Четверг, 18.04.2024, 19:56
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ДЗЮДО

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И ЕДИНОБОРСТВА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Функции физической культуры и спорта в обществе как средства нейтрализации техногенно-информационной гиподинамии и социально-психологической напряженности

   В связи с достижениями научно-технического прогресса необходимо трансформировать тезис Ф. Энгельса о том, что «Жизнь – это особая форма существования белковых тел» в тезис о том, что «Жизнь – это расширенное воспроизводство высокомолекулярных, самоадаптирующихся соединений». Таким определением охватываются понятия первопричинности изобилия жизненных форм и их многочисленности, факта того, что к размножению способны не только белковые тела и что эти тела способны адаптировать свои функции к изменяющимся условиям окружающей среды.
   Таким образом, если для самосохранения субъекта как минимум необходимо прокормиться (воспроизвести себя), то для решения проблемы расширенного воспроизводства его деятельность оказывается намного сложнее, более проблемой и обязательно жесткоконфликтной.
   Жизнь человека подчинена единым законам живой природы. Основными из них являются:
   • борьба за собственное выживание, которая включает в себя добывание пищи, поддержание нормальной температуры тела и водного режима, сооружение жилища (укрытия), защита от агрессора (хищника);
   • борьба за продолжение рода, которая включает в себя конкурентную борьбу за полового партнера;
   • непосредственное продолжение рода, включая заботу о потомстве, охрану его жизни и обеспечение способности к выживанию.

1.1.1. Физиологические аспекты физической культуры и спорта

   Технический прогресс снял значительную долю физических нагрузок на организм, что выдвинуло пагубную для человека, как биологического существа, проблему века – гиподинамию. Привыкший к незначительным нагрузкам человек не сможет вынести неожиданных функциональных нагрузок на сердечно-сосудистую, нейрогуморальную системы организма, в том числе и перегрузок мозга, которые окажутся для него дистрессорными (Г. Селье, 1979) и поэтому – гибельными.
   Учитывая этот фактор, культурный человек должен, помимо основной производственной деятельности (особенно если она малоподвижна), заниматься физической культурой, как средством, стимулирующим все функциональные структуры перестраиваться к возможным более высоким нагрузкам (П.К. Анохин, 1978).
   В этом аспекте физическая культура и спорт, копирующие природные реалии, являются наиболее действенным средством в борьбе с гиподинамией (В. К. Бальсевич. 1996 и др.), выполняя функции:
   • средства здорового образа жизни;
   • развития организма человека и подготовки его к трудовой деятельности;
   • укрепления адаптивных функций и снижения опасности эпидемий;
   • реабилитации ослабевших функций.
   Каждому живому существу природой выделена избыточная адаптационная энергия для борьбы за самосохранение (поддержание внутреннего химического и температурного равновесия – гомеостазиса, и ограждение себя от внешних разрушающих сил).

1.1.2. Социологические аспекты ФК и спорта

   В условиях отсутствия естественных для дикой природы, экстремальных средовых и социальных условий (беспощадная борьба за самку, борьба за жизненное пространство и жизнь потомства) у человека зачастую накапливается значительное количество нереализованной избыточной адаптационной энергии, которая, как правило, выплескивается в виде различных правонарушений, направленных против личности и устоев общества.
   Социальное общество не может копировать взаимоотношения в природе, значительная часть которых решается силовым способом, но глубинные инстинкты (ОНО и Я) часто вступают в противоречие с социальными устоями цивилизованного общества. Таким образом, возникает необходимость удовлетворять эту нереализованную специфическую энергию, и значительная часть людей, которых общество не смогло социально воспитать, пытается направить ее против индивидов или общественных устоев.
   По 3. Фрейду, «Эрос» (любовь в широком аспекте) и «Тэлос» (разрушающие силы) существуют в человеке, как силы, побуждающие к действию.
   Причем, по данным социологических исследований (В. Свинцов, 1994), 31 % исследованных людей относятся к альтруистам (добрым людям), 24 % людей – к «зверям», и 45 % принадлежат к группе «открытых добру».
   Отсюда следует, что 45 % людей нуждаются в социальном воспитании, с тем чтобы исключить возможность их перехода в группу неисправимых «зверей».
   Причем следует заметить, что, по данным этих же исследований, алкоголь лишает значительную часть представителей «открытых добру» этого качества и делает черствыми к страданию «ближнего».
   В проблеме удержания асоциальных инстинктов, в развитии социально коммуникативного поведения большая роль принадлежит физической культуре и спорту.
   Физическая культура и особенно массовый спорт являются средством направления избыточной адаптационной энергии и агрессивности в безопасное для общества русло. Эта роль обусловлена тем, что спорт в значительной мере копирует психобиологические стрессы и безвредно для общества утоляет инстинкты самовыражения, самоутверждения и агрессии, поскольку приучает соревновательными условиями решать конфликтные ситуации мирным путем.

1.1.3. Педагогические аспекты ФК и спорта

   Спорт стимулирует повседневный контроль уровня функциональной подготовленности.
   Спорт является средством объективной оценки качества учебных программ и методики функциональной и технико-тактической подготовки в спортивной, производственной, служебной деятельности.
   Спорт удовлетворяет биологическую потребность в физических и психических стрессах.
   Уместно обратить внимание на тот факт, что большинство детей любят смотреть или читать «ужастики», а вся кинематография кормится за счет боевиков и фильмов ужасов, что свидетельствует об их высокой востребованности у взрослого населения, о наличии глубинной готовности организма противостоять стрессам такого рода и наличии дискомфорта при их отсутствии.
   К сожалению, такие «произведения» воспитывают молодежь с непредсказуемым поведением, выводя его на подсознательный уровень.
   Участие человека в учебно-тренировочном процессе и в соревнованиях с их этическими нормами ставит физическую культуру и особенно спорт на первое место среди средств снятия социально-психологической напряженности (Ю.А. Шулика и др., 2002).
   Однако необходимо повториться: руководство федераций некоторых видов спорта (футбол, единоборства) не учитывает морально-этического фактора соревновательных зрелищ на уровне высшего спортивного мастерства и не заботится об обеспечении воспитующего фактора в процессе соревнований, чем наносится значительный вред человеческому обществу, воспитывая в людях звериные инстинкты (пример: хулиганство футбольных болельщиков и т. д.).

1.1.4. Содержание физической культуры

   Физическая культура функционирует в обществе в различных формах, к числу которых относятся:
   • гигиена и режим дня (всегда, везде, для всех);
   • развивающая физическая культура (для растущего организма);
   • поддерживающая физическая культура (для сформировавшегося организма);
   • реабилитиционная физическая культура (для снятия стрессовых нагрузок);
   • лечебная физическая культура (для восстановления после болезни);
   • корригирующая физическая культура (для ликвидации функциональныгх аномалий);
   • физическое воспитание (процесс, направленный на физическое развитие, воспитание навыков и привычки здорового и активного образа жизни);
   • массовый спорт (общественное движение, обеспечивающее развитие, поддержание физических кондиций и двигательных умений в форме товарищеского соперничества);
   • спорт высоких достижений (процесс, направленный, в конечном итоге, на рекламу спорта, на проверку качества постановки физического воспитания и физической культуры в общественных макрообъединениях, в результате чего он превратился в средство политики и нуждается в социально-педагогической корректировке);
   • прикладной спорт (обеспечивает специфическую профессиональную, функциональную подготовку работников различных профессий);
   • профессиональный спорт (выполняет зрелищную функцию, пока в нашей стране не имеет достаточной рекламной составляющей и зачастую приобретает антипедагогическую форму).
   Поскольку физическое воспитание является системой, обеспечивающей физическое и нравственное воспитание подрастающего поколения, как правило, эту функцию берет на себя государство. Физическое воспитание осуществляется в детских садах, школе, вузах.
   Массовый спорт также является средством физического воспитания, однако после распада СССР и всей присущей ему государственной системы, эту функцию все в большей мере вынуждено брать на себя общество, и от уровня его самосознания и материальных возможностей зависит эффективность самой главной составляющей физической культуры – массового спорта.
   Спорт является действенной частью физической культуры благодаря соревновательности, мотивирующей к более активной деятельности, и стимулирует к преодолению физических нагрузок.
   Спорт, благодаря конфликтности ситуаций и необходимости решать их цивилизованным путем (при соблюдении определенных ограничивающих правил), способствует воспитанию социального поведения.
   Структуры физической культуры
   – Государственная система физического воспитания (ясли, детсады, школы, техникумы, вузы);
   – государственная система организации ФК и спорта (спорткомитеты);
   – ведомственная система организации ФК и спорта (спортивные общества);
   – ведомственные и частные системы физического воспитания (ясли, детсады, школы, клубы и пр.);
   – самодеятельные физическая культура и спорт.

