Без глубоких знаний анатомо-физиологических и психических
особенностей учащихся и умения применять их в конкретных условиях
учебно-воспитательного процесса нельзя успешно решать вопросы,
связанные с повышением физической подготовленности учащихся, обучением
двигательным действиям и их совершенствованием, правильным применением
различных методов управления классом, обучением учащихся самоанализу и
самоконтролю, а также воспитанием моральных и волевых качеств, подбором
дифференцированных нагрузок. Кратко рассмотрим эти особенности.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение
физического и психического уровня развития человека. К 16–17 годам
завершается развитие центральной нервной системы. Высокого уровня
развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга,
приводящая к качественным изменениям в характере мыслительной
деятельности (подробнее см. раздел «Психические особенности»).
Следует помнить, что развитие костно-мышечного и связочного
аппарата у старшеклассников ещё не закончено. Так, костные эпифизарные
диски с телом позвонка полностью срастаются к 24 годам, срастание ядер
окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, а срастание трёх тазовых
костей — с 14 до 20 лет. Окостенение фаланг пальцев рук у девушек
происходит в 14–18 лет, а у юношей в 16–22 года, а годом-двумя раньше —
фаланг пальцев ног. В старшем школьном возрасте далеко ещё не
закончено окостенение позвоночника, поэтому старшеклассникам следует
избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, особенно при поднятии
тяжестей. Кроме того, частое применение максимальных нагрузок может
привести к уплощению стоп.
Больших нагрузок с максимальной соревновательной интенсивностью
следует также избегать по причине незавершённого развития нервной
регуляции работы сердца. При слишком интенсивных нагрузках, например в
начале бега на относительно длинных дистанциях, у учащихся быстро
снижается содержание кислорода в крови, а возникающая кислородная
недостаточность может явиться причиной полуобморочного состояния. В
этой связи старшеклассникам не рекомендуется тренироваться с
максимальной соревновательной интенсивностью. Нагрузка, как правило, не
должна превышать 85–90% среднесоревновательной.
У юношей в 15–16 лет масса тела интенсивно увеличивается, тогда
как у девушек к 16 годам темпы её нарастания уже снижаются. Юноши (в
среднем) выше девушек на 10–12 см и тяжелее на 5–8 кг; масса их мышц по
отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой
ткани на 10% меньше; туловище юношей немного короче, а руки и ноги
длиннее, чем у девушек. Более широкий таз и относительно короткие ноги,
большая подвижность позвоночника и суставов, лучший эластический
связочный аппарат приводят к тому, что у девушек по сравнению с юношами
выражены большие поперечные колебания тела при ходьбе и беге.
Сердце юношей на 10–15% больше по объёму и массе, чем у
девушек; пульс реже на 6–8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что
обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное
давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная
ёмкость их лёгких примерно на 100 см3 меньше.
Итак, функциональные возможности для осуществления интенсивной и
длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки
они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем
повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до
исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.
В последние годы появляется всё больше школьниц, имеющих низкие
функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Это свидетельствует о снижении к старшему школьному возрасту
двигательной активности, связанной с играми, циклическими и
ациклическими локомоциями. В свою очередь, у девушек, регулярно
занимающихся такими упражнениями, показатели этих систем продолжают
улучшаться. Уже после нескольких тренировок в беге на уроках физической
культуры или на внеклассных занятиях девушки могут бегать в умеренном
темпе более 15 мин, а юноши — более 25 мин. Беговые и прыжковые
упражнения особенно полезны тем, кто имеет избыточный вес и низкие
функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В старшем школьном возрасте девушки и юноши приобретают тип
телосложения, свойственный взрослому человеку. Типы телосложения
определяются по таким признакам, как степень развития мышц и
жироотложения, форма грудной клетки и живота, соотношение длины и массы
тела, его пропорции. Нормальными конституционными типами телосложения считают астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.
Имеются сведения, что специально направленными физическими
упражнениями тип телосложения можно в значительной степени изменить,
например астеноидный может перейти в торакальный, торакальный и
дигестивный — в мышечный.
Девушек и юношей астеноидного типа телосложения
отличают высокий рост, узкое и уплощённое туловище, тонкий костяк и
слабая мускулатура. Для их гармоничного развития особенно полезны
динамические и статические силовые и скоростно-силовые упражнения, а
также циклические упражнения: длительный бег, ходьба на лыжах, бег на
коньках умеренной интенсивности, плавание — для развития
сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Рекомендуются также
упражнения на развитие гибкости, координационных способностей
(равновесия, согласованности движений, перестроения двигательной
деятельности).
Вторым типом телосложения, заслуживающим индивидуального
подхода в обучении движениям и развитии физических способностей,
является дигестивный. Детей этого типа телосложения отличает
главным образом избыточное жироотложение. Снижения массы тела можно
достичь упражнениями, активизирующими деятельность кровообращения и
дыхания, вызывающими повышенные энергозатраты; укрепляющими мышцы
живота (место наибольшего отложения жира); улучшающими скоростные и
скоростно-силовые качества.
Учащимся торакального (грудная клетка цилиндрической формы, умеренно развитая мускулатура) и мышечного
типов (рельефно развитая мускулатура) рекомендуется до половины
времени занятий, отводимых на развитие физических способностей,
выделять на развитие силовых, скоростно-силовых и скоростных
способностей. Кроме этого, в занятия необходимо включать специальные
упражнения для развития гибкости и общей (аэробной) выносливости, а
также воздействующие на координационные способности, которые
проявляются в гимнастических и акробатических упражнениях, спортивных
играх и единоборствах, легкоатлетических и др. |