Пятница, 29.03.2024, 11:59
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 3. Выносливость и методика ее развития
При выполнении какой-либо напряженной работы через некоторое время наступает утомление, при котором выполнять ее становится все труднее. В зависимости от специфики вида деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связано с деятельностью органов чувств), эмоциональное и физическое. Продолжительность физической работы до полного утомления можно разделить на фазы:
• компенсированного утомления, которая характеризуется тем, что несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять необходимую интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге);
• декомпенсированного утомления, когда невозможно сохранить необходимую интенсивность работы;
• полного утомления, которая характеризуется высокой степенью утомления, приводящего к снижению мощности работы вплоть до ее прекращения.
Отсюда ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. В практике физической культуры выделяют общую и специальную выносливость. Под ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТЬЮ понимают выносливость к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе, может выполнять и другую работу в таком же темпе (ходьба на лыжах). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость является предпосылкой для развития специальной выносливости.
Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют СПЕЦИАЛЬНОЙ (специальная выносливость бегуна, боксера, игровика). Специальная выносливость классифицируется по следующим признакам:
• двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (прыжковая выносливость)
• двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (игровая выносливость)
• взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для решения двигательной задачи (силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервномышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательными действиями и от уровня развития других двигательных способностей.
В зависимости от преимущественного проявления других способностей выделяют скоростную выносливость, силовую выносливость и координационную выносливость.
В зависимости от мощности (интенсивности) работы выделяют: выносливость к работе умеренной мощности, выносливость к работе большой мощности, выносливость к работе субмаксимальной мощности, выносливость к работе максимальной мощности.
Выше перечислены основные и наиболее исследованные виды выносливости. Но в практике физической культуры существуют и другие проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам, например:
• к работе циклического, ациклического и смешанного характера;
• статическая и динамическая;
• аэробная и анаэробная;
• дистанционная, игровая или многоборная;
• локальная, региональная или глобальная.
Различные виды выносливости независимы или мало зависимы друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточно скоростной.
Уровень развития и проявление выносливости зависит от ряда факторов.
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, системой крови). Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообеспечения являются аэробные, анаэробные алактатные (продолжительность работы до 20 сек), анаэробные гликолитические (продолжительность работы от 20 с до 5–6 мин).
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Экономизация имеет две стороны: механическую, зависящую от уровня владения техникой упражнения; физиолого-биохимическую, которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной работы без накопления молочной кислоты. Чем выше квалификация спортсмена, тем выше экономичность выполняемой им работы на выносливость.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызванной работой (в результате возникновения кислородного долга, накопления концентрации молочной кислоты в крови и др.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение наивысших результатов, а также такие волевые качества как настойчивость, выдержка, целеустремленность и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма.
Наследственные факторы. Генетический фактор в большей степени существенно воздействует на развитие анаэробных возможностей, статической выносливости и в меньшей степени на аэробные.
Среди других факторов, оказывающих влияние на выносливость человека, следует выделить возраст, пол, морфологические особенности человека и условия деятельности.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В практике физической культуры применяют самые разнообразные физические упражнения циклического и ациклического характера (например, бег, плавание, езда на велосипеде и др.). Основные требования, предъявляемые к ним следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60–90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей, для чего используют упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.
При выполнении большинства физических упражнений на развитие выносливости суммарная нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:
• интенсивностью упражнения;
• продолжительностью упражнения;
• числом повторений;
• продолжительностью интервалов отдыха и характером отдыха.
Определять конкретные параметры нагрузки и отдыха необходимо каждый раз при выборе того или иного метода.
Основными методами развития общей выносливости являются: метод непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, повторного интервального упражнения; круговой тренировки, игровой и соревновательный метод.
Для развития специальной выносливости применяются: методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); соревновательный и игровой.
О степени развития выносливости можно судить на основе двух групп показателей:
Внешних, которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления. К внешним показателям выносливости в циклических упражнениях могут быть отнесены: пройденная дистанция в заданное время (например, в "часовом беге" или в 12-минутном тесте Купера); минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег на 500 м, плавание на 1500 м); наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью "до отказа", числом возможных повторений упражнения, предельным временем сохранения позы тела, наибольшим числом движений в заданное время.
При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости человека являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движения и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости.
Внутренних, которые отражают определенные изменения в функционировании различных органов и систем организма, обеспечивающих выполнение данной деятельности (изменении в ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других системах человека).
Методика развития общей выносливости ориентирована на достижение быстроты максимального уровня функционирования сердечно-сосудистой и дыхательных систем а также на повышение максимального уровня потребления кислорода и продолжительности его сохранения. Для развития общей выносливости наиболее широко применяются как циклические упражнения продолжительностью не менее 15–20 мин, выполняемые в аэробном режиме (бег, плавание, гребля и др.), так и ациклические, характерные для гимнастики и тяжелой атлетики. Необходимым условием является то, чтобы в их выполнении активно участвовало большое количество мышечных групп, упражнения должны выполняться в режиме стандартной или переменной непрерывной и интервальной нагрузки с учетом принципа доступности, систематичности и постепенности.
