В настоящее время наблюдаются негативные тенденции в
состоянии здоровья детей и подростков. За период с 2002 по 2012 г.
частота выявления функциональных отклонений у учащихся младших классов
повысилась на 84,7 %, а хронических заболеваний – на 83,8 %. У
старшеклассников – соответственно на 73,8 и 39,6 %. Преобладают
функциональные нарушения со стороны костно-мышечной (23,3 %) и нервной
систем, а также психической сферы (15,8 %), эндокринной системы и обмена
веществ (13,6 %). Значительная
часть детей, посещающих дошкольные учреждения и начальную школу,
относится к часто болеющим. Среди неорганизованных детей часто болеющие
составляют почти половину.
В связи с этим на сегодняшний день практически каждый
ребенок по результатам углубленного медицинского обследования может быть
либо полностью освобожден от занятий физической культурой, либо отнесен
к специальной медицинской группе. С одной стороны, это связано с тем,
что абсолютно здоровых детей, действительно, единицы, с другой же,
практически отсутствует четкий узаконенный перечень заболеваний и
патологических состояний, являющихся основанием для освобождения от
занятий физической культурой или зачисления в специальные медицинские
группы.
Если обратиться к программам физического воспитания в
специальных медицинских группах, то нельзя не обратить внимание на то,
что они датированы 1986 – 1990 гг. В них отсутствует четкая формулировка
задач физического воспитания детей с определенными отклонениями в
состоянии здоровья, в связи с чем очень «размыты» рекомендуемые для
решения этих задач средства и методы физического воспитания.
Учитывая сказанное, проведены
специальные исследования, основной целью которых являлось обоснование
основных путей совершенствования физического воспитания детей младшего
школьного возраста, отнесенных к специальным медицинским группам. |