1.2. Функциональная характеристика видов деятельности человека и физкультурно-спортивных упражнений

   Виды деятельности человека вообще, и в том числе виды физкультурно-спортивной деятельности, можно разделить на 5 основных групп с подгруппами (Г. Г. Наталов, 1976; Ю.А. Шулика, 1996) (схема 1.1).
   Схема 1.1
   Классификация видов деятельности (в том числе видов спорта)
   Если обратить внимание на суть данной классификации, то станет ясно, что каждый вид бытовой, производственной, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности имеет в себе особенности ее пространственно-двигательного содержания, эмоционально-психологических и физических нагрузок. Причем на верхнем уровне данной классификации размещен признак, обуславливающий выбор данного вида деятельности почти неосознанно, на генетическом уровне. Конечно, имеется в виду выбор, приведший к долгосрочной и эффективной деятельности.
   Как видно на схеме, наиболее сложным видом деятельности являются единоборства, поскольку они не просто нагружают структуры, обеспечивающие кондиционные и координационные проявления, но и управляющие структуры, обеспечивающие их реализацию в ситуациях жесткоконтактного противоборства.
   Однако единоборства являются составной частью боевых искусств, и, как видно на схеме, они ни к какому классификационному блоку непосредственно не относятся.

1.3. Боевые искусства в системе физической культуры и прикладной физической подготовки

   В трех перечисленных выше биологических задачах большую роль играет защита себя и близких от прессинга более активных и агрессивных конкурентов. Такова биологическая сущность жизни без ее идеализации. Мы все участники «Великого конкурса жизни» (А. Н. Бернштейн, 1991).
   Бытует мнение, что материальное изобилие снимет эту проблему. Мнение это ошибочно. Избыточная адаптационная энергия, выданная природой каждому живому существу, все равно будет искать себе выход. Неспроста в благоденствующих и цивилизованных странах существует феномен спонтанного хулиганства в виде коллективных футбольных погромов с выездом в чужие страны.
   В любой биологической популяции, независимо от уровня жизни, появляется определенный процент агрессоров – захребетников и даже каннибалов (В. Свинцов, 1994). Эта прослойка в человеческом обществе вступает в конфликт с его законами и представляет серьезную опасность для его членов.
   Прессинг агрессивного конкурента, особенно в раннем возрасте, зачастую проявляется в физическом воздействии, что требует от объекта нападения определенных навыков защиты и функциональной готовности их реализовать.
   Если женщине с присущим ей неистребимым инстинктом самовыражения умение защитить себя необходимо в основном в отношении назойливых и неэтичных поклонников или насильников, то мужчинам с присущим им инстинктом самоутверждения приходится защищать свою честь, честь своей девушки, свою жизнь и жизнь своих близких. Защищать себя и даже нападать ради самозащиты (превентивная защита) приходится задолго до перехода в юношеский возраст.
   Всем известно необъяснимое на первый взгляд стремление к противоборству в детском и юношеском возрасте. У каждого человека этот инстинкт проявляется в разной мере и в разных формах.
   Наиболее действенными в плане реализации инстинкта противоборства (как одной из базальных потребностей мужчины) являются боевые искусства.
   Боевые искусства включают в себя широкий круг необходимой в бою деятельности (схема 1.2).
   Схема 1.2.
   Классификация видов боевых искусств
   В них, кроме непосредственного взаимоконтакта с противником, включаются: боевые передвижения с использованием технических средств и без них, шанцевые работы и маскировка, стрельба из различных видов оружия, система выживания.
   Как правило, под боевыми искусствами подразумеваются действия в непосредственном контакте с противником.
   Для их усвоения используются различные подводящие и завершающие упражнения, в состав которых входят:
   • одиночные, демонстрационные упражнения (каты всех стилей карате-до и ушу);
   • условно-контактные упражнения (специальные разделы самбо, дзюдо, карате-до, ушу), которые относятся к разделу деятельностных, программно-ситуационных упражнений;
   • единоборства (противоборства).
   Таким образом, в состав боевых искусств из всего перечня видов деятельности (схема 1.1) входят действия (упражнения):
   • демонстрационно-артистические (одиночные упражнения ушу);
   • координационно-операционные (условно-контактные упражнения айкидо, специальных разделов дзюдо, каратэ-до, самбо);
   • единоборства (жесткоконтактные упражнения).
   Сведения об использовании приемов нападения и защиты свидетельствуют об их зарождении еще с периода ранних цивилизаций (Азбука карате, 1990; Джиу-джитсу, 1970; В. П. Волков, 1940; Ушу, 1990; И. Б. Линдер, И. В. Оранский, 1992 и др.).
   Культ военной силы в то время подтверждается использованием гладиаторских боёв, в которых имели место парные и групповые бои с использованием каждой стороной неравноценного оружия. Это намного усложняло ход подготовки бойцов. Впоследствии развлекательные бои до смертельного исхода имели место в рыцарских турнирах, в которых принимали участие высшие аристократы и короли.
   Извечное противостояние аристократии и притесняемого ею народа вынуждало последних искать способы защиты от хорошо вооруженных рыцарей и их дружин. Это был период зарождения боевых искусств с использованием подручных средств и даже без них для защиты от вооруженного профессиональным оружием врага. Этот процесс шел, как на Востоке, так и на Западе.
   Появление защиты у профессиональных воинов в виде панцирей на время ослабило интерес высших слоев общества к боевым искусствам без использования оружия.
   В дальнейшем такое отношение объясняется появлением огнестрельного оружия и увлечением аристократии фехтованием на шпагах, рапирах, саблях со спортивным уклоном. Конечно, существовала и боевая подготовка фехтовальщиков с использованием во второй руке кинжала, плаща или с ударами ногами. Но эти способы были доступны только профессионалам и аристократии (А. Е. Тарас, 1996).
   Все эти факты свидетельствуют о прямой зависимости путей развития боевых искусств от субъективных интересов высших слоев общества.
   С появлением автоматического стрелкового оружия и необходимостью в связи с этим отказаться от действий в строю роль индивидуальной обученности рукопашному бою повысилась. В этот период отмечено повышение интереса к боевым искусствам таких государственных структур, как полиция, особенно тайная, службы разведки.
   Во всех странах войска специального назначения, воздушно-десантные войска, морская пехота, разведка, контрразведка, полиция, жандармерия, национальная гвардия и т. п. проходят достаточно сложную по содержанию боевую подготовку, значительную часть которой составляет раздел самозащиты без оружия, или условно-контактный рукопашный бой.
   Однако содержание профессиональной деятельности сотрудников государственных и негосударственных силовых структур привело специалистов прикладной физической подготовки к комплексному использованию ударной и борцовской техники в виде ведомственных видов безорудийного рукопашного боя (Военно-спортивная классификация и правила соревнований по армейскому рукопашному бою, 1997; Ю. Ф. Стацюра и др., 1992).
   Кроме развития ведомственных видов безорудийного рукопашного боя в мире появились и другие, такие чисто спортивные виды комплексного единоборства, как ушу-саньда, кудо, комплексный бой, спортивный рукопашный бой (С. Иванов, Т. Касьянов, 2003), бой без правил – Микс-файт М-1.

1.4. Спортивные единоборства в системе боевой подготовки

   Использование единоборств, как видов спорта, в целях подготовки к службе в РККА началось в СССР путем включения борьбы в состав Всесоюзного комплекса ГТО.
   На службу правоохранительных силовых структур была принята система САМБО, в которую входила борьба самбо.
   С 1980-х годов даже в Советской Армии и МВД унификация подготовки была нарушена, и «ассортимент» видов боевых искусств, предлагаемых к использованию в государственных силовых ведомствах, неоправданно расширился.
   В их числе силовыми структурами стали использоваться такие ударные единоборства, как каратэ – шотокан, каратэ – кёкусинкай, кикбокс, таэквондо и тхэквондо.
   В целях осуществления прикладной физической подготовки в России стали использовать и борьбу дзюдо.
   С 90-х годов в силовых структурах мира стали бурно развиваться комплексные единоборства. Однако с их появлением возникло больше вопросов, чем решенных проблем.
   Учитывая тот факт, что дзюдо как система включает в себя специальный раздел, которым предусматривается самозащита, включая действия против ударов руками, ногами и различным оружием, оно наиболее приемлемо для подготовки к участию в соревнованиях по видам комплексных единоборств и не требует особой переподготовки.
   Кроме того, изначальные занятия различными видами комплексных единоборств не стимулируют к овладению техникой борьбы как искусством, что в значительной мере ограничивает образовательный компонент дзюдо как системы.
   Социальный фактор мотивации детей и юношей к занятиям дзюдо как системой и дзюдо как спортом позволяет организовать массовую физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу путем развития этого вида спорта.
   Естественно, что содержание и методика дзюдо в России должны соответствовать национально-психическому укладу народов нашей страны и учитывать новейшие достижения в области биомеханики спортивных упражнений, теории и методики физической культуры и спорта.
Категория: ДЗЮДО | Добавил: uchitel (18.08.2014)
Просмотров: 826 | Теги: спортивная борьба, физическая подготовка в дзюдо, занятия дзюдо, тактика в борьбе дзюдо, японские единоборства, приемы нападения и защиты, Дзюдо | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru