Теория – это система основных идей в какой-либо отрасли
знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между
предметами, явлениями, процессами реального мира.
Знания – это конкретные взаимосвязанные факты, теоретические
обобщения, законы. Это совокупность
накопленных в процессе общественно-исторического
развития человеческого общества сведений о природе, культуре, технике, самом
человеке.
По отношению к процессу физического воспитания знания
могут быть рассмотрены в двух аспектах:
как один из компонентов содержания образования,
представленный в учебном предмете «Физическая культура» (раздел «Основы
знаний»);
как достояние каждого учащегося, которое он приобретает в
процессе обучения и может использовать для достижения целей по сохранению и
укреплению своего здоровья, физического самосовершенствования, удовлетворения
различных физкультурно-спортивных интересов и потребностей.
Из
этого следует, что знания должны представлять собой ведущий компонент
содержания в сфере физической культуры. Без освоения теоретического материала
невозможно решить задачу образования, составляющего сущность
общеобразовательного предмета «Физическая культура».
Вместе с тем, практика показывает, что преподаванию
раздела «Основы знаний», их активному и целенаправленному освоению учащимися в
настоящее время ещё не уделяется должного внимания. Одной из главных причин такого положения является недостаточное учебно-методическое обеспечение преподавания
и усвоения этого раздела. Содействие
устранению этого недостатка является одной из основных задач данного учебного
пособия.
***
Важнейшей задачей
преподавания и усвоения знаний является обеспечение общего образования в сфере
физической культуры, создание у занимающихся целостного представления об этом
явлении как элементе общей культуры человека и общества.
Практика показывает, что отсутствие у школьников
теоретических знаний по физической культуре резко снижает эффективность
обучения и воспитания, уменьшает интерес к занятиям физическими упражнениями,
мешает привитию учащимся положительного отношения и потребности в
систематических самостоятельных занятиях физической культурой.
Значение теоретического материала обусловлено и тем, что
он, хотя и не оказывает прямого и непосредственного воздействия на физическое
совершенствование человека, тем не менее, способствует существенному повышению
целенаправленности и эффективности процесса физического воспитания.
Одна из особенностей знаний по физической культуре
заключается в их высокой степени прикладности. Они призваны помочь учащимся
рационально применять практические умения и навыки для укрепления здоровья,
развития физических качеств, освоения разнообразных двигательных действий.
Наряду с этим, они также содействуют повышению уровня общей образованности и
эрудиции учащихся.
Велика роль знаний в формировании искренне заинтересованного отношения к
занятиям физическими упражнениями, в
правильном понимании и оценке социальной значимости физической культуры как
общественного явления.
Благодаря знаниям инструктивно-методического характера
учащиеся получают возможность грамотно с учетом особенностей и возможностей
собственного организма организовывать самостоятельные занятия физическими
упражнениями.
Незаменима роль теоретического материала в деле формирования
мотивационно-ценностных ориентаций и
убеждений, без которых невозможно действительно эффективное использование
средств физической культуры. Качественное освоение теоретического материала,
повышая уровень общей образованности и эрудиции, эффективно содействует общему
развитию учащихся.
Несмотря на такое большое значение, вопросам усвоения
теоретического материала по физической культуре в школе долгое время не уделялось
должного внимания. В результате до настоящего времени не разработана
эффективная и общепринятая методика формирования знаний по этому предмету
Этому, в частности, способствовало и наличие ряда объективных причин, существенно осложняющих
процесс преподавания и усвоения теоретического материала, главными из которых
являются: его неоднородность, принадлежность к различным областям научного знания (гигиена, социология,
история, физиология, анатомия, теория и методика физической культуры и др.),разноуровневая
сложность, различная степень прикладного значения.
Такое положение требует реализации различных форм и
методов. в наибольшей мере соответствующих особенностям того или иного конкретного
материала. Поэтому для реализации более эффективной технологии преподавания и усвоения
теоретического материала необходимо более подробно остановиться на рассмотрении
его роли и особенностей, как элемента образования в сфере физической культуры.
|