Процесс формирования двигательных навыков в спорте состоит из трех стадий.
1. Ознакомление с общей структурой упражнения.
Создание на этой основе необходимых
понятий и представлений: о технике выполнения двигательного действия. На
этой стадии спортсмен отчетливо понимает цель действия, но имеет
смутное понимание о способе ее достижения, поэтому, выполняя задание,
делает достаточно грубые ошибки, много лишних движений, у него
отсутствует двигательный навык. Зрительный контроль тренера над
выполнением упражнения необходим.
2. Овладение приемами формирования
навыка. На этой стадии важны поиск и закрепление наиболее эффективных
движений, необходимых для правильного выполнения упражнения. В
результате двигательные представления становятся более полными и
точными, мышечно-двигательные ощущения и восприятия более четкими и
осознанными. Зрительный контроль за выполнением упражнения перестает
быть ведущим, большая роль отводится двигательным и вестибулярным
компонентам контроля.
Спортсмен постепенно освобождается от
ряда ошибок, так что лишних движений становится меньше. Усваивается ряд
элементов, формирующих автоматические двигательные действия. Вызывается
положительная психическая реакция на навык.
3. Закрепление и совершенствование
навыка. Представление об упражнении на этом этапе становится ясным и
отчетливым. Двигательное действие выполняется быстро, точно и экономно.
Необходимость зрительного контроля исчезает. Контроль осуществляется в
основном при помощи мышечно-двигательных ощущений. Эта стадия не имеет
завершения. Она продолжается до тех пор, пока спортсмен тренируется и
выступает на соревнованиях.
Экспериментальным путем доказано, что процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:
1) образование двигательного навыка
носит прогрессивно-поступательный характер (другими словами,
формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);
2) рост результатов в процессе
формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка
результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;
3) результаты растут скачкообразно — со взлетами и спадами;
4) на стадии совершенствования навыка
возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его
формирования возникает задержка в росте результатов. Это объясняется
тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают
дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить
рациональные изменения в методику тренировки |