по физической культуре в соответствии с возрастом

2

9

22–26

18

7

Планирование учебного процесса

1

11

11–12

10

8

Контроль на уроках

17–19

10

15–18

20–21

9

Новые средства и методы, применяемые на уроках физической культуры

24

17–18

2–3

4

10

Развитие физических качеств (способностей)

8–10

3

1

7

11

Индивидуальный подход на уроках физической культуры

4–5

7–8

19–20

25–27

12

Формирование двигательных умений и навыков

14

6

2–3

2

13

Преемственность физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах, ПТУ, вузах

32

31

13–14

32–33

14

Определение уровня подготовленности

13

20–21

7

23

15

Учебный процесс в специальных медицинских группах

29

28

6

20–21

16

Обоснование двигательного режима

22

29

8

28

17

Влияние занятий физическими упражнениями на учёбу

8–10

16

22–26

29

18

Врачебные наблюдения за собственным здоровьем

21

12

21

25–27

19

Работа по внедрению комплекса ГТО в школе (теперь бы сказали «Президентских состязаний»)

6–7

22

15–18

11

20

Внеурочные формы занятий

4–5

14–15

9–10

12

21

Новые средства и методы оздоровительной массовой физической культуры

26

25

15–18

1

22

Физическое воспитание детей по месту жительства

27

26

19–20

19

23

Самостоятельные занятия

8–10

5

27–29

13

24

Система массовых соревнований

16

20–21

22–26

3

25

Роль спорта в образе жизни учащихся

3

13

27–29

25–27

26

Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях

17–19

24

11–12

8

27

Профессиональные качества учителя физической культуры

11

2

15–18

30–31

28

Вопросы самоподготовки

17–19

17–18

30

22

29

Передовой педагогический опыт

25

23

5

30

Подготовка физкультурного актива

15

19

24

31

Изготовление нестандартного оборудования

30

27

16

32

Использование ТСО

28

30

22–26

14

33

Строительство и эксплуатация спортивных сооружений

23

1

22–26

17

      Какие же выводы можно сделать на основании данных таблицы 8? Прежде всего, случаи полного или практически полного совладения степени разработанности проблем школьной физической культуры в науке, освещения их в ведущем методическом журнале, значении для практики с глубокими знаниями самих учителей отсутствуют.
      Наиболее оптимальное совпадение рассматриваемых показателей авторы выявили по отношению к одним из ведущих проблем теории и методики физического воспитания учащихся: развитие физических качеств на уроке и формирование двигательных умений и навыков. В других случаях, как уже отмечено, имеет место тенденция несоответствия одного или нескольких факторов между собой. Это приводит к неудовлетворению профессиональных потребностей учителя и в конечном итоге негативно влияет на рост его педагогического мастерства (Л. Ю. Малай, С. В. Молчанов, 1987, с. 28).
      Заметим, что в группу наиболее значимых для практики знаний, по мнению учителей физической культуры, вошли вопросы строительства и эксплуатации сооружений, формирования профессиональных и личностных качеств учителя, знания по проблемам морально-волевой подготовки учащихся на уроках. Как объясняют учёные эти данные? Отсутствие лаборанта по физическому воспитанию в школе привело к тому, что наряду с воспитательной и образовательной деятельностью у учителя большую часть рабочего времени занимает хозяйственная деятельность. Он выполняет несвойственные ему функции строителя и ремонтника, а поскольку не является специалистом в этой области, то вполне естественно стремится получить необходимые ему специальные знания по данному вопросу. Поэтому этот факт оказался не таким уж неожиданным в исследовании.
      Высокая оценка учителями значимости знаний о профессиональных и личностных качествах учителя подтверждает, во-первых, наше стремление как можно более просто и вместе с тем широко раскрыть их в нашем пособии. Во-вторых, это свидетельствует о стремлении учителей физической культуры к самосовершенствованию в области профессиональной деятельности. Уровень этого «профессионализма, качественные характеристики основной массы учителей физической культуры, — если верить публикациям современных специалистов (В. П. Лукьяненко, 2002, 2007 и др.) — не отвечают современным требованиям перестройки общего среднего образования в сфере физической культуры» (В. П. Лукьяненко, 2007, с. 71).
      Высокая оценка учителями знаний по проблемам морально-волевой подготовки на уроках физической культуры говорит о том, что если не всегда, то с достаточно давних времён они понимали значение физического воспитания не только в плане его воздействия на физическую природу человека, но и как фактор формирования личности, морально-волевых и ценностных её основ.
      Какие ещё можно сделать выводы? Видно, что надо улучшать информированность учителей по вопросам учебных программ, контроля на уроках и во внеучебной деятельности, передового педагогического опыта. Этому, среди прочего, посвящено наше учебное пособие, а также наши книги по контролю (см. раздел «Литература»).
      В 1990 г. один из авторов данного пособия (В. И. Лях) писал: «Уровень профессионализма, педагогическая и особенно психологическая подготовка учителей не отвечают требованиям сегодняшнего дня… Многих сегодняшних учителей физической культуры не отличает широкая образованность, высокий уровень культуры, в том числе физической, богатый духовный мир, интеллигентность. Нередки и слабое знание своей специальности, низкое методическое мастерство, которые не позволяют выбирать наилучший для конкретных условий метод или совокупность методов. У большой части учителей не сформированы способности сопереживать, знать возрастные и половые особенности развития учащихся, понимать мотивы их поведения, внутренний мир ребёнка. Они не умеют сотрудничать с учениками в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, фактически не стимулируют детскую инициативу, творчество, самоуправление в сфере физической культуры» (В. И. Лях, 1990, с. 11).
      В. П. Лукьяненко (2007) на вопрос о том, почему «уровень профессионализма… качественные характеристики основной массы учителей физической культуры не отвечают современным требованиям перестройки общего среднего образования в сфере физической культуры» (с. 71), отвечает следующим образом: «Основная причина такого положения заключается не столько в отношении к делу самих учителей, сколько в глубоко укоренившихся традициях, а также в существующей системе их подготовки, которая не ориентирована на реализацию подлинной образовательной направленности учебной работы по физической культуре в школе. Эта система нуждается в перестройке…» И далее: «Профессиональная подготовка и педагогическая деятельность учителя физической культуры должна быть переориентирована с двигательного «натаскивания» на развитие творческих способностей учащихся, повышение уровня их образованности, обеспечение перерастания процесса обучения в процесс физкультурного самообразования, самоопределения, физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни» (В. П. Лукьяненко, 2007, с. 71).
      Авторам осталось только попросить прощения у учителей, которые давно работают в соответствии с должными требованиями, а также обратить внимание читателя, что то, о чём мы сказали в заключение, весьма тесно переплетается с тем, о чём написано выше. Просим прощения также у тех специалистов, мысли которых должны были бы найти здесь отражение, но по разным причинам их взгляды остались не рассмотренными.

Категория: В 10-11 КЛАССАХ | Добавил: uchitel | Теги: ЗОЖ в школе, методическая помощь учителю физкуль, физкультура в школе, методика преподавания физкультуры, из опыта работы учителя физкультуры
Просмотров: 636 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru