При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные
возможности, уровень физического развития и двигательные возможности,
последствия заболеваний учащихся. Успеваемость оценивается по
пятибалльной системе. Главным требованием при
оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для
выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:
• как ученик овладел основами двигательных навыков;
• как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
• как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
• как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;
• как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
• как относится к урокам;
• каков его внешний вид; соблюдает ли дисциплину.
Последнее требование не влияет на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом учащимся 1—4 классов.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество
и результат выполнения. Следовательно, оценка «5» выставляется за
такое выполнение сразу. К мелким ошибкам в основном относятся
неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное
положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки — это такие, которые не вызывают особого
искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный показатель ниже предполагаемого ненамного.
К значительным ошибкам относятся:
• старт не из требуемого положения;
• отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
• бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
• несинхронность выполнения упражнения.
Оценка за такое выполнение «4», если допущено не более одной
значительной ошибки и несколько мелких; если их больше, то оценка «3».
Грубые ошибки — это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка может быть «3», если допущены две значительные ошибки и
несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить
результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1—4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении
упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при
построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки,
метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды,
количество, длину, высоту. Но для учащихся 1—4 классов коррекционной
школы возрастных нормативов нет. Поэтому учитель сам может определить
приблизительные нормативы для среднего ученика и руководствоваться ими
в работе.
Таким образом, на уроках физкультуры у учителя будут три группы
детей по структуре дефекта и уровню физического развития и
двигательной подготовленности. |