Игра оказывает большое воздействие на формирование личности:
это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение
анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми
способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение
в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в
гимнастике, спорте и туризме.
Правила и двигательные действия подвижной игры создают у
играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их
сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять
на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние,
поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего
решаются задачи собственно физического воспитания.
Образовательное значение имеют игры, по структуре и
характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время
занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой,
плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки,
приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более
углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод
особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.
Многократное повторение двигательных действий во время
игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и целесообразно
выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать
приобретенные навыки в нестандартных условиях.
Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать
пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и
реагировать на воспринятое.
Не менее важны игры с различными мелкими предметами.
Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожнотактильную и
мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук
и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов.
При проведении подвижных игр на уроках физкультуры руководитель
в зависимости от ситуации должен сочетать фронтальный и групповой методы
(делить классный коллектив на несколько групп), показывать ученикам игры с
небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во
дворах и на школьных площадках.
В подвижных играх участникам приходится исполнять различные
роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что
развивает у них организаторские навыки.
|