Ациклические действия при развитии общей выносливости часто организуются в форме "круговой тренировки". Упражнения подбираются таким образом, чтобы, оказывая относительно локальное воздействие на каждой станции, например, на определенные мышечные группы, в комплексе совершенствовались функциональные возможности всего организма. При этом стандартное выполнение упражнений на каждой станции сочетается с переключением, сменой деятельности на других станциях и вариативностью воздействия всего комплекса, что, кроме всего прочего, обеспечивает благоприятный эмоциональный фон и совместно с другими факторами создает условия для повышения выносливости.
Дополнительными средствами развития общей выносливости является выполнение дыхательных упражнений, заключающихся в дозированном изменении частоты и глубины дыхания, его ритма, в преднамеренной задержке дыхания, в выполнении акцентированных дыхательных упражнений в определенных положениях тела и фазах двигательных действий. В частности, вдох рекомендуется делать в то время, когда отсутствует явление натуживания, легкие расправлены, диафрагма не сжата. Во время выполнения упражнения акцент рекомендуется делать на выдохе, он должен быть более продолжительным, чем вдох, так как это способствует лучшей вентиляции легких.
Методики развития специальной выносливости наиболее разнообразны. Это обусловлено бесконечным разнообразием видов деятельности, в которых необходима выносливость (в настоящее время выделяют более 20 видов специальной выносливости). Вместе с тем реализация любой деятельности, связанной с проявлением выносливости, нуждается в участии определенных физиологических механизмов и источников преимущественного обеспечения. Поэтому методика воспитания разновидностей специальной выносливости ориентирована, прежде всего, на повышение мощности и емкости биохимических и физиологических процессов, обуславливающих качественные характеристики определенного вида деятельности.
На основе анализа зависимости между интенсивностью деятельности и возможным временем ее выполнения были выделены зоны относительной мощности, в которых деятельность обеспечивается определенными механизмами энергообеспечения.
Выносливость к максимальной зоне нагрузок обусловлена возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15–20 с. К основным средствам повышения уровня выносливости в максимальной зоне относятся физические упражнения, продолжительность которых 510 с, что соответствует пробеганию отрезков 20–50 м с максимальной скоростью. Используется повторный метод. Отдых между пробежками 2–3 мин, причем активный. Повторное выполнение упражнений можно начинать у школьников при ЧСС 115–120 уд/мин. Наиболее интенсивно эта выносливость развивается в среднем школьном возрасте (14–16 лет у мальчиков и 13–14 лет у девочек).
Выносливость в субмаксимальной зоне нагрузок характеризуется возможностями анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения. Продолжительность работы до 2,5–3 мин. Основными средствами развития выносливости в субмаксимальной зоне являются упражнения циклического и ациклического характера. Продолжительность их выполнения от 40 с до 2 мин. ЧСС может возрастать до 160–190 и более уд/мин. Последующее упражнение рекомендуется начинать при ЧСС 110–120 уд/мин. Методы – повторный и непрерывный, отдых активный – 3–6 минуты. Сенситивными периодами развития данного вида выносливости являются: 10–11 и 15–17 лет у мальчиков и 9–10 13–14 лет у девочек.
Выносливость в зоне больших нагрузок характеризуется мах возможностями механизмов аэробного энергообеспечения. Основными средствами являются циклические упражнения при выполнении которых восстановление происходит в основном во время работы. Продолжительность работы 3-10 мин. Мощность нагрузки 60–75 % максимальной. Сенситивные периоды: 8–11 лет и 15–17 у мальчиков и 9–12, 13–14 у девочек.
Выносливость в умеренной зоне нагрузок. Продолжительность работы обеспечивается аэробными процессами и частично анаэробной. Средствами развития данной способности являются циклические упражнения, выполняемые при ЧСС 130–140 уд/мин. Нагрузка не превышает 60–65 % максимальной мощности и продолжается от 10 минут до 1,5 часов. Наиболее интенсивно этот вид выносливости развивается у мальчиков в 8–11 и 14–16 лет, у девочек в 8–9, 11–12, 14–15 лет.
Контрольные вопросы:
Дайте определение понятий "выносливость", "общая выносливость", "специальная выносливость".
Какие разновидности выносливости существуют?
Перечислите механизмы, обеспечивающие проявление выносливости?
Какие средства наиболее эффективны для развития общей выносливости, силовой выносливости, скоростной выносливости?
Приведите примеры типовых тестов и контрольных упражнений, которые используются для контроля за развитием видов выносливости.
Опишите методики развития основных видов выносливости (общей выносливости, специальной выносливости, скоростной выносливости).
Категория: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | Добавил: uchitel (03.09.2015)
Просмотров: 1341 | Теги: зож для школьников, Физическое воспитание и здоровый об, спорт, методические рекомендации учителю ф, физкультура в школ, теория и методика физкультуры | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru