Вторник, 16.04.2024, 10:26
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ДЗЮДО

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЗЮДО

Кратко о боевых искусствах Востока

   Сведения об использовании приемов нападения и защиты с применением и без применения специальных орудий имеются с периода ранних цивилизаций. На наскальных рисунках, барельефах, украшавших стены крепостей и дворцов времен Древнего мира, изображены приемы борьбы с использованием оружия и без него, в парных и групповых боевых ситуациях.
   Следует отметить факт существования двух направлений в развитии боевых искусств: восточного и западного. Восточное направление, начав свой путь в Индии, проникло постепенно на Тибет, в Китай и затем на острова Индонезийского и Японского архипелагов. Это направление характеризуется значительным влиянием философии и религий Древнего Востока (А. А. Долин, В. Е. Попов, 1990; И. Б. Линдер, И. В. Оранский, 1992; А. Травников, 1990; Цзи Цзян Чэн, 1994; Чжан Ю Кан, 1996). Получив значительное развитие в буддийских монастырях Северного и Южного Китая, оно приобрело не только военно-прикладной характер, но и стало средством реализации избыточной энергии и инстинкта агрессии в безопасное для общества русло. Западное направление этим похвастаться не может.
   Значительная часть упражнений восточных боевых искусств представляет собой имитацию боя с воображаемым противником. Упражнения эти проводятся с оружием и без, с использованием подручных предметов. Основным признаком является одиночная демонстрация, что относит их к упражнениям демонстративной направленности, развивающим самовыражение, но никак не самоутверждение способствующее победе в единоборстве (Феномен ушу, 1989).
   Другая значительная часть упражнений предполагает защиту невооруженного бойца против вооруженного противника, что относит их к упражнениям условно-контактного единоборства (Ю. А. Шулика, 1996) и не может привить необходимых в реальном бою качеств бойца. Это обуславливается тем, что при всех равных качествах двух противоборцев, при одинаковой степени обученности владение одного из них каким-либо оружием ставит другого в заведомо проигрышное положение.
   Третья часть упражнений боевых искусств также не носит характера противоборств, поскольку имитирует бой на расстоянии двух или полутора дистанций (кумитэ). К ним можно отнести и бои каратистов без контакта, но на дистанции, позволяющей нанести удар (R. Habersetzer, 1976; M. Оуама, 1965 и др.). Эти формы упражнений развивают способность действовать в сложных, трудно прогнозируемых ситуациях, но по психологической нагрузке могут относится только к спортивным играм.
   И, наконец, четвертая часть упражнений относится непосредственно к единоборствам. Эти упражнения представлены наиболее распространенным на Юго-востоке видом контактного единоборства – борьбой дзюдо (X. Эссинк, 1974 и др.); полуконтактными (ударными) упражнениями каратэ-до, тхэквон-до (К. Гиль, Ч. Хван, 1993 и др.), таиландским боксом (О. Терехов, С. Заяшников, 1992 и др.), техническими ударными единоборствами, наиболее характерным из которых является бой на двуручных мечах (И. Масатоши, С. П. Драккер, 1993). В настоящее время благодаря претенциозности руководителей секций сформировалось значительное число стилей, школ каратэ-до и ушу.
   Все эти системы боевой подготовки сформировались не сразу и вначале представляли собой сбор несистематизированных приемов, использование которых при попытках реализовать всю технику в режиме противоборства приводило к высокому травматизму.

2.2. Трансформации дзю-дзютсу в дзюдо

   Изложение истории развития дзюдо будет несколько отличаться от формы изложения аналогичной темы, представленной в учебниках Спортивная борьба (1968, 1978), поскольку все связанное с историей боевых искусств Востока, и в частности с дзюдо, изобилует или избыточной персонификацией, или определенной долей разночтения (как в Евангелии от четырех апостолов). Кроме того, сведения об истории дзюдо представляют собой смешение самой истории дзюдо с размышлениями о превосходстве дзю-дзюц или дзюдо и о целесообразности пути, по которому оно вынуждено идти.
