Формирование знаний фундаментального характера должно
осуществляться в условиях специально организованной системы академических
занятий. Важнейшей характеристикой их качества является научность, а важнейшими
признаками научности – степень абстракции и обоснованности.
Общий научный уровень знаний в области физической
культуры довольно высок. Их наиболее яркой характерной чертой является то, что
они вырабатываются и формируются на стыке самых разных научных дисциплин:
педагогических, психологических, математических, гуманитарных и естественно
научных и т.п. Данным обстоятельством обусловлен тот факт, что из всех
дисциплин учебного плана общеобразовательной школы, фундаментальные
теоретические знания по физической культуре являются самыми интегрированными и
многогранными, а поэтому одними из самых сложных по содержанию и технологии
преподавания и усвоения.
Уровень знаний в
области физической культуры может быть различным и проявляться в разной степени
сложности: от простого описания элементарных фактов до изложения теоретического
материала на межпредметном уровне. При этом степень их сложности соотносится с
той или иной ступенью абстракции. Чем выше ступень абстракции теоретического материала,
тем сложнее оказывается та или иная тема, или учебная дисциплина в целом. И
дело здесь не просто в дополнительных затратах времени и труда, а в том, что
изучение материала на более высоком уровне абстракции требует перестройки стиля
мышления.
Изучение явлений в учебном процессе по физической
культуре можно сопоставить с четырьмя последовательными ступенями абстракции
Ступень «А» – феноменологическая. На этой ступени
содержание учебной дисциплины представляет собой простое описание фактов и явлений,
опирающееся на использование житейских понятий. Она предполагает формирование
общих представлений о содержании физической культуры, основных аспектах ЗОЖ и
т.п. Данная ступень изучения реализуется на самых начальных этапах образования,
позволяет накопить знания о фактах для последующих обобщений.
Ступень «Б» - аналитико-сентетическая. На этой ступени содержание учебной дисциплины
предполагает объяснение природы, свойств объектов, закономерностей протекания
явлений, закладываются основы языка науки (понятий, суждений и т.п.)
По отношению к
содержанию фундаментальных физкультурных
знаний эта ступень предполагает объяснение сути физиологических и психолого-педагогических закономерностей физического воспитания,
средств и методов формирования двигательных умений и навыков, содействия развитию
физических качеств, раскрытию содержания основных понятий науки о физической
культуре.
Ступень «В» – прогностическая. Эта ступень абстракции предполагает изучение
моделей процессов, анализ законов и свойств явлений, освоение развитого
научного языка.
Применительно к знаниям из области физической культуры,
на этой ступени демонстрируются и анализируются знания, лежащие в основе
оздоровительной физической культуры, тренировки основных физиологических систем
организма, методов врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в процессе
занятий физическими упражнениями, спортом, средства и методы самовоспитания и
физического самосовершенствования.
Ступень «Г» – аксиоматическая. Предполагает высокую
степень общности, интегрированности знаний. Содержание учебной дисциплины
охватывает большой объём материала, что позволяет производить точный и
долгосрочный прогноз хода явлений на основе относительно небольшого числа общих
принципов и положений. Изложение материала опирается на междисциплинарный научный язык.
Применительно к области физической культуры
характеризуется высоким уровнем знания и
глубоким пониманием основных закономерностей и принципов функционирования
физической культуры как явления общественной жизни. Наличием собственных
суждений, взглядов по основным проблемам и перспективам развития данного
явления, основывающихся на глубоком понимании междисциплинарных связей и
отношений, благодаря чему они становятся
личной точкой зрения, убежденностью человека.
Наука и соответствующая учебная дисциплина становятся
полноценными, «приобретают своё лицо», на ступенях абстракции «Б» и «В», когда
появляется возможность чёткого определения предмета изучения, обозначения границ науки, определяются и наполняются
содержанием её основные понятия.
Основной материал настоящего пособия характеризуется
уровнем сложности, соответствующим аналитико-синтетической («Б») и
прогностической («В») ступеням абстракции
Представление материала на более низком уровне сложности
(«А» - феноменологическая ступень абстракции)
явилось бы недостаточным по отношению к требованиям, предъявляемым к
учебным дисциплинам, предлагаемым для изучения в старшем школьном возрасте.
Самый высокий уровень сложности представления материала
(«Г» – аксиоматическая ступень абстракции) более характерен для учебников и учебных пособий системы высшего
профессионального образования.
|