Интерес как избирательная направленность индивида к какому-либо виду
деятельности (или её составляющим) является отражением потребностей и
источником мотивации. Поэтому оценивание его проявлений, несомненно,
отражает результативность профессиональной деятельности педагога.
В практике контроля физкультурной деятельности оценивание интереса к
ней занимающихся в лучшем случае происходит по произвольно выбранным
критериям чисто визуально. Это не позволяет дать объективную оценку и
произвести сравнительный анализ достижений разных педагогов. Конечно,
для решения поставленной задачи можно использовать арсенал средств,
отработанных в психологии. Однако это не всегда целесообразно.
Применительно к контролю интереса учащихся к физкультурной
деятельности, видимо, следует ориентироваться на самые доступные (по
ресурсным затратам) и простые (по технологиям оценивания) методики.
Представляется, что процедура оценивания интереса учащихся к
физкультурной деятельности должна осуществляться по отношению к
содержанию занятий и по отношению к педагогу, проводящему эти занятия.
При этом используется метод анонимного (безымянного) анкетирования.
Разработка таких анкет — дело специалистов-психологов. Это связано с
тем, что требуется обоснование по крайней мере трёх аспектов
анкетирования по критериям необходимости и достаточности. Во-первых,
обоснование состава вопросов. Во-вторых, обоснование содержания
(формулировки) вопросов. В-третьих, обоснование шкалы оценивания и
оценочных суждений.
Самый простой способ оценивания интереса учащихся к
физкультурной деятельности — визуальное определение количества учащихся
на уроке с явно выраженной положительной реакций к деятельности на
уроке. Но более верным способом оценки интереса является анкетирование
учащихся. На протяжении ряда лет при проведении аттестации нами
использовались следующие анкеты для анкетирования учащихся:
Анкета 1
Мне на уроке физической культуры …
… нравятся все задания
… нравятся почти все задания
… нравятся отдельные задания
… ничего не нравится
Анкета 2
На урок физической культуры я прихожу…
… всегда с желанием
… почти всегда с желанием
… когда с желанием, а когда нет
… почти всегда без желания
… всегда без желания |
Анализ результатов анкетирования связан с вычислением
процента опрошенных по каждому из вариантов ответов. Оценивание
интереса осуществляется по количественным (в %) показателям
распределения вариантов ответов. Неоднократное анкетирование (например,
раз в году) на протяжении ряда лет позволяет судить о динамике интереса
учащихся к физкультурной деятельности. Сравнительный анализ
результатов анкетирования различных педагогов позволит выявить лучшие
показатели профессиональной деятельности. При этом высокие показатели
требуют изучения и распространения опыта работы, а худшие — выявления и
устранения причин такого положения дел. Естественно, что получаемые
результаты не следует абсолютизировать или драматизировать.
Все описанные побуждения различаются по содержанию: они могут
быть направлены на содержание самой учебной деятельности или на
взаимодействие ребёнка с другими людьми. Побуждения к учению имеют
различия. Они могут быть направлены на достижение как общественных,
коллективных задач, так и узколичных задач. В учебной деятельности
важно формировать у ученика направленность не только на процесс, но и
на способы своих действий и на результат учебной деятельности. Мотивом
учебной деятельности всегда служит успешный результат, положительно
оцениваемый взрослыми. С этим связана динамика так называемого уровня
притязаний ребёнка, этот уровень, как правило, поднимается в ситуации
успешной учебной деятельности. Желательно, чтобы учитель с помощью
оценок и отметок переводил учащихся с ориентации только на результат
своих действий к ориентации на способ его достижения, проверял бы не
только уровень результата, но и способ решения, с помощью которого
получен результат. Тогда самоконтроль и самооценка учащегося, связанный
с ними уровень притязаний будут объединяться в сознании ребёнка с
успешностью не только результата, но и способа учебной работы. |