   Практически во всех работах, касающихся истории дзюдо и, главное, его дальнейших перспектив, высказывается мнение, которое желательно было бы изложить непосредственно из уст ряда авторов, поскольку дзюдо является не просто видом спорта, а философией воспитания путем социально осмысленного движения в прикладных целях. Философия же предполагает изложение различных точек зрения.
   Это необходимо, на наш взгляд, еще и потому, что в дальнейшем будет обсуждаться вопрос о путях развития дзюдо в России, для чего необходимо привести точки зрения нескольких специалистов.
   Ниже приводятся выдержки из работ ряда авторов методических пособий по дзюдо, в которых вкратце описывается история превращения джиу-джитсу в дзюдо и мнение авторов о сегодняшнем направлении его развития.
   Интерпретация Хейна Эссинка (Дзюдо, 1964)
   Спортивная борьба дзюдо возникла из джиу-джитсу. Тот, кто отважится написать историю дзюдо, сразу же натолкнется на ряд трудностей. Ведь рассказ нужно начинать с давних времен. Разумеется, можно предположить, что приемы джиу-джитсу китайского происхождения. У японцев есть легенда о том, как приемы джиу-джитсу перекочевали в их страну из Китая. Примерно с 1650 г. джиу-джитсу начинает изучаться в японских школах (очевидно, автор имеет в виду самурайскую школу).
   Приемами джиу-джитсу в Японии занимались преимущественно военные, принадлежавшие к старинной рыцарской касте самураев. Самураи, например, имели право носить сразу два меча, длинный и короткий, в то время как простых японцев за ношение оружия строго карали. Иногда случалось, что самурай во время боя терял один или два меча, тогда он должен был бороться «голыми руками». Технику борьбы на мечах и без них самураи изучали в школах. Следует сказать, что самураи великолепно владели техникой борьбы, поэтому их обычно боялись. Вот из этого вида борьбы «голыми руками» – «кумиуши» и возникла впоследствии борьба джиу-джитсу, какой мы теперь ее знаем. В дальнейшем, примерно с 1870 года, в Японии было запрещено носить какое-либо оружие. Борьба «голыми руками» стала достоянием любого гражданина. В 1871 году были закрыты школы самураев. Культура Японии быстро развивалась. Японцы показали себя прекрасными имитаторами. Мировой рынок стал буквально наводняться товарами с маркой «Сделано в Японии». А имитировали японцы то, что производилось в Америке, Англии, Германии, Швейцарии и т. д. Они только делали копии и продавали их значительно дешевле. Японское платье приобрело европейский покрой, японские женщины стали себе делать пластические операции глаз, чтобы как можно больше походить на европеек. Так Япония все больше и больше стала европеизироваться. Этой «болезни» была подвернута и борьба дзюдо.
   28 октября 1860 года в селе Микаге, недалеко от Кобе, родился Дзи-горо Кано. Он был третьим сыном торговца Еросаку Кано. Когда Дзигоро Кано исполнилось 11 лет, он вместе с родителями, братьями и сестрами переселился в Токио. С 17 лет он начал учиться в университете: сначала на экономическом факультете, а затем перешел на педагогический. Окончив его, он преподавал философию, позднее стал заместителем директора школы для дворян.
   Дзигоро Кано даже для японца был слишком миниатюрным и хрупким. Ему не раз попадало от сверстников-студентов. Но этот маленький парень умел постоять за себя, хотя был значительно слабее своего противника. Он был наделен огромной силой воли, заставлявшей его искать пути для победы над грубой силой. Д. Кано старался найти оружие, с помощью которого он мог бы победить противника его же средствами. И он нашел то, что искал. Случайно Дзигоро Кано узнал о борьбе джиу-джитсу, используя приемы которой, слабый человек спокойно мог справиться даже с великаном. Кано решил заниматься этой борьбой и изучил ее в совершенстве.
   К тому времени борьба джиу-джитсу пришла в упадок. Преподаватели почти не имели учеников и промышляли совсем другими делами, чтобы заработать себе на жизнь. Поэтому найти настоящего педагога в то время было уже трудно. Но Кано нашел. Им был Тей-носуке Яги, обучивший восемнадцатилетнего юношу основам джиу-джитсу. Этот человек помог Кано познакомиться с Хашиносуке Фукуда – руководителем школы Теншо Шинио.
   Фукуда был благороднейшим человеком, и от него Д. Кано многому научился. Фукуда питал большую симпатию к своему ученику – он завещал Д. Кано все документы, связанные со школой. Умер Фукуда в 1879 году.
   Преемником Фукуды был Исо. В свои 64 года он был необыкновенно силен и очень гибок. Д. Кано самозабвенно уважал этого человека. Позднее Кано писал: «Я ни у кого не видал такой красивой осанки, как у Исо». Исо так же, как и Фукуда, завещал Д. Кано все свои бумаги. Умер он через два года после смерти Фукуды.
   В 1881 году Д. Кано стал учеником Дзикубо, директора школы Кито. Техника борьбы, преподаваемая в этой школе, была более сложной, и понять ее было значительно труднее. Однако уже через год Дзикубо вынужден был сказать Д. Кано: «Больше мне учить вас нечему…» В возрасте 22 лет, а именно в 1882 году, Дзигоро Кано открыл в Токио свою собственную школу и назвал ее Кодокан. «Кодо» означает «проповедовать правду», а «кан» – «встреча». Так Кано, преподаватель по призванию, выразил свою главную идею. Он стремился обучить своих воспитанников джиу-джитсу на свой собственный манер, по своему особому методу, основанному на мудрости его учителей, но с известными изменениями.
   Между тем его любознательность была к тому времени еще не удовлетворена. В занятиях джиу-джитсу чувствовались какая-то особая ревностность, незаметно проявляемая, необыкновенная сила воли и неиссякаемая энергия. Он продолжал усердно разбираться в тайнах приемов, применяемых в других школах. Постоянно контролировал свою собственную технику и пытался сделать ее еще более тонкой. Он совершал иногда утомительные поездки к другим учителям, знатокам джиу-джитсу, учился у них, обогащая свой опыт. И, наконец, он достиг высот джиу-джитсу, не известных никому в мире.
   Кодокан открылся в здании храма Эйсходзи. Д. Кано получил разрешение занять четыре помещения. Самое большое из них, площадью 4x6 метров, отвели под «дожо» (тренировочный зал). В первый год работы школы у Кано было 9 учеников. Сегодня школе Кодокан более 90 лет, и она располагает ковром, площадь которого равна примерно 1100 квадратным метрам. А число окончивших эту школу мужчин и женщин всех национальностей исчисляется миллионами.
   В своей первой школе Д. Кано жил вместе с учениками. Через год школе было уже мало места в старом помещении. Тогда ковер перенесли в один из залов Института английской литературы и политэкономии, где Кано был директором.
   Начиная с 1884 года, все, кого принимали в Кодокан, должны были давать торжественную клятву. Дело в том, что Д. Кано рассматривал борьбу дзюдо прежде всего как воспитательную меру, а не как одну из форм полезного времяпрепровождения. Итак, Д. Кано установил пять пунктов клятвы:
   1. Раз уж я решил посвятить себя борьбе дзюдо, я не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.
   2. Своим поведением я обещаю не уронить достоинство «дожо».
   3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.
   4. Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.
   5. Клянусь в течение всей своей жизни уважать правила Кокодана, сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.
   Кодокан быстро приобретал популярность, хотя школу не миновали трудности и противоречия. Школа была известна всему городу и всегда служила темой для разговоров. Ходили слухи, что преподавание там ведется в совершенно новой манере и с другими целями. Говорили об идеалах Д. Кано, отличных от известных ранее. А практические результаты, показываемые учениками Кодокана, рассматривались знатоками с известным недоверием и даже пренебрежением. Так поступал, например, Хикосуке Тоцука, известный преподаватель джиу-джитсу, открывший в то время свою школу.
   Так возникло соперничество между Кодоканом и школой X. Тоцука.
   Полиция в Токио тоже заинтересовалась борьбой дзюдо и особенно теми школами, где обучали искусству этой борьбы.
   В 1886 году с разрешения Министерства просвещения Японии был организован турнир между воспитанниками школ Д. Кано и X. Тоцука. Он должен был стать решающим. Министерство просвещения намеревалось выбрать лучшую из этих систем преподавания, узаконить ее и ввести уроки по борьбе дзюдо во всех школах. Поражение в турнире могло быть решающим для существования школы Кодокан. Д. Кано и X. Тоцука отобрали для участия в турнире по 15 своих лучших учеников.
