Подвижные игры в старших классах в основном используются
для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной
спортивной подготовки подростков.
Следует помнить, что в 15—17-летнем возрасте (X—XI классы)
продолжается рост и развитие организма. Процессы окостенения скелета,
нарастания мышечной силы и развития внутренних органов еще не заканчиваются. В
деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует некоторая
неуравновешенность, повышенная возбудимость. Выносливость организма юношей и
девушек 15—17 лет меньше, нежели у взрослых.
Вес тела у юношей прибавляется главным образом благодаря
увеличению мышечной массы; у них не отмечается отставания в развитии мышечной
силы по отношению к весу. Мышечная система девушек развивается медленнее, чем
у юношей (в частности, слаба мускулатура плечевого пояса). Вес тела девушек
увеличивается за счет длины туловища, развития тазового пояса и жировых
отложений.
Сравнительная оценка соотношения длины туловища и ног девушек
15—17 лет показывает, что у них при относительно большей длине туловища ноги
короче, чем у юношей; поэтому длина шага у них меньше. А данные сопоставления
веса тела и жизненной емкости легких обнаруживают, что эти показатели у
девушек более низкие.
У школьников старшего возраста значительно возрастает способность
к абстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У
многих юношей и девушек окончательно формируется интерес к занятиям по
преимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры,
позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта.
Вполне доступными и интересными для них становятся усложненные
по взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении
приемов и действий, значительных по трудности.
Систематически организуемые подвижные игры при правильном
проведении оказывают положительное влияние на динамику физического развития и
совершенствование двигательных способностей занимающихся.
Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие
костно- мышечного аппарата еще не закончилось, в играх нельзя допускать
длительных односторонних силовых напряжений. Также противопоказаны повышенные
нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые
могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы юношей и девушек. Однако
в целях повышения общего физического развития и совершенствования двигательных
навыков вполне возможно проводить игры с многократно повторяющимися активными
действиями участников в течение довольно длительного времени. При этом
необходимо учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях,
требующих проявления силы, скорости, координации движений и выносливости,
меньше, чем у юношей.
Подвижные игры типа поединков (с борьбой двух, трех или
нескольких играющих за место, время, результат), в которых каждый участник
может непосредственно влиять на действия другого, лучше проводить таким
образом, чтобы состязались «соперники» одного пола. Однако в таких
играх-упражнениях, где необходимо проявить силу, скорость или координацию
движений при условиях попеременного выполнения заданий без непосредственного
сближения с «противником», могут принимать участие команды игроков и в
смешанном по полу составе. При этом с целью уравнивания шансов на победу до
проведения игры желательно установить меньшие по трудности и сложности
требования для девушек.
Руководителю необходимо обращать внимание не только на
численный состав команд, который должен быть примерно одинаков, но и на то,
чтобы количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным. Таким
образом обычно достигается некоторое равенство команд по силам. Но иногда, в
зависимости от характера подвижной игры и тренированности играющих, равные по
силе команды могут быть составлены и при неодинаковом соотношении юношей или
девушек в каждой.
В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные
с сильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой
силовой нагрузкой, особенно на плечевой пояс. Девушкам надо воздерживаться от
участия в подвижных играх (тем более от соревнований по играм) в дни
менструального цикла.
Руководитель должен воспитать у учащихся старших классов
такое отношение к занятиям подвижными играми, чтобы они воспринимались ими как
серьезное дело. Следует объяснить, что та или другая игра включается в урок
целенаправленно и имеет учебно-тренировочное значение. Сознательно выполняя
игровые задания, ученики будут заниматься подвижными играми с повышенным
интересом и лучшей дисциплиной.
В случае неудачного выполнения того или другого
технического приема, тактического действия надо побуждать занимающихся к
повторным попыткам, приучая их таким образом в упорной, настойчивой тренировке
добиваться положительных результатов.
Юноши и девушки 15—17 лет иногда смущаются активно проявлять
себя в играх, индивидуально выполнять, когда подойдет их очередь, те или другие
задания. Особенно часто это происходит при занятиях в группах, смешанных по
полу. Одни из боязни показаться неуклюжими или нерасторопными иногда специально
играют «не во всю силу» или в ответственные моменты игры намеренно допускают
«неловкие» движения, чтобы вызвать смех и тем самым отвлечь внимание товарищей
от должной оценки своих действий в игре; другие же просто избегают «опасных»
положений в играх или играют неактивно. Руководитель должен подходить к таким
занимающимся достаточно тактично и не ставить их в неудобное положение перед
товарищами, а предлагать им посильные и доступные роли и задания. Отстающих же
игроков необходимо побуждать к совершенствованию своих игровых действий, к
активному поведению во время игры. В этом отношении на одного хорошо
подействует ободряющее слово, сказанное руководителем, для другого полезен
поединок с лучшим игроком, намеренно организованный руководителем, третий
отреагирует на замечание, сделанное строгим тоном, и т.д.
Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем
или иным видам спорта, полезно давать им рекомендации по самостоятельному
использованию подвижных игр, занятия которыми могут содействовать закреплению
и совершенствованию умений и навыков в выбранном виде спорта.
|