Четверг, 18.04.2024, 12:01
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ВСЕХ [90]
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ [48]
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ [0]
СПОРТИВНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ, КРОССВОРДЫ, РЕБУСЫ [25]
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [204]
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ [0]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ [276]
ЙОГА - ОЗДОРОВЛЕНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ [101]
ПЛАВАНИЕ [22]
ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ [121]
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ БЕЛОЯР [10]
ИСТОРИЯ БЕГА [61]
СПОРТИВНЫЕ АТТРАКЦИОНЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [0]
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ [207]
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ [11]
АНАТОМИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ [0]
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИДЕАЛЬНОЙ ОСАНКИ [14]
ТЕННИС [106]
БЕГ [32]
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА [0]
ОЗДОРОВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ [0]
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС [20]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ БЕЛОЯР

Приложение

Рецензия на методические рекомендации «Нейроортопедическая гимнастика по системе «Белояр»

В мире насчитывается достаточно много лечебных и оздоровительных гимнастик, связанных как с личностью автора (К. Купер, Н. Амосов, Б. Дикуль, М. Тобиас и др.), так и с национальными особенностями (йога, цигун, Тай-цзи-цюань) народа занимающегося оздоровительной физкультурой.

Предлагаемая Нейроортопедическая гимнастика по системе «Белояр» направлена на сознательное психофизическое управление своим телом. Она подкупает формированием целевой установки на формирование нового оптимального статического и динамического двигательного стереотипа не только за счет занятий физическими упражнениями, но и за счет максимальной активизации всех ироириорецепторов тела, дающих нервной системе информацию о положении тела в пространстве и тем самым формирующих телесно-психические и психотелесные ассоциативные связи. Благодаря которым включаются в организме всем известные, но редко используемые в официальной медицине механизмы саногенеза, сознательно и произвольно мобилизирующие цепь систем организма на выздоровление.

Сознательное, психически направленное управление физическими упражнениями с обратным телесно-психически ориентированным контролем — это основа нейроортопедической гимнастики.

Нейроортопедическая гимнастика апробирована:

— патент на изобретение № 2179430 от 20.02.2002, Способ укрепления здоровья человека;

— ЛФК в восстановительном лечении больных вертеброгенными заболеваниями на курорте Белокуриха Л.Л. Парникова, Т.В. Нефедова, В.Ф. Чудимов, Л.А. Романова. Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии // Материалы Международного конгресса «Здравница 2007», 15–18 мая 2007 г. Уфа, Москва 2007, стр. 160.

— в отделении физической реабилитации Алтайского краевого врачебно-физкультурного диспансера.

И, тем не менее, авторы с благодарностью примут все замечания, дополнения и предложения со стороны читателей.


Заведующий кафедрой лечебной физической культуры и спортивной медицины Алтайскго государственного медицинского университета, главный нрач Алтайскою краевого врачебно-физкультурного диспансера доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный врач России Н.И. Куропятник.

Введение, актуальность

Значение двигательной активности для поддержания и укрепления здоровья, как лечебного средства, известно из древности. Снижение двигательной активности гипокинезия рассматривается в настоящее время, как важнейший фактор риска многих заболеваний. Экспериментальными и клиническими исследованиями установлено, что ограничение подвижности вызывает неблагоприятные изменения во всех суставах, системах и органах в организме. Все это обуславливает необходимость разработки практических мер по профилактике и преодолению гипокинезии, цель которых восстановление Функциональных резервов человека, путем применения немедикаментозных средств, с развитием внутренней мотивации к поддержанию личного здоровья.

Лучшего немедикаментозного средства, чем физические упражнения, человечество еще не придумало. Однако часто занятия физическими упражнениями в навязанном ритме и величине физической нагрузки, без активизации собственных мотиваций не приводят к планируемому и к желаемому результату (В.Л. Куликов, 1998).

Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов (1903), указывая на единство «телесного» и «психического», писал об общности между основой движения и любыми видами целенаправленной («мозговой») деятельности. Нарушения, возникающие в различных кинематических цепях, обусловлены снижением общей сенситивной активности, понижением устойчивости вегетативного регулирования, угнетением реактивности и пластичности нервных процессов. А они в свою очередь являются базовой причиной как эмоционального, психологического так и соматического неблагополучия.

Таким образом, сознательно мотивируемое увеличение двигательной активности оказывает более положительное влияние на психическое, физическое здоровье и стресс-устойчивость.

Анализируя многие лечебные и профилактические программы двигательной активности, становится очевидным их «однобокий» подход: тренируются, как правило, отдельные группы мышц (бодибилдинг), или отдельные физические качества (сила, гибкость, выносливость и д. р. в различных видах спортивной специализации) или функции (тренировка памяти, зрения и т. д. при заболеваниях в ЛФК), без гармоничного развития всей психофизической сферы, а значит без оптимизации жизнедеятельности в целом.

Нарушение механизмов физической и психической адаптации к меняющимся условиям во внешней среде или в изменяющихся внутренних параметрах организма начинается, как правило, с нарушения обратных связей (тепесно или органно) — психические ориентированных.

Нарушение обратной связи ведет к резкой дисгармонии физиологических функций психотелесно-ориентироианных, особенно, в локомоторном аппарате.

Проприорецепция (по выражению И.М. Сеченова «темное мышечное чувство») является самым мощным естественным рефлекторным стимулятором всех физиологических функций организма и нервно-психического статуса тем самым оказывает обратное трофическое действие на различные группы мышц туловища и конечностей, а также на внутренние органы, т. е. в конечном счете, на весь организм.

Таким образом, гимнастика построенная на сознательно мотивируемых (а не внешне навязанных) физических нагрузках с телесно-психически ориентированным контролем (через проприорецепторы) положения тела в пространстве, включающая этим механизмы саногенеза — образно может быть названа нейроортопедической гимнастикой.

Цель и задачи

Цель: с помощью сознательно мотивированного выполнения физических упражнений, включением проприоконтроля и формирования телесно-психических и психотелесных связей активизировать саногенетических механизмов выздоровления.

Задачи:

1. Восстановить и укрепить психическое здоровье человека

а) сформировать сосредоточение на необходимой цели

б) обучить концентрации, самоконтролю за получаемыми ощущениями

в) обучить самореализации

г) обучить оптимизации ситуационных решений

д) сформировать гибкость психики

е) повысить стрессустойчивость организма

ж) обучить психологическому контролю положения тела в пространстве

з) научить получению психической радости от выполненных упражнений (мышечной радости)

2. Восстановить и укрепить физическое здоровье человека:

— скорректировать дисбаланс мышц;

— оптимизировать новый стато-динамический двигательный стереотип;

— создать мышечный корсет;

— развить координацию движений;

— повысить физическую работоспособность.

3. Представить общедоступный базовый комплекс нейроортопедической гимнастики в различных возрастных группах, при широком круге заболеваний.

Научная и практическая новизна, сравнительная характеристика

Известные восточные оздоровительные комплексы обладают рядом достоинств и преимуществ, в сравнении с традиционными лечебными и оздоровительными упражнениями в лечебно-оздоровительной физкультуре. И чаще всего из-за создании особого психоэмоционального состояния при выполнении движений. Однако восточно-оздоровительные гимнастики не получают широкого распространения из-за необходимости длительного времени освоения гимнастик (йога, Цигун, У-Шу), необходимости большой площади для проведения занятий, отсутствие сертифицированных специалистов по данным системам в нашей стране.

С учетом всего все выше сказанного была разработана нейроортопедическая гимнастика по системе «БЕЛОЯР».

Внутреннее название системы «Белояр» — зарегистрировано товарным знаком — свидетельство № 243257 и состоит из двух слов, которые сами по себе несут колоссальную смысловую нагрузку: БЕЛ — белая энергия космоса, Божественная сила, сила солнца и т. д. ЯР — ярая энергия земли, эргрегориальная энергия всего живого на земле. Две энергии объединились в одном месте, в человеке. Если быть абсолютно точным, то эти энергии проходят через человека.

В древнеславянской мифологии Бог месяца, ныне называемого Апрелем, назывался — БЕЛОЯР. Апрель — это месяц пробуждения природы после долгой зимней спячки. Мы долго спали, теперь просыпаемся, просыпается родовая память, знания, умения.

Уже данные расшифровки названия системы показывают глубину приоткрытых знаний, входящих в систему «Белояр». Древнеславянский алфавит имел 147 буков и давал объемное понятие кодируемого слова.

Б — «бе» — единение будущего в родовой памяти.

Е — «есть» — триединство: Материя, Информация, Мера.

Л — «люди» — рождение нового, опираясь на мужское и женское начала — ТАНДЕМ.

О — «коло» — единение с Богом.

Я — «я» — коллективный духи разум.

Р — «рекуче» — сеяние знаний на земле.

Так может расшифровываться название системы, а какую расшифровку принять — дело ваше.


Гимнастика состоит из трех комплексов, проста в освоении, имеет ряд преимуществ:

1. Упражнения включают в себя две составляющие: биомеханическую и энергетическую. Энергетическая составляющая соответствует представлениям теории меридианов. Биомеханическая сторона упражнений отражает взаиморасположение суставов и условных линий, соединяющие определенные точки («силовые линии»). При соблюдении условий и правильности выполнения упражнений происходит совпадение обоих составляющих в основных меридианах и «силовых линиях».

2. Упражнения способствуют более быстрому формированию мышечного корсета.

3. Поэтапность упражнений в короткие сроки восстанавливает двигательный стереотип (ассоциативные связи в системе «кисть-стопа», «колено-стопа» и т. д.).

4. Разработаны визуальные критерии правильности выполнения упражнений (исходное положение).

5. Разработаны проверочные тесты, позволяющие контролировать усилия, прилагаемые пациентом в ходе самовытяжения, для более быстрого формирования и закрепления образа выполняемого упражнения, из-за участия слуховых, зрительных анализаторов и проприоцептивных ощущений одновременно.

6. В ходе выполнения упражнения используется активное самовытяжение по определенным силовым линиям (эксцентрическая сила). При этом происходит рефлекторное воздействие на триггерные зоны, проприоцепцию, улучшение кровоснабжения и эластичности мышечного и связочного аппарата, а также активизация ЦНС.

7. Сочетается одновременное использование упражнений на активное растяжение и вращение в суставах.

8. Вырабатывается внимание человека на кинестетических ощущениях в частях тела, на мысленном образе выполняемого движения и медленном темпе выполнения упражнений. При повторе пациентом упражнений происходит не простое их копирование, а умозрительное представление упражнения (создание образа и цели), а затем осуществление его (достижение цели, выполнение задуманного образа).

9. При выполнении гимнастических упражнений происходит обязательное сочетание их с дыхательными, преимущественно, диафрагмальным дыханием.

10. Учитывается возможность дозирования нагрузки с учетом физического состояния пациента.

11. Предусматривается возможность применения упражнений и различных возрастных группах.

12. Гимнастка не требует специального оборудования и больших залов (достаточное 2 м2 на занимающегося).

Общая характеристика и методика проведения занятий

Все упражнения по системе «Белояр» являются последовательными, поэтапными, отвечают принципу «от простого к сложному». По этим признакам они разделены на 3 комплекса

1. Стато-растягивающие упражнения (базовый комплекс), щадящий двигательный режим.

2. Динамические упражнения (работа с одним предметом). (Щадяще-тренирующий двигательный режим).

3. Динамические упражнения (работа с двумя предметами). (Тренирующий двигательный режим).

Задачи комплексов: На первом базовом происходит:

— формирование нового стереотипа естественной осанки (статического) и движений (динамического) двигательного стереотипа;

— формирование мышечного корсета,

— улучшение эластичности, подвижности связочного аппарата;

— стабилизация психо-эмоционального состояния.

На втором комплексе (динамическая работа с 1 предметом) проходит дальнейшее включение ощущений проириорецепции и формирование телесно-психических и психотелесных связей с активацией общих саногенетических механизмов выздоровления. Углубленное совершенство динамического двигательного стереотипа, тренировка координационной системы.

Упражнения проводятся с использованием гимнастической палки, в медленном темпе, что позволят более качественно проработать суставы, улучшить процессы координации и контроля нервной системы за моторикой, психологическим состоянием (тренируется умение сосредоточится на выполнении определенного образа и достижения цели с контролем над своими действиями).

На третьем комплексе идет работа с использованием двух предметов в каждой руке (пластика). Движения руками выполняются синхронно и асинхронно. Эта работа в более значительной мере оказывает влияние на состояние ЦНС; улучшает и тренирует межполушарные связи, развивает гибкость психики.

Занятия проводят инструктора ЛФК прошедшие специальную подготовку по нейроортопедической гимнастике «Белояр» и имеющие лицензию па занятия лечебной физической культурой.

В данных методических рекомендациях подробно описан 1 комплекс нейроортопедической гимнастики на щадящем двигательном режиме (базовый комплекс).

Дозирование физической нагрузки подбирается оптимально и индивидуально и зависимости от возможности психолого-педаготического усвоения материала, функционального состояния пациента, с учетом сопутствующей патологии и под контролем ЧСС. АД, тестов на силовую выносливость мышц.

Практическими критериями дозирования величина физической нагрузки может служить:

— Исходное положение (лежа — щадящий режим, если невозможна вертикализация, смена исходных положений — щадящее-тренирующий, стоя — тренирующий);

— Амплитуда движений (устанавливается порогом болевой чувствительности, не полная — на щадящем режиме, полная амплитуда движений при щадящее-тренирующем, тренирующем режиме);

— Время растяжки (от нескольких секунд до десятка секунд — на щадящем режиме; от десятка секунд до 1,5 мин — на щадяще-тренирующем; от 1,5 минуты и более на тренирующем режиме);

— Четкость и абсолютная правильность выполнения упражнений (точное воспроизведение созданного образа и достижение цели);

— Число повторений (1–2 щадящий режим, 3–5 щадяще-тренирующий, тренирующий). Число повторений от 2 до 5, как правило, обеспечивает формирование понятия о конфигурации, темпе, величине растягивающей нагрузки при выполнении упражнений.

— Степень усилия, вкладываемое в выполнение упражнений. Зависящая от субъективных ощущений пациента под контролем проверочных тестов.

Критерием назначения двигательного режима: щадящего, щадящее-тренирующего или тренирующего может служить тест силовой выносливости мышц (СВМ): мышц спины (рыбка), мышц живота (уголок), мышц шеи (м. ш.).

Силовая выносливость мышц (СВМ) / Щадящий режим / Щадяще-тренируюший режим / Тренирующий режим

Спины («рыбка») / менее 1 мин. / 1 мин. — 1 мин. 30 сек. / больше 1 мин. 30 сек.

Живота («уголок») / менее 30 сек. / 35 сек. — 1 мин. / больше 1 мин.

Шеи (м. ш.) / менее 1 мин. / 1 мин. — 1 мин. 30 сек. / больше 1 мин. 30 сек.


На щадящем двигательном режиме возможно выполнение упражнений в положении лежа: ранний восстановительный период после травм, оперативного лечения (8-10 день). Такое раннее назначение данных упражнений позволяет предотвратить развитие посттравматической мышечной гипотрофии связанной с иммобилизацией, ускоряет процесс восстановительного лечения.

На щадяше-тренирующем двигательном режиме возможно выполнение упражнений около стены. Используя стену как опору при сложности сохранения вертикального положения, плохом равновесии и ориентации тела в пространстве.

Подбор упражнений и их дозировка складывается с учетом особенности заболевания и общею состояния пациента

При расширении двигательного режима в занятиях используется принцип систематичности, регулярности, постепенности и последовательности в применении упражнений, начиная с простых и переходя к более сложным, включая в каждом занятии несколько новых упражнений. Для достижении стойкого эффекта необходимо соблюдение принципа продолжительности занятий. Длительность занятий от 30 мин. до 1,5 часов.

Показания, противопоказания

Занятия данным комплексом показаны в любом возрасте и почти при всех заболеваниях, травмах и их последствиях:

— в неврологии и нейрохирургии;

— в клинике внутренних болезней;

— в травматологии и ортопедии;

— после хирургического печения заболевании;

— в педиатрии:

— в акушерстве и гинекологии;

— в онкологии (у больных без метастазов после радикального лечения). Особенно, они показаны в тех случаях, когда нужно сформировать психосоматические связи, включить проприоцептивную коррекцию нарушенной координации движений, сформировать саногенетические механизмы выздоровления при психосоматически обусловленных ипохондрических и субдепрессивных состояниях.

Перечень противопоказаний весьма небольшой и касается в основном острой стадии заболевания или обострения хронических болезней, острого периода травмы, при показании к хирургическому вмешательству или угрозе кровотечения. А так же при выраженной олигофрении, слабоумии, психических заболеваниях с резко нарушенным интеллектом.

Врачебный контроль и самоконтроль

В основу врачебного контроля включены:

1. Оценка субъективных ощущений пациента.

2. Оценка физиологических показателей (антропометрия, соматоскопия, тесты на силовую выносливость мышц, измерение ЧСС и АД в покое и при физической нагрузке) — для оценки уровня физического здоровья.

3. Стоматоскопическая оценка статодинамических нарушений осанки.

4. Инструментальные методы диагностики: по показаниям основного заболевания: УЗИ, углометрия и прочее.

5. Оценка психологического состояния, уровня психического здоровья, качества жизни.

Нейроортопедическая гимнастика по системе Белояр

Базовый комплекс (стато-растягивающие упражнения)

Общие основы:

— Исходное положение: поставить стопы строго параллельно друг другу, на расстоянии равному длине собственной стопы.

— Во всех упражнениях ноги слегка подсогнуты в коленных суставах, коленные суставы направлены на точку соединения первого и второго пальцев стоп. При таком положении достигается минимальное напояжение мышц-агонистов. За счет этого создаются благоприятные условия для оптимального устойчивого положения коленного сустава.

— Во всех упражнениях важным является положение позвоночника. Основа — это положение корпуса: перпендикуляр опущенный от сагиттального шва через вершину ушной раковины (точка бай-хуэй VG20) через тела седьмого шейного позвонка (C7), тело 12 грудного позвонка (Th 12), тело пятого поясничного позвонка (L 5), в точку центра промежности (хуэй-инь VC1) (проецируемую посередине между мошонкой (задней спайкой половых губ)) и анальным отверстием. Сглаживание поясничного лордоза достигается опусканием крестца вниз и вперед, а также подтягиванием лобковой кости назад и вниз. Установить оптимальное положение таза можно и в положении лежа на полу, согнув ноги в коленных суставах, поставить ступни на ширину бедер, прижать поясничный отдел к полу, втянув живот, чтобы условная линия между лобковой костью и пупком располагалась горизонтально.

— Распределите вес тела равномерно по всей площади левой и правой стоп. Принцип «центрирования».

— Развести плечи назад. Руки свободно расположить по боковым линиям туловища, первые пальцы кистей рук обращены вперед.

— Установить положение головы: условную линию, соединяющую наружный угол глаза — козелок — слуховой проход, расположить горизонтально. При этом положении достигается выравнивание шейного лордоза. Голову подать назад, подбородок подтянуть к шее так, чтобы слуховые проходы располагаются по линии плеч (контроль положения

головы по боковой линии).

— В этой исходной позиции ноги упираются вниз в пол, а позвоночник «растягивается» вверх. При этом за счет действия разнонаправленных сил (устремления таза вниз и самовытяжения головы вверх) происходит сглаживание поясничного и шейного лордозов. Это необходимо добиться статичной работой самого позвоночника. В ходе занятий приобретается навык естественной осанки и тонусного состояния мышц.

Пои выполнении любого последующего упражнения постоянно контролируекя вышеописанное взаиморасположение элементов костномышечной системы. Для проверки правильного выполнения используются проверочные тесты.

Проверочные тесты помогают получить кинетические ощущения у инструктора, что ускоряет формирование и запоминание необходимого образа дня достижения цели. Проведение тестов контролирует усилие пациента выполняющего самонатяжение путем оказания инструктором умеренного сопротивления во время выполнения упражнений.

Базовые упражнения

Рекомендуются в начале и при завершении специальных комплексов.


1.0. Вытяжение вверх

Исходное положение (ИП) — стоя

Руки вверх, слегка согнутые в логтевых суставах, над головой, кисти обращены вверх ладонной поверхностью, а тыльная сторона строго над макушкой. Ногами «вдавливаемся» и пол, а руками тянемся вверх. При правильно выполненном упражнении возникает ощущение растяжения (разрыва) в талии. Растягиваем тело максимально возможным усилием, что тренирует продольные мышцы спины и восстанавливает структуру позвоночника.

Проверочный тест: инструктор становится напротив пациента и располагает одну руку на бедре, вторую на противоположном плече и оказывает давление руками навстречу друг другу. Направление силы проводится параллельно полу. При правильном выполнении теста пациент остается неподвижным.

1.1. Спиральное растяжение

ИП — тоже.

Рука на поясе упирается в тазовые кости

Повороты туловища в талии, непрерывно растягивая тело вверх, образуя своеобразную спираль. Во время выполнения колени направлены на стопу, тазовые кости не подвижны.

Основные моменты

Движение выполняется в обе стороны с максимальным вытяжением вверх и очень медленно.

Тест: аналогичен предыдущему, может выполняться во время движения.

1.2. Боковое растяжение

ИП — руки вверх над головой

При наклоне в сторону проводится растяжение медленно, таким образом, чтобы тело приняло форму целостной дуги от ног до кончиков пальцев рук.

Основные моменты

— движение выполняется строго по боковой линии, без наклонов назад или вперед, «как будто вы зажаты между двух стен»;

— следите за естественным положением таза;

— голова должна быть продолжением позвоночника, взгляд направлен вперед.

Проверочный тест: аналогичен предыдущему.

1.3. Наклоны вперед

ИП руки вверх, плечи закрывают уши

Упражнение выполняется медленно с сильным постепенным вытяжением. Наклон начинается с подтягивания подбородка к шее и наклона головы к груди. Руки во время движения вперед «закрывают» уши и составляют единую линию со спиной. Возвращение в исходное положение осуществляется в обратном порядке. Подъем осуществляется с разгибания в тазобедренном суставе, затем спины от пояснично-крестцового отдела к грудному.

Основные моменты

При этом упражнении тело выстраивается в целостную дугу от кончиков пальцев рук до ног.

Движение вниз и вверх выполняем с максимальным усилием, как будто толкаем поршень насоса вниз и вытягиваем обратно.

Проверочный тест: инструктор кладет руки на руки пациента и оказывает легкое сопротивление при движении.

Комплекс тракциционных упражнений для шейного отдела позвоночника

2.0. Растяжение при движении вперед и назад

ИП — руки тянутся вниз к полу

Тянемся подбородком вперед и вверх под углом 45 градусов от горизонтальной линии. Потом затылком тянемся: под углом 45 градусов вверх. Надплечья фиксированы.

2.1. «Киска»

ИП — то же

«Образ кошки, вылизывающей себе грудь».

Подбородком выписываем круг строго в сагиттальной плоскости. Движения проводятся сверху вниз. Голова максимально отводится назад, подбородок протягивается плавно вверх затем вперед к каждой точке круга, сильно прижимается к груди и шее подбородком. Надплечья фиксированы.

Основные моменты

При точном выполнении возникают ощущения натяжения в затылочной, межлопаточной области.

При отведении головы назад избегаем ее запрокидывания.

2.2. «Козлик»

ИП — тоже

Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Образ козлика, чешущего бородой себе грудь. Движение происходит по кругу сверху вниз, но в обратном направлении.

Основные моменты

При верном выполнении возникают ощущения в области висков и лба.

2.3. Круговые вращения головой «тазик»

ИП — тоже

Представляем, что макушкой рисуем круг над головой, постоянно дотягиваясь до каждой точки круга. При выполнении шея сильно натянута, движение медленное, особенно в болезненных местах. Выполняются движения против и по часовой стрелки.

Основные моменты

При движении не допускается запрокидывание головы назад и в стороны. Для этого контролируем взгляд — он обращен вперед и фокусируется на 1 точке.

2.4. «Коловорот»

ИП — тоже

Сводом черепа (подбородок параллельно полу) описываем круг, строго параллельно полу, взгляд (строго вперед перед собой. Череп описывает круг, взгляд только вперед. Движение делается медленно, с максимально возможным растяжением мышц шеи по часовой и против часовой стрелки.

2.5. Повороты головы в боковые стороны

ИП — тоже

Натянув макушку вверх, поворачиваем голову попеременно к одному и другому плечу. Выполняется очень медленно, сохраняя растяжку вверх и как через сопротивление — «движение как через плотную глину». Выполнять необходимо медленно и с усилием.

Основные моменты

При выполнении упражнения инструктор может дать ощущение этого сопротивления, оказывая легкое сопротивление рукой.

Контролируем положение головы, движение вокруг вертикальной оси, проведенной через макушку, (подбородок опущен вниз).

2.6. Наклоны головы с натяжением ШОП во фронтальной плоскости

Исходная позиция, руки тянутся вниз к полу.

Наклоняя голову, направляя одно ухо вверх, нос как ось вращения — остается на одной вертикальной линии, проходящей через середину грудины.

Основные моменты

Избегаем наклона головы к плечу. Представляем, что вращать голову мешает сильное сопротивление среды. Наклоны головой строго в боковой проекции, слуховые проходы на середине плеча.

После всех упражнений для шейного отдела позвоночника, предлагается использовать самомассаж. В исходном положении потянули макушку вверх, правой рукой обхватить шею («прилипли всей ладонью» к задней поверхности шеи) и с максимальной силой проводим массирующее движение по направлению к плечу (сверху вниз). Аналогично — другой рукой.

Комплекс тракционных упражнений для плечевого пояса

3.0. «Качели»

Синхронно, сохраняя растяжение, начинаем менять положение рук — поднятое плечо опускается, а поднимается другое. Движения осуществляется только в плечевых суставах, не допускается сгибание в локтевых суставах. Упражнение контролируется с помощью образа, что на вертикальной оси находится горизонтальная перекладина, детская качель. Движение выполняется медленно.

Тест: во время проведения упражнения инструктор своими руками одновременно разводит руки пациента от его туловища.

Контролируется самовытяжение рук пациента.

3.1. «Качели 2»

ИП — прямые руки вверх, ладони друг к другу. Одна рука максимально тянется вверх, вторая — вниз (соответственно одно плечо вытянуто вверх другое — максимально опущено вниз).

Упражнение аналогично первому. Меняем положение плеч (медленно опускается одно и поднимается другое плечо, руки прямые). Выполняется с максимальной натяжкой и синхронно.

Тест при выполнении упражнения инструктор прилагает уморенное усилие, разводи руки пациента.

3.2. Растяжений рук в стороны

ИП — руки в стороны

Максимально тянемся руками в стороны. Проводится контроль расположения всех суставов по прямой линии. Кисть строго как продолжение тыльной стороны предплечья, ладонь вниз, локоть смотрит назад.

Тест: инструктор оказывает умеренное давление сверху вниз на руки пациента. Руки пациента оказывают сопротивление.

3.3. Растяжение верхне-грудного отдела

ИП — руки в стороны, параллельно полу

Плавно, сохраняя натяжение, проворачиваем руки ладонями вверх, округляя верхнюю часть грудины вверх. Задержались в этом положении на 2–4 сек. Затем плавно поворачиваем ладони вниз, прогибая вверх заднюю верхне-грудную часть спины. Движение во всех суставах рук и спине осуществляется синхронно, единой структурой.

3.4. «Самолетик»

ИП — руки в стороны, кисти рук перпендикулярно к предплечьям. Движения такие же, как и при растяжении груди. При движении максимально натягиваем кисти рук на себя.

3.5. «Руки вперед»

Прямые руки вытянуты вперед, параллельно полу. Кисти рук обращены вниз. Одна рука максимально тянется вперед, другая — назад.

Синхронно меняется положение рук, сохраняя натяжение.

Основные моменты. Контролируем вертикальное положение спины. Избегаем наклонов туловища вперед, изменений положения таза во время движения руки назад плечи, со стороны спины образуют 1 линию.

3.6. «Бревно»

ИП — ноги вместе. Одна прямая рука вертикально вверх, ладонью обращена от туловища, а другая опущена и тянется вниз, ладонь к туловищу.

Меняем положение рук очень медленно, представляем, что находимся в центре круга и непрерывно дотягиваемся до его сторон. Движения рук осуществляется синхронно, как единое целое, по прямой линии, проходящей через все суставы рук, центр — грудина.

3.7. «Дыба»

ИП — соединить кисти рук в «замок» за спиной (правый локоть вверх, левый — вниз)

Тянемся локтями за спину. Затем меняем положение рук. Основные моменты. При выполнении положение особенно строго следим за вертикальным положением локтя, за положением позвоночника. После упражнений можно выполнять прохлопывание: хлопок по плечевому суставу свободной рукой. Мышцы плеча натянуты. Хлопок делается всей ладонью, чем сильнее, тем лучше.

Выводы:

Упражнения для шейно-грудного отдела позволяют более четко засинхронизироиать работу левого и правого полушарий мозга. Снимают большое количество мышечных спазмов в шейно-воротниковой области, восстанавливая работу центральной нервной системы. Напряжение в плечевом поясе психологи связывают с накоплением у человека проблем социальною плана. Снимая упражнениями напряжение на этом уровне, автоматически снимаем проблемы социального плана.

Комплекс тракционных упражнений для тазобедренных суставов

Исходное положение: Выставить ноги в стороны шире плеч, стопы параллельно друг другу, колени слегка подсогнутые, проекция колен к большому пальцу стоп, крестец направлен строго вниз и вперед, лобковая кость подтянута назад вверх. Макушка тянется вверх, упор стопами в пол.

Категория: РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ БЕЛОЯР | Добавил: uchitel (30.10.2014)
Просмотров: 726 | Теги: ЛФК для школьников, ЗОЖ в школе, движения которые лечат, оздоровительная гимнастика, физкультура, комплекс упражнений, реабилитационная физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru