Суббота, 25.11.2017, 08:38
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
КАЧАЛКА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
УЧИСЬ ИГРАТЬ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС [20]
УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС » УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ

IV. Мотивация спортсмена

Мотивация – это система мотивов, которыми руководствуется человек в своей жизни и деятельности, Мотив же это – побуждение к деятельности.

Еще в древности люди задавали себе вопрос: что движет человеком? Аристотель отвечал на этот вопрос так: Движет то, чего хочется, и благодаря этому приводит в движение рассудок, так желаемое представляет исходную точку для практического ума.

Современные исследователи внутренним источником активности человека называют потребности. Потребность – это основная сила развития живых существ, исходной биологической формой потребности является нужда, которая создает состояние напряженности.

Наиболее распространенной классификацией потребностей человека является шкала А. Маслоу. Она имеет 5 уровней, от низших к высшим:

1. Физиологические потребности (голод, жажда и т. п.).

2. Потребности безопасности.

3. Потребности в любви и дружбе.

4. Потребности самоуважения (престиж).

5. Потребности самоактуализации (раскрытие творческого и духовного потенциала).

К. Хорни раскрыла более глубоко потребность в безопасности. Она считает, что существуют потребности, призванные компенсировать чувство тревоги у людей. Это такие потребности:

1) в любви и одобрении (стремление быть объектом любви и восхищения со стороны других);

2) в руководящем партнере (стремление зависеть от другого во избежание одиночества);

3) в четких ограничениях (стремление подчиняться строго установленному порядку);

4) во власти (стремление доминировать и контролировать других);

5) в эксплуатации других (стремление использовать других в своих целях и страх быть использованным);

6) в общественном признании (стремление к высокому общественному статусу);

7) в восхищении собой (стремление создать идеализированный образ самого себя, лишенный слабостей и недостатков; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих);

8) в честолюбии (стремление к превосходству и страх неудачи);

9) в самодостаточности и независимости (дистанцирование, избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких либо обязательств);

10) в безупречности и неопровержимости (стремление быть морально непогрешимым, добродетельным и безупречным во всех отношениях).

Психолог Е. П. Ильин в своем обзорном труде пишет, что мотивы рассматриваются отдельными исследователями и как состояния, и как свойства. Для нас более подходящим является взгляд на мотивацию как на устойчивые черты личности, характерные для того иного периода жизни человека. Мотивацию можно еще определить как мотивационную сферу личности, которая включает потребности личности, ее интересы, стремления, влечения, убеждения, установки, идеалы, намерения, а также социальные роли, стереотипы поведения, социальные нормы, правила, жизненные цели и ценности.

Для исследования мотивационной сферы личности мы включили в нее интересы, уровень притязаний и ценностные ориентации. Рассмотрим по отдельности каждое из этих профессиональных качеств.

Интерес – это специфическое отношение личности личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы могут быть материальные (пища, одежда, жилье, движения и т. д.) и духовные (эстетические, нравственные, культурные).

Наши исследования интереса спортсменов к своему виду спорта из числа студентов университета физкультуры имени П. Ф. Лесгафта показали, что этот интерес выше среднего (7,27 баллов из 10 возможных).

Уровень притязаний спортсмена отражает иерархию его целей в спорте.

Уровень притязаний характеризует:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель 0;

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующийся в результате успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент);

3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки связано с повышенной тревожностью, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичностью в оценке достигнутого.

Ценностные ориентации относятся к мировоззренческим структурам мотивационной сферы личности.

Ценностные ориентации являются социально обусловленным отношением человека к совокупности материальных и духовных ценностей.

Ценность в различных определениях это значимое и должное, норма и идеал, предмет интереса, предпочтения, оценки.

В каждый период жизни у спортсмена имеется ряд мотивов, которыми он руководствуется в своей деятельности. А. Ц. Пуни установил следующую динамику мотивов в спортивной деятельности:

Мотивы начальной стадии занятий спортом:

1) потребности в движении;

2) необходимость занятий;

3) другие мотивы.

Дальнейшие стадии занятий спортом:

1) моральные мотивы;

2) мотивы самоутверждения;

3) эстетические;

4) благополучия.

Мотивы стадии высшего спортивного мастерства:

1) определяющий мотив – достижение успеха;

2) оциальная мотивация;

3) материальная мотивация Н. Б. Стамбулова обобщила различные классификации мотивов в спорте на основе различных критериев, Эта классификация мотивов представлена в таблице 7.


Таблица 7

Классификация мотивов спортивной деятельности


Р. А. Пилоян выделил три группы потребностей спортсмена, которые он назвал побудительными, базисными и процессуальными К побудительным основаниям он отнес потребности престижа и материальные потребности. К базисной группе он отнес заинтересованность спортсменов в приемлемых социально-бытовых условиях, к процессуальной группе – заинтересованность спортсменов в информации о противниках и о соревновательных стресс-факторах.

Сердцевину спорта, как пишет профессор Ю. И. Портных, составляет мотивация достижения успеха, так как каждый человек генетически запрограммирован на конкурентную борьбу за свое выживание. При этом спортсмен соревнуется не только с соперниками, но и с самим собой, и с природной стихией, с временем и пространством, тяжестью и невесомостью и пр., то есть с внешними препятствиями и внутренними трудностями. Каждый спортсмен, даже не занявший призового места в соревнованиях, всегда ориентирован не только на победу над соперником, но и на свой личный результат.

Основа мотивации достижения – возникновение интереса к спорту и к конкретной спортивной специализации.

С целью выявления первоначальных интересов были опрошены новички ДЮСШ по настольному теннису в возрасте 6 лет. Выявилась группа мотивов, которыми руководствовались новички при выборе вида спорта и занятиях настольным теннисом:

1. Быть здоровым, не болеть.

2. Быть сильным, ловким.

3. Так захотели родители.

4. Здесь мои друзья (или братья и сестры).

5. Воспитать в себе смелость, настойчивость.

6. Быть первым среди товарищей.

7. Нравится играть, выдумывать, соображать.

8. Хочется быть дисциплинированным, организованным.

9. Хочется быть капитаном команды, первой ракеткой.

10. Хочется быть чемпионом.

Интерес к спорту должен быть не только у новичков, он должен сохраняться на протяжении всей спортивной жизни. Если интерес исчезает, то спортсмен рано или поздно прекращает занятия спортом, и даже хорошее материальное вознаграждение не останавливает таких спортсменов.

Сравнительное исследование мотивации достижения было проведено с игроками в настольный теннис разной квалификации. Выявилось, что мотивация достижения растет только до уровня мастера спорта, затем начинается ее снижение. Видимо, на уровне МСМК спортсмен уже думает о завершении спортивной карьеры, и у него появляются другие главные цели в жизни. Для иллюстрации этой тенденции приводим рис. 6. Условно присваиваем низкому уровню развития мотивации достижения 1 балл, среднему уровню – 2 балла, высокому уровню – 3 балла.


Рис. 6. Характеристики уровня мотивации достижения у групп теннисистов разной квалификации


Ценностные ориентации, выражающие мировоззренческие стороны мотивационной сферы личности, спортсменов весьма разнообразны и, в Целом, не отличаются от ценностных ориентаций других людей, не занимающихся спортом.

Спортсмены высоко оценивают возможность реализации в спорте ценностей профессионализма, желают ярких впечатлений, общения, известности, личностного роста, здоровья, нравственности и привлекательности.

Наши исследования ценностных ориентаций спортсменов-студентов показали, что они охватывают всю сферу культурных ценностей. Но среди разных ценностных ориентаций наиболее высокие баллы получили три ценностных ориентации – любовь, здоровье и материальный успех.

Мотивационный компонент личности спортсмена представляет собою вектор, по которому устремляется энергия спортсменов, и стимулирует их подниматься все выше и выше к вершинам мастерства. Без этого внутреннего движения вверх занятия профессиональным спортом не имеют смысла.

Контрольные вопросы и задания:

1. Соотнесите понятие мотива и потребности.

2. Какие психологические профессиональные качества входят в мотивационную сферу личности спортсмена?

3. Что характеризует уровень притязаний?

4. Проследите динамику мотивов спортсменов на разных стадиях становления мастерства.

5. По каким аспектам можно классифицировать мотивы?

6. Какой мотив составляет сердцевину спорта?

7. Какие могут быть варианты отрицательного отношения к спортивным занятиям?

8. Сохраняют ли интерес к спорту высококвалифицированные спортсмены?

9. Дайте определение понятию ценностных ориентаций.

10. Какова роль моральных и материальных стимулов в успешности деятельности спортсменов?

Рекомендуемая литература

1. Волков И. П. Спортивная акмеология. – СПб., 2004.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2004.

3. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. – М., 1984.

4. Пуни А. Ц. Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях // Хрестоматия: Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И. П. Волков. – СПб., 2002.

5. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2004.


Категория: УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ | Добавил: admin (17.03.2017)
Просмотров: 46 | Теги: подготовка игроков в настольный тен, методика обучения игре в настольный, уроки настольного тенниса, тактика игры в настольный теннис | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА
ИНТЕРНЕТ - УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
  • Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ
  • УРОКИ ЗДОРОВЬЯ
  • УРОКИ ФУТБОЛА
  • АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
  • ТЕСТЫ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ
  • СПРАВОЧНИК "СТО ВЕЛИКИХ СПОРТСМЕНОВ"
  • КРОССВОРДЫ НА ТЕМУ "ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ"
  • КАК ОПИСЫВАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

  • СПОРТИВНАЯ АТРИБУТИКА
    Форма входа

    Полезные ресурсы






    Чаровница

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru