История свидетельствует, что одним из первых
разработчиков структуры занятий физическими упражнениями был шведский педагог
Ялмар Линг (1820 - 1886) . Им разработана система урока, систематизированы средства
(физические упражнения), сформулирован ряд методических положений, следование
которым необходимо при организации
занятий. Я. Линг сконструировал для занятий гимнастикой специальные снаряды: гимнастическую скамейку,
гимнастическое бревно, специальную стенку, получившую впоследствии
название шведской. В соответствии с
разработанной им схемой, урок школьной
гимнастики представлял собой довольно сложное построение, состоящее из 12-18
частей, следовавших в строгом порядке одна за другой.
К концу Х1Х века в школьный урок были введены подвижные
игры, расширен выбор используемых упражнений, упрощена общая схема урока. Заметный вклад в её разработку внёс
французский физиолог Жорж Демени (1850-1917) . Его схема урока состояла уже
всего из семи частей, которые наполнялись размашистыми движениями, без рывков и статических
напряжений, которыми изобиловали уроки шведской гимнастики.
Неоценимый вклад в разработку научных основ
физкультурного образования внес замечательный русский учёный Петр Францевич Лесгафт (1836-1909). Он первым
заговорил о необходимости "физического образования”, имеющего цели, прежде
всего, педагогические о образовательные, в противоположность "гимнастике”
преследующей, прежде всего, "развитие силы и поддержание здоровья”. В своем главном труде: "Руководство по
физическому образованию детей школьного
возраста” (1888) П.Ф.Лесгафт подчёркивал, что физические упражнения должны
проводиться ежедневно, по возможности между остальными уроками и "при
одинаковых с ними задачах”. т.е. уроки физической культуры должны решать те же задачи, что и остальные
школьные предметы - обеспечение определённого образовательного уровня (общего
среднего образования).
В настоящее время в отечественной системе физического
воспитания урок физической культуры принято
делить на три части : п о д г о т о в и т е л ь н у ю , о с н о в н у ю и з
а к л ю ч и т е л ь н у ю. Впервые такая структура урока была рекомендована
программой по физическому воспитанию издания 1932 года.
Структура урока
- это взаимосвязанное и
последовательное расположение во времени
всех элементов содержания занятия, . Такое понятие структуры справедливо для всех форм организации занятий
физическими упражнениями, а не только для урока физической культуры. Все
указанные части урока являются строго обязательными и располагаются всегда в указанной
последовательности. Выделение этих частей не является произвольным, а
обусловлено очень важными и объективно существующими физиологическими,
психологическими и педагогическими закономерностями. Основными из них являются
биологические закономерности функционирования организма, определяющие его
работоспособность, и психолого-педагогические закономерности, определяющие
логику развёртывания учебно-воспитательного процесса. В результате реализации такой
структуры обеспечивается:
строго постепенное и последовательное включение
занимающихся в активную познавательную и двигательную деятельность;
достижение и поддержание должного уровня
работоспособности в процессе основной деятельности;
последовательное решение намеченных в данном занятии
образовательных, развивающих и воспитательных задач;
оптимальное
выравнивание функционального состояния организма после нагрузок, обеспечение
хорошего послерабочего состояния организма, настройку на успешную последующую
деятельность учащихся.
Время, отводимое
на отдельные части занятия и их конкретное содержание могут быть весьма
изменчивыми, так как зависят от
множества факторов: возрастных и
половых особенностей занимающихся,
конкретных задач занятия,
специфики используемых упражнений,
уровня подготовленности и особенностей состояния занимающихся, внешних
условий работы и др.
Необходимо
помнить, что решая свои частные задачи,
каждая из частей должна служить наиболее эффективному достижению конечного
результата занятия в целом, хотя каждая из них отличается своими относительно
постоянными и сугубо специфическими чертами.
Подготовительная
часть. Эта часть занятия имеет
своей целью , главным образом, создание предпосылок для основной
учебно-воспитательной работы. При этом типичными задачами подготовительной
части являются:
начальная организация, ознакомление с намеченным
содержанием занятия, создание необходимой психологической установки;
постепенная функциональная подготовка организма к
предстоящим нагрузкам в основной части занятия;
создание благоприятного эмоционального состояния и настроя.
В основном эта
часть занятия играет вспомогательное значение. Вместе с тем следует помнить,
что в этой части школьного урока могут решаться и относительно самостоятельные
задачи, например, закрепление навыков строя, формирование навыков правильной
осанки, содействие гармоническому укреплению мышечно-связочного аппарата и др.
Однако решение этих задач должно осуществляться не в ущерб основной
специфической функции - постепенному введению занимающихся в основную работу.
