В школе используются различные формы
занятий по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Но
самым важным является урок физической культуры. Если
в общеобразовательной школе урок физической культуры состоит из трех
частей, то в коррекционной — из четырех. Каждая часть урока решает
конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих
принципов коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов
является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся
у ребенка дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе
обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие
ребенка.
Образовательные задачи направлены на формирование у детей
двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по
гигиене, по состоянию их здоровья.
Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными.
На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается
дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство
товарищества и взаимопомощи.
Воспитательные задачи достаточно трудоемки, поэтому иногда
в своем рабочем плане-конспекте учитель не определяет их только потому,
что не может быть обучения без воспитания и наоборот.
Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение
таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика,
помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача
учителя — подобрать специальные упражнения, придав им комплексный
характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления
нарушений физического развития и моторики.
Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи.
Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические
упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений как
в физическом, так и в интеллектуальном развитии.
Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны
быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной
деятельности. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны, быстро
устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не
всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес
к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми.
В 3—4 классах следует практиковать выполнение упражнений в виде
соревнований: «Кто лучше», «Кто точнее».
Учитель должен серьезно подготовиться к уроку: познакомиться
с учениками класса; узнать об уровне их физического развития,
двигательной подготовленности, интеллектуальных особенностях; побывать
на уроках математики, письма, ручного труда; проконсультироваться
с классным руководителем и врачом школы.
При планировании уроков учитель должен учитывать следующее:
• где будет проводиться урок: в зале или на улице;
• в каком состоянии находится предполагаемое место занятий;
• как обеспечен урок оборудованием и спортивным инвентарем;
• какое место в учебном расписании занимает данный урок;
• какова готовность учащихся к предложенным нагрузкам на уроке;
• проявляют ли дети интерес к занятиям на уроке.
Четкое распределение упражнений по частям урока и методическая
поддержка их выполнения обеспечат спокойное проведение урока.
Вводная часть урока. В этой части решаются
организационные задачи. Вводная часть урока имеет большое значение,
особенно в младших классах. Учитель приводит учащихся в зал, помогает
им приготовиться к уроку, приучает к командам (в подготовительном и
1 классах это распоряжения), строит их в указанном месте, уделяя особое
внимание построению.
Строить детей следует таким образом, чтобы при передвижении они
не мешали друг другу, видели учителя, а при выполнении различных
заданий учитель мог оказывать им помощь. Детей можно строить по росту,
с учетом уровня их физического развития.
Начиная со 2 класса построение проводится по команде учителя,
с расчетом по порядку. На занятие учитель может идти рядом с детьми или
впереди. В зале он встает перед детьми и объясняет, как надо
построиться.
Место построения в зале можно обозначить для каждого ребенка
в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их
на полу. Дети быстрее запоминают свое место и учеников, которые стоят
рядом.
В подготовительном, 1 и 2 классах продолжительность вводной
части урока 8—10 мин, так как ученики долго переодеваются, а попав
в большой зал, сразу теряются и долго не могут включиться
в двигательную деятельность. В 3—4 классах продолжительность вводной
части составляет 5—6 мин, так как к построению, расчету и выполнению
команд учителя ученики уже подготовлены.
Подготовительная часть урока решает следующие задачи.
1. Подготовить организм учащихся к предстоящей двигательной
нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения
общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении.
Начиная с 3 класса используются комплексы упражнений с гимнастическими
палками, флажками, мячами, обручами. При этом упражнения выполняются
с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Подготовительные и
подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие.
Вот почему в начальных классах подготовительная часть урока состоит
преимущественно из общеразвивающих и коррекционных упражнений.
2. Выбрать два-три упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.
3. Использовать только подготовительные физические упражнения
как средство формирования определенного двигательного качества.
4. Включить в подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.
Таким образом, в подготовительную часть урока вводится
восемь—десять упражнений различного характера. Она может длиться
10—15 мин.
В основной части урока решаются
образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для
их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические
упражнения, игры различного характера.
При проведении основной части урока задача учителя состоит
в том, чтобы подобрать упражнения, которые решали бы вышеперечисленные
задачи. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений.
Упражнения, направленные на изучение нового материала, следует
выполнять в начале основной части урока, а упражнения, направленные на
развитие каких-либо качеств (дифференцировка во времени и
пространстве), — в начале или в конце.
В основной части урока можно проводить игры различной
направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания мяча.
Так как на уроках в начальных классах отводится большое место
гимнастике, то в основную часть можно вводить строевые упражнения. Это
обусловлено еще и тем, что у учащихся 1—4 классов значительно нарушена
именно ориентировка в пространстве, а процесс усвоения этих упражнений
требует кропотливой работы.
В 3—4 классах в основную часть урока можно чаще включать ходьбу, бег, метание, прыжки.
Основная часть урока длится 20—25 мин и плавно переходит в заключительную часть.
Заключительная часть урока решает две задачи.
1. Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время.
2. Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.
На уроке подводятся итоги, выставляется оценка в дневник и
в классный журнал. В это время дети могут стоять в шеренге на своих
местах или сидеть на скамейке. Уход детей из зала четко организован.
Продолжительность заключительной части урока в подготовительном и
1 классах — до 7 мин, во 2—4 классах — 3—5 мин.
Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока,
состава класса и учебного материала. Учителю необходимо помнить, что
обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться
с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение
материала.
В практике работы специальной (коррекционной) школы VIII вида
нужно выделить следующие типы уроков: вводные, на ознакомление с новым
материалом, комбинированные (смешанные), уроки повторения пройденного и
контрольно-зачетные. |