Распределение на команды также
может проводиться различными способами.
1.
Руководитель
распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно
составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при
проведении сложных подвижных и спортивных игр в старших классах. Активного
участия в составлении команд играющие не принимают.
2.
Другой способ
распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и
расчете на первый—второй; первые номера составят одну команду, вторые — другую.
Таким же способом составляют и несколько команд.
Подобное быстрое распределение
целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток
в том, что команды не всегда получаются равными по силам.
3.
Можно разделить
играющих на команды путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны.
В каждом ряду должно быть столько человек, сколько команд требуется для игры.
Для этого способа также не нужно
много времени, однако состав команд при этом бывает случайным и часто неравным
по силам.
4.
Используется и
способ разделения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов,
разделившись на пары (примерно равные по силам), сговариваются, кто кем будет,
а капитаны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда
равны по силам.
Этот способ очень любим детьми,
поскольку он сам — своеобразная игра. Однако его недостаток в невозможности
применения на уроках — он занимает много времени.
5.
Способ разделения
по назначению капитанов. Игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою
очередь, набирают игроков в свою команду.
Это довольно быстрый способ, и команды бывают в
основном равны по силам. Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что
слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам
среди играющих. Чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется не доводить
выбор до конца и разделить оставшихся путем расчета. Способ по назначению
капитанов следует применять только в играх с учащимися старшего школьного
возраста, которые смогут правильно оценить силы игроков.
ВЫБОР
КАПИТАНОВ КОМАНД
Роль капитанов команд очень велика: они отвечают за
поведение всей команды в целом и за отдельных играющих. Капитану дается право
распределить роли в команде, следить за соблюдением правил и дисциплиной. Он
является непосредственным помощником руководителя.
Капитанов могут выбрать сами играющие или их назначает руководитель.
Когда играющие сами избирают капитанов, они учатся объективно оценивать друг
друга, а капитан, осознавая доверие игроков, признает свою ответственность.
Если играющие недостаточно организованны или плохо знают друг друга, руководитель
сам назначает капитанов. Иногда в воспитательных целях он выбирает капитанами
пассивных игроков или легковозбудимых, несдержанных, способствуя тем самым
формированию необходимых черт характера.
Обычно сначала составляют команды и лишь после этого назначают
капитанов. В случае разделения на команды путем выбора или сговора капитанов
выбирают заранее.
В постоянных командах капитаны периодически
переизбираются.
ВЫДЕЛЕНИЕ
ПОМОЩНИКОВ
Для каждой игры руководитель
выбирает помощников, которые следят за соблюдением правил, учитывают результаты
игры, а также раздают и расставляют инвентарь. Желательно, чтобы в роли
помощников в течение учебного года побывали все учащиеся, поскольку они —
будущие организаторы игры.
Число помощников зависит от
сложности правил и организации игры, количества играющих и размеров площадки,
помещения. О назначении помощников руководитель объявляет всем играющим.
В зависимости от сложности игры и
задач, решаемых в процессе занятий, помощников выделяют до построения играющих
или после объявления игры и выбора водящих. Если намечена игра, требующая силы
и выносливости (например, «Белые медведи»), руководитель может заранее
назначить физически слабых детей на роль помощников. Для игр на местности
помощники выделяются заблаговременно, чтобы они могли совместно с руководителем
подготовиться к предстоящей игре. Для командных игр (например, «Перестрелка»)
помощников можно выделить после объяснения игры.
|