Психология спорта исследует
закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в
условиях тренировок и соревнований.
Спортивная деятельность весьма
специфична: она существенно отличается от других видов деятельности,
во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.
Что включает в себя область спортивной деятельности? Это
подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от
спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного
напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд
или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных
знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих
психологических знаний, но строится в основном на результатах
собственных исследований. В ней выделяются свои разделы психологии:
обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая
подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена,
тренера, руководителя спортивной команды (группы), психология
спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.
Большое значение для спортивной практики
имеют разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта
(психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и
т. д.). Особое место в психологии спорта занимает решение проблем,
существующих в соревновательной деятельности по отдельным видам спорта.
Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической
деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях
тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических
методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в
спортивной борьбе оптимальным и продуктивным.
Психология спорта — молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю.
1. На первом этапе развития, этапе зарождения, психология
спорта выступала в основном как познавательно-описательная дисциплина,
необходимая для психологического описания спортивной деятельности. Ее
отличала познавательная направленность. Вначале изучался вопрос о
влиянии занятий физическими упражнениями на психические процессы
человека. В дальнейшем психология спорта расширила круг
исследовательской работы. В первую очередь это коснулось вопросов
специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида
деятельности человека.
В этот период большое значение уделялось
роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных
двигательных навыков, особенностям познавательных, эмоциональных и
волевых процессов, их роли в спорте, а также исследованиям предстартовых
и стартовых психических состояний и т. д. В этот период началось и
изучение специфики различных видов спорта.
Период зарождения связан в основном с двумя школами: ГЦОЛИФКа (руководитель профессор П.А. Рудик) и ГДОИФКа им. П.Ф.Лесгафта (руководитель профессор А. Ц. Пуни).
2. На втором этапе, этапе становления, психология
спорта стала приобретать профессиональную направленность как прикладная
отрасль знания. Теперь возрастала роль разработки теоретических
аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении
практических проблем. Существенно также, что на этом этапе психология
спорта стала опираться, в основном, на теорию и методику спорта.
Вначале значительное внимание уделялось
воспитанию и развитию волевых качеств, затем сформировалась идея
психологической подготовки спортсменов, столь же необходимой, как
техническая или физическая.
Разрабатывались проблемы общей
психологической подготовки, совмещающей особенности технической,
физической и тактической, а кроме того, и вопросы воспитания личности
спортсмена и формирования спортивного коллектива. Особое место занимали
исследования в области психологических особенностей «спортивной формы».
3. Для современного этапа характерно
сохранение психологии спорта как познавательно-практической дисциплины.
Сохраняя прежние направления работы и учитывая существующие сегодня
проблемы психологии спорта, этот этап развития психологической науки о
спорте отличается тем, что в ходе исследовательской деятельности
учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта.
Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают
необходимость создавать новые формы, методы и средства организации
спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и
психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более
совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки
спортсменов.
Итак, психология спорта — это наука о человеке в сфере спорта.
Какое же место психология спорта занимает в системе наук о человеке?
Психология взаимосвязана со всеми этими
группами наук и находится в центре. По аналогии можно определить место
психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта —
общетеоретическое основание для психологии спорта, социальные основы
дают ему социальную ориентацию, а естественные выявляют «природную»
организацию субъекта спортивной деятельности, создавая материальную
основу психологии спорта.
На схеме 1 показано, какое место занимает психологическая наука в целом.
В свою очередь, все эти основы спортивной
научной базы имеют обратную связь с психологией спорта: философские
основы черпают соответствующий материал (психологические данные о
субъекте спортивной деятельности) для философского обобщения; социальные
— используют данные психологических исследований при решении социальных
проблем спорта; а естественные, учитывая психологические закономерности
и особенности спортивной деятельности человека, выделяют более значимые
стороны человеческого организма в сфере спорта.
Схема 1
Классификация наук (по акад. Б.М. Кедрову)
Следует учитывать, что название науки — психология спорта —
детерминируется двумя науками: психологической и спортивной. Именно они
составляют основу психологии спорта, это ее «теоретические корни».
Как известно, спортивные науки призваны
создавать сферу теоретических знаний в области спортивной деятельности
человека. Они направлены на разработку основ физической, технической и
тактической подготовки и деятельности спортсмена для создания
оптимальных условий индивидуальной и коллективной готовности к
соревнованиям и успешного выступления в них. Если говорить о
психологической основе подготовки спортсменов к соревнованиям, то
следует помнить, что именно психология, как наука, изучает
закономерности поведения, состояния и деятельности человека в целом.
Спортивная сфера деятельности не является исключением. Многочисленные
научные исследования показывают, что спортивная деятельность находится в
большой зависимости от психологических факторов и процессов, состояний,
поведения человека: его мотивационной и эмоциональной сфер,
индивидуальных способностей, темперамента и черт характера, волевых
качеств и функциональных особенностей мышления, памяти, внимания и т. д.
Итак, можно сделать вывод, что психология
спорта не случайно выделена как отдельная наука, призванная изучать
специфический, глубоко особый вид деятельности человека — спорт. |