В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье
школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в
сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически
здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35—40% —
хронические заболевания.
Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях
(государственных и негосударственных, городских и сельских школах, гимназиях и
колледжах) ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы
тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и
мышечной систем), снижению их работоспособности.
Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I
класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются
отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России
лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. За период обучения в
общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число
нарушений органов зрения, в три раза — патология органов пищеварения, в пять раз
— нарушение осанки, в четыре раза — нервно-психических расстройств.
У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в
развитии опорно-двигательного аппарата; у 25—30% — в сердечнососудистой и
дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии. Число абсолютно
здоровых детей к окончанию средней школы в 1987 г. составляло 20-25%, в 1994
г. - 10-15%.
Во многом это связано с дефицитом двигательной
активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает
неуклонно падать. В результате более 60 % призывников не достигают необходимого
уровня физической подготовленности.
В первый год обучения часто появляются функциональные отклонения
в состоянии здоровья учащихся. Растет число детей 2-й группы здоровья (с 17,1
до 48,2%). При увеличении школьной нагрузки, переходе к новым условиям обучения
во II классе повышается уровень заболеваемости (число дней, пропущенных по болезни,
на одного ребенка возрастает с 3,05 в I классе до 7,06 во II). По мере
привыкания к школьной жизни в IV классе здоровье детей несколько улучшается
(уровень заболеваемости стабилизируется на уровне 3,67 дня на одного ребенка).
При переходе к предметному обучению в 10—11 лет вновь учащаются отклонения в
состоянии здоровья. Неадекватные эмоционально-стрессовые реакции,
препубертатная перестройка организма приводят к срыву функциональных механизмов
адаптации у 81,5 % учащихся. Растет уровень заболеваемости (до 6,26 дня,
пропущенных по болезни, на одного ребенка). Нарушения в состоянии здоровья в
дальнейшем не только не компенсируются, а, напротив, усугубляются, достигая
максимальных значений к VIII классу (7,08 дня на одного ребенка). В структуре
заболеваний преобладает хроническая и рецидивирующая патология.
В структуре здоровья детей и подростков одно из первых
мест занимают функциональные отклонения. В соответствии с классификацией
Института гигиены детей и подростков (1978) дети с функциональными отклонениями
относятся ко 2-й группе здоровья. В структуре функциональных отклонений на
первом месте эндокринно-обменные расстройства; затем идут нарушения сердечно-сосудистой
системы, в том числе нейроциркуляторная дистония; функциональные отклонения
костно-мышечной системы; расстройства нервной системы и нарушения зрения.
С 1985 по 1997 г. на 2,5—4 кг снизился
среднепопуляционный показатель массы тела подростков 15 лет, на 10—12% возросло
число подростков с дефицитом массы тела и астеническим телосложением, на
0,5—1,5 см уменьшилась длина тела и на 4,5—8,5 см — окружность грудной клетки.
Если в 1991 г. выраженный дефицит массы тела был отмечен у 12,4% юношей и 13,5%
девушек этого возраста, то к концу 1997 г. у 18,8 и 19,7% соответственно. На
2,7—4,9 кг снизились и силовые возможности подростков (по показателям кистевой
динамометрии).
Доказана тесная связь физического воспитания и состояния
здоровья современных школьников. Усложнение образовательных программ, дефицит
свободного времени, предпочтение пассивного отдыха — причины значительного
дефицита двигательной активности учащихся, что проявляется в ряде
неблагоприятных социально-биологических последствий, в частности снижении
уровня здоровья и повышении заболеваемости.
Вызывают тревогу «подростки, часто и длительно болеющие»,
в частности простудными заболеваниями: более 4—6 раз в год. У них отмечен низкий
уровень общей неспецифической устойчивости организма к действию
метеорологических факторов (пониженной и повышенной температуре воздуха,
сквознякам и др.).
За последние десятилетия число здоровых детей и
подростков, а также имеющих только функциональные отклонения в стране
уменьшилось почти в 1,5 раза, а количество хронически больных школьников
возросло до 60 % от общего числа учащихся общеобразовательных школ.
Наиболее часты у школьников морфофункциональные расстройства
— 38—45%, хронические заболевания — 45—61%, нарушения физического и
психического развития, острая заболеваемость (преимущественно простудного
характера). Общий уровень заболеваемости школьников (данные по обращаемости)
составляет от 3 —4 тыс. случаев, в том числе частота простудных заболеваний -
780-950 на 1000 обследованных.
За последнее десятилетие существенно изменилась структура
заболеваемости (табл. 1).
Таблица 1
Уровень и
структура заболеваемости (по обращаемости) подростков 14-15 лет
(по А.А. Баранову,
1999)
Классы болезней
|
Число заболевании на 100 детей
|
Структура заболеваемости,
%
|
Инфекции и паразитарные болезни
|
18,1
|
10,2
|
Болезни нервной системы и органов чувств
|
20,0
9,6
|
11,4
5,4
|
Болезни органов кровообращения
|
Болезни органов дыхания
|
30,5
|
17,3
|
Болезни органов пищеварения
|
30,5
|
17,3
|
Заболевания мочеполовых органов
|
14,4
|
8,1
|
Болезни кожи и подкожной клетчатки
|
26,6
|
15,1
|
Болезни костно-мышечной системы
|
14,4
|
8,1
|
Врожденные аномалии и пороки развития
|
6,7
|
3,8
|
Как видно из таблицы 1, первое место в структуре
заболеваемости школьников занимают болезни органов дыхания, пищеварения и
кожи и подкожной клетчатки. Из всех учитываемых заболеваний и патологических
состояний у детей в 90-е годы XX в. в наибольшей степени возросло число
заболеваний эндокринной системы, нарушений питания и расстройств с вовлечением
иммунных механизмов. Далее следуют болезни костно-мышечной системы и
соединительной ткани; анемии, заболевания системы кровообращения; болезни и
функциональные расстройства органов пищеварения, патология мочевой системы,
болезни аллергической природы.
В последнее время резко ухудшилось состояние здоровья
детей. Число здоровых сократилось с 15—16 до 6—4%, а первоклассников, имеющих
морфологические и функциональные нарушения, — с 40,3 до 23,6 %. Соответственно
увеличилась доля детей с хроническими болезнями — с 44,6 до 70 %. Среди детей
младшего школьного возраста у 19,5% выявлены отклонения в физическом развитии,
в том числе обусловленные дефицитом массы тела — 14,5%. Кроме того, у 2,3 %
детей отмечена общая задержка физического развития.
Наиболее выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей и
подростков происходят именно на этапе школьного обучения, что особенно
отчетливо прослеживается у учащихся общеобразовательных учреждений нового
вида. Углубленное изучение предметов (повышенный объем образовательной
нагрузки в условиях дефицита учебного времени) вызывает у этих школьников значительное
психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем
двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко
сокращаются. Все это в комплексе снижает общую неспецифическую резистентность
растущего организма, приводит к формированию различных функциональных
расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания.
Причины высокого уровня функциональных нарушений физиологических
функций и систем организма у школьников следует искать прежде всего в
возрастно-половых особенностях реактивности растущего организма, в образе жизни,
степени двигательной активности, режиме учебных занятий, степени умственной
нагрузки, пределах и объеме информации, воспринимаемой школьниками.
|