Основная часть. Эта часть
занятия выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все основные
задачи каждого занятия и физического воспитания в целом.
Специфическими задачами основной части занятий являются:
приобретение знаний, умений и навыков, предусмотренных
планом данного занятия;
освоение знаний,
умений и навыков самостоятельных
занятий физическими упражнениями;
содействие развитию основных физических качеств, которые
должны обеспечить успешное освоение двигательных действий и разностороннее
гармоническое физическое развитие;
освоение разнообразных двигательных действий
содействие всестороннему воспитанию личности занимающихся;
содействие повышению уровня спортивных достижений занимающихся;
закаливанию организма, формированию и закреплению
правильной осанки;
совершенствование навыков профессионально-прикладного
характера и др.
Перечисленные
задачи и определяют особенности построения и проведения основной части занятия,
которая может иметь относительно простую структуру (когда содержание однородно - например,
подвижна игра), а также сложную,
состоящую из нескольких подчастей, число которых определяется количеством
основных видов деятельности, включенных в занятие. Например, упражнения с
отягощениями, прыжки в высоту,
тренировочный бег и т.п.
В основной части
должен быть обеспечен достаточно высокий уровень физической нагрузки, что
достигается путем оптимальной интенсивности и необходимым количеством
повторения упражнений. Несоблюдение этих условий делает все занятие
малоэффективным.
Заключительная часть. выполняет функции физиологически оправданного
завершения занятия, а также создания предпосылок для нормальной последующей
деятельности. Наиболее характерными задачами этой части занятия являются:
снижение возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и
нервной систем;
расслабление напряженно работавших мышц;
формирование и укрепление правильной осанки;
приведение к
оптимальному уровню эмоционального состояния занимающихся;
краткий разбор, подведение итогов занятия;
ознакомление с содержанием очередного занятия;
Заключительную
часть занятия физическими упражнениями следует всегда рассматривать и как
момент связи с последующими занятиями, между достигнутым уровнем знаний, умений
и навыков, развития физических качеств и
предстоящей дальнейшей деятельностью в этом направлении.
Каждое занятие
физическими упражнениями представляет собой единство структурного
и содержательного компонентов
Под с о д е р ж а н и е м физкультурного занятия часто ошибочно
подразумевают только определённый набор физических упражнений. Вместе с тем,
кроме них весьма важными для достижения намеченного результата являются и
другие, представляющие собой единство четырёх основных элементов содержания
занятий.
Состав включаемых в занятия физических
упражнений.
Их правильный
подбор, в соответствии с особенностями конкретных задач занятия и возможностями
занимающихся, имеет очень важное значение. Однако, сами по себе упражнения, как
бы правильно они подобраны не были, не
могут обеспечить решение этих задач. Для
этого необходимо обязательное включение
в дело других элементов содержания занятия.
Содержание
деятельности занимающихся по
освоению предложенного состава физических упражнений, которая состоит из
следующих видов:
слушание педагога, наблюдение, восприятие увиденного;
осмысление показанного и услышанного;
проектирование собственных действий и попытки их выполнения;
организация самоконтроля и самооценки;
обсуждение возникающих вопросов, саморегуляция
эмоционального состояния.
Содержание
деятельности педагога, которая складывается из следующих действий:
постановка, разъяснение учебных задач и организация их
выполнения;
непрерывное наблюдение за деятельностью занимающихся;
анализ действий занимающихся, оценка и корректировка
качества их выполнения;
налаживание взаимоотношений между занимающимися, обеспечение
делового настроя, необходимого уровня активности, эмоционального состояния
учащихся и т.п.
Именно от этих
элементов деятельности учащихся и педагога в решающей степени и зависит
эффективность включённых в занятие физических упражнений. Следовательно, эти
элементы деятельности и являются главными элементами содержания физкультурных занятий.
Физиолого-психологические
процессы и изменения в состоянии занимающихся, которые непрерывно
происходят в их организме под воздействием
предыдущих элементов содержания (упражнений, деятельности учащихся и педагога).
Эти процессы и
изменения по своей сути и представляют ту основу, благодаря которой достигается
решение задач физкультурных занятий. Определённые сдвиги в функционировании
различных систем в конечном итоге выражаются в формировании умений и навыков,
развитии физических качеств, отражаются на поведении занимающихся и т.п. Все
эти процессы и изменения представляют собой внутреннюю, скрытую сторону
содержания занятий. Однако именно в них
находит отражение эффективность использованных физических упражнений и
плодотворность деятельности педагога и занимающихся. Именно эти изменения
служат важным ориентиром для планирования и организации дальнейшей деятельности.