Учащиеся начальных классов не всегда готовы выполнять задания
учителя. Большинство из них не понимают команд учителя, плохо
подчиняются его требованиям, слабо ориентируются в пространстве.
Необходимо помнить о том, что, для того чтобы класс был хорошо
организован, детей с нарушениями интеллекта начиная с подготовительного
класса надо учить всему: передвигаться к месту занятий; переодеваться;
складывать одежду; раздавать товарищам мячи, скакалки, гимнастические
палки; помогать убирать гимнастические скамейки, маты. Начиная со
2 класса детей учат сдавать рапорт, проводить расчет на «раз-два», по
порядку.
Урок должен начинаться строго по расписанию и своевременно
заканчиваться. При построении учащихся в колонну по одному сам учитель
является направляющим. Сигналом для построения служит свисток учителя
или поднятая вверх правая рука. Можно строить детей в одну шеренгу.
Тогда ориентирами для построения будет начерченная линия или разметка
на полу для каждого ученика.
В зависимости от темы и задач урока учащихся можно разделить на
две подгруппы по уровню двигательных возможностей и уровню интеллекта.
Если в классе 12 учеников, то деление на подгруппы необязательно.
В подготовительном и 1 классах деление на подгруппы проводится
для того, чтобы во время урока учитель мог помогать каждому ученику,
сравнивать качество выполнения упражнений сильными и слабыми учащимися,
контролировать их поведение, выбирать методы поощрения.
Во время урока учитель оценивает действия не только каждого
ученика, но и всей подгруппы, выбирает методы воздействия на ученика и
подгруппу, дает возможность детям оценить действия своих товарищей
в группе и в классе.
Очень важно давать четкие задания, сочетать объяснение
с показом и проверять, как усвоили ученики инструкцию, понимают ли они
ее.
Действия учащихся будут успешными, если учитель:
• хорошо знает возможности учащихся класса (физические, интеллектуальные);
• ведет Карточку здоровья каждого ученика;
• сам владеет физкультурной терминологией, приучает детей слушать эти слова-термины и постепенно вводит их в речь учащихся.
Деятельность учащихся при разучивании, закреплении упражнений
организуется различными способами. Так, при проведении ходьбы, бега,
общеразвивающих и коррекционных упражнений, выполняемых в движении и на
месте, лучше пользоваться фронтальным способом.
Фронтальный способ предполагает выполнение
одного и того же упражнения всеми учащимися одновременно. При этом
хорошо заметен ученик, который по какой-то причине не успевает за
остальными.
Поточный способ. Суть этого способа заключается
в том, что ученики выполняют упражнения друг за другом. Один ученик
еще не закончил выполнять упражнение, а другой уже приступает
к выполнению. Это могут быть упражнения с продвижением вперед,
с передачей предметов, с бросками и ловлей мяча, упражнения
в равновесии. Этот способ используется в основном в 4 классе и
в старших классах (в это время совершенствуются двигательные умения и
навыки).
Посменный способ организации учащихся
заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по нескольку
человек (или по два) одновременно. В начале обучения, когда учитель
должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются
группами по два-три ученика. Если они овладели навыками выполнения, то
количество учащихся в группе можно увеличить, если не овладели —
уменьшить.
Этот способ можно представить и по-другому. Учитель делит
учащихся на группы с учетом их возможностей. Например, три-четыре
сильных ученика выполняют упражнение на гимнастической скамейке
с обручами. После выполнения этого упражнения три-четыре более слабых
ученика начинают упражнение с гимнастической палкой на полу, по
начерченной линии.
Круговой способ предполагает выполнение
упражнений учащимися друг за другом. Например, ученики 4 класса сначала
выполняют опорный прыжок, затем упражнения в равновесии и переходят
к ходьбе по ориентирам. После этого порядок выполнения предложенных
упражнений повторяется.
На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа,
преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды
ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, больше
внимания можно уделить учащимся с более слабой двигательной
подготовкой. |