   Кодокан вышел из этого поединка победителем. Его воспитанники выиграли 13 схваток и две свели вничью. Турнир показал раз и навсегда, что Кодокан – лучшая школа дзюдо.
   В 1887 году Д. Кано сделал последние записи о технике дзюдо. Тогда ему было 27 лет, но только в возрасте 62 лет он счел возможным обобщить накопленный опыт и написать книгу о дзюдо.
   В 1889 году Д. Кано решил совершить турне по Европе. Он хотел ознакомиться с европейской системой воспитания и одновременно поставил перед собой задачу пропагандировать дзюдо. В тот период борьба дзюдо как обязательный предмет входила в Японии в школьные программы. Примерно в 1890 году по просьбе некоторых высокоавторитетных лиц для 60 военных атташе морского флота были продемонстрированы приемы дзюдо. Зрители приняли дзюдо с огромным энтузиазмом – они же стали первыми пропагандистами этого вида борьбы в Европе.
   Доктор Кано Дзигоро – без преувеличения Великий просветитель – в конце плодотворного подвижнического педагогического пути
   А в Японии уже начали функционировать филиалы Кодокана. Были созданы также школы и для военнослужащих. Так идеи Д. Кано получали все большее распространение.
   Один из способнейших учеников Д. Кано в 1903 году был послан в Америку и открыл там школу, завоевавшую за короткий срок огромную популярность. Сам президент США Т. Рузвельт посещал эту школу, а в Кокодане и по сей день хранятся его благодарственные письма, адресованные Д. Кано. До 1909 года Кокодан существовал на средства его создателя. Но так долго продолжаться не могло. Учеников становилось все больше, и расходы, естественно, росли. Поэтому Д. Кано пришлось брать с поступающих вступительный взнос и деньги за экзамен.
   В этом же году Д. Кано создал культурное объединение Кокодан, основанное на принципах дзюдо. Тогда же Д. Кано стал членом Олимпийского комитета и оставался им вплоть до самой смерти.
   После 1938 года в Западной Европе начали появляться филиалы Кокодана. В Англию Д. Кано послал профессора Коизуми, открывшего там шкоду дзюдо, известную под названием Будокай. Профессор Ханно Ри поехал в Германию, а оттуда в Швейцарию. Профессор Каваиси был направлен во Францию. В Голландии дзюдо преподается именно по системе профессора Каваиси.
   В 1932 году к многочисленным обязанностям Д. Кано прибавилась еще и должность министра физической культуры. Годом позже он решил открыть новый Кокодан. До последнего дня жизни Д. Кано давал уроки, его каждый день можно было видеть в «дожо» и различных филиалах своей школы, но здоровье его оставляло желать лучшего.
   В школе Д. Кано занималось 119 000 учеников и среди них черный пояс носили 85 000, то есть те, кто сдал экзамен на мастера. В 1938 году Д. Кано присутствовал в Каире на конгрессе по подготовке к Олимпийским играм, и то, что эти игры должны были проводиться в Японии, было его заслугой.
   Вскоре после отплытия на родину Д. Кано заболел воспалением легких и 4 мая скончался.
   Директором Кокодана стал Нанго Дзиро (сын Д. Кано был еще слишком юн для такой должности). В 1946 году Н. Дзиро передал функции директора Кокодана сыну Д. Кано – Рисеи Кано, основоположнику современной борьбы дзюдо.
   Европейский вояж Кано Дзигоро принес свои плоды. Начался обмен преподавателями и спортсменами, стали открываться филиалы Кодокана за рубежом и школы дзюдо в странах Старого Света, а позднее и в США. Уже после окончания Второй мировой войны дзюдо занимались в 120 странах мира.
   Шло время, и наряду с успехами рос груз проблем, связанных с управлением и организацией процесса подготовки дзюдоистов, число которых увеличивалось день ото дня и в Японии, и за ее пределами. Начиная с 1909 года Дзигоро Кано вынужден был ввести вступительные экзамены в Кодокан и его филиалы и проводить платные экзамены для желающих совершенствовать свое мастерство.
   Широта взглядов доктора Кано на проблемы физического воспитания не позволяла ему замыкаться в рамках одного, хотя и любимого, вида спорта. Заслугой этого человека является и создание Легкоатлетического союза Японии, позднее вошедшего в Международную федерацию легкой атлетики. Появление в 1911 году Японской ассоциации любительского спорта также обязано усилиям доктора Кано. Авторитет горячего пропагандиста различных видов спорта позволил ему возглавить в 1912 году Национальный олимпийский комитет Японии в МОК, членом которого Кано Дзигоро оставался в течение 30 лет.
   В 1922 году доктору Кано удалось воплотить свою давнюю мечту – организовать культурное объединение Кодокан, руководствовавшееся в своей деятельности принципами дзюдо. Спустя 10 лет Кано Дзигоро занял официальную должность министра физической культуры. К этому времени в школах дзюдо занималось уже около 120 тысяч учеников, более половины из них были обладателями черных поясов.
   В 1938 году в Каире состоялся конгресс по подготовке к очередным Олимпийским играм. Заслугой доктора Кано можно считать то, что следующие игры должны были проводиться в Стране восходящего солнца, а в программу были включены соревнования по дзюдо. Существует мнение, что сам создатель дзюдо возражал против этого включения. С этим трудно согласиться, так как, будучи серьезным аналитиком, профессор не мог не понимать, какую пользу развитию и распространению дзюдо принесет олимпийский статус его детища.
   К сожалению, великий мастер не дожил до того времени, когда дзюдо превратилось в поистине массовый вид спорта, которым увлечены во всем мире дети и взрослые, юноши и девушки, мужчины и женщины. Возвращаясь на родину на судне «Хикава Мару», Кано Дзигоро умер от воспаления легких 4 мая 1938 года.
   Расширение географии дзюдо привело в итоге к проведению мирового чемпионата в 1956 году, естественно, на родине этой популярной борьбы. Второй чемпионат мира (1958 г.) был проведен также в Токио. Соревнования проходили без деления участников по весовым категориям. Стоит ли говорить, что сильнейшими стали хозяева Но после трехгодичного перерыва в 1961 году в Париже состоялся чемпионат мира, который закончился сенсацией. Золотую медаль завоевал голландец Антон Хеесинк, выигравший в финале у Сонэ Кодзи, которому пришлось расстаться со званием чемпиона мира.
   Конечно, в оправдание японских борцов можно было бы сослаться на габариты голландца. Рост – 198 см, вес – 118 кг. Он как гора возвышался над своими соперниками.
   Начало продвижения дзюдо на Запад было положено самим Кано Дзигоро 13 сентября 1889 года, когда он отправился в Европу, чтобы ознакомиться с существующей там системой физического воспитания и одновременно поделиться своими идеями относительно дзюдо. К тому времени дзюдо прочно вошло в быт рядовых японцев, став обязательным предметом в школьной программе. Активно действовали школы военнослужащих, открывались филиалы Кодокана.
   Первый чемпион мира неяпонец – представитель Голландии Антон Хеесинк среди полуфиналистов первенства мира

2.3. Путь дзюдо как спортивного единоборства

   Начиная с 1955 года, дзюдо постепенно уже под официальным названием дзюдо и чаще – борьба дзюдо, начинает распространяться в мире.
   Из Японии разъезжались специалисты в разные страны преподавать дзюдо. Стало модным иметь тренера-японца, даже если его услуги стоят дорого.
   Благодаря рекламе и кипучей деятельности профессоров дзюдо, японская борьба получила широкое распространение. В особенности большую популярность приобрело дзюдо во Франции, Бельгии, Голландии, Испании, Англии. Вот почему спортсмены именно этих стран являются сильнейшими на проводимых в настоящее время чемпионатах Европы и мира.
   Как уже говорилось выше, первый сокрушительный удар по престижу японских дзюдоистов нанес голландец Антон Хессинк. На очередном чемпионате мира в 1961 г. в Париже он стал чемпионом в тяжелом весе.
   Раныпе в дзюдо не было деления на весовые категории, японцы категорически восставали против всяких попыток вмешаться в традиционные правила. Затем было введено деление на весовые категории. Их стало три: до 68, до 80 и свыше 80 кг. Кроме этого оставалась абсолютная категория, в которой могут бороться спортсмены любого веса.
   Наступило время, когда соперничество европейских борцов стало настолько серьезным, что японцы начали проигрывать не только в тяжелых весовых категориях.
   В 1964 г. Олимпийские игры проводились в столице Японии Токио. Естественно, японцы не смогли пройти мимо открывшейся возможности на правах хозяев включить дзюдо в программу игр, что принесло им золотые медали во всех весовых категориях. Абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Токио стал Исао Инокума. Действительно, он в значительной степени снова поднял престиж Японии в дзюдо, поскольку при собственном весе 87 кг выиграл у борцов, превышавших вес 110 кг.
   Однако уже здесь наметился достаточно сильный противник – третье место в абсолютной и легкой весовых категориях поделили четыре советских спортсмена (П. Чиквиладзе и А. Кикнадзе в тяжелом весе и О. Степанов и А. Боголюбов – в легком весе).
   После перерыва 1968 года на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г. в программу вновь была включена борьба дзюдо. Японцы проиграли в абсолютной категории голландцу Рюске и нашим дзюдоистам Виталию Кузнецову (серебряному призеру), а в среднем весе – первому советскому чемпиону Шоте Чочиашвили.
   Первый олимпийский чемпион в абсолютной весовой категории (1964 год, г. Токио) Исао Инокума на пьедестале почета (справа: третьи призеры П. Чиквиладзе и А. Кикнадзе – СССР)
   В дальнейшем количество весовых категорий продолжало увеличиваться. Всем, в том числе и японцам, была видна выгода от этого. Теперь за победы могли бороться не только борцы тяжелого веса. Было принято деление на пять весовых категорий: до 63, до 70, до 80, до 93 и свыше 93 кг. При этом продолжались соревнования в абсолютной категории.
   В Японии с 1977 года появился новый фаворит – Ясухиро Ямасита, ставший олимпийским чемпионом в абсолютной весовой категории.
   Однако, на наш взгляд, это не Исао Иокума с собственным весом 87 кг, который повергал на татами 120-килограммовых гигантов. Сам Я. Ямасита весит побольше, и его весо-ростовой индекс свидетельствует о том, что его высокие спортивные результаты обеспечиваются в первую очередь выгодными для борьбы пропорциями тела с исключительно низким расположением ОЦТ как в сравнении с его противниками, так и относительно самого себя. Это обеспечивает ему высочайшую устойчивость и возможность подводить свой ОЦТ в пределы проекции ОЦТ противника.
   Чемпион Японии Набуюки Сато, президент Международной федерации дзюдо Мацумае Сигеёси, олимпийский чемпион в абсолютном весе 1964 г. и чемпион мира Исао Инокума, олимпийский чемпион и трехкратный чемпион мира в тяжелом весе Ясухиро Ямасита
   В 1977 г. правила снова изменились: было введено уже семь весовых категорий – до 60, до 65, до 71, до 86, до 95 и свыше 95 кг. Абсолютная категория осталась.
   Дзюдо прочно вошло в олимпийскую программу. Мастерство борцов различных стран постоянно растет. Теперь нет и речи о явном преимуществе японских борцов перед другими, хотя они по-прежнему сильны, особенно в малых весовых категориях, однако, видимо, организационные основы функционирования дзюдо в Японии все-таки обеспечивают ему стабильно высокие спортивные успехи. Приведем выдержку из статьи старшего тренера сборной по дзюдо Спорткомитета СССР И.Д. Свищева, одного из первых дзюдоистов страны, ныне профессора Центрального университета физической культуры страны: «Ведущие позиции на мировом дзюдо продолжают сохранять японские спортсмены. За 23-летний период на десяти чемпионатах мира они завоевали 34 золотых медали, тогда как голландские дзюдоисты – 5 золотых медалей, борцы Советского Союза – 3, Франции – 2, ГДР – 1 золотую медаль».
   Наши дзюдоисты после фейерверка побед в первые годы выступлений на татами резко снизили свои результаты. Мы уверенно забросили борьбу самбо, являвшуюся порочным технико-тактическим базисом для дзюдоистов, и не впитали пока в себя принципы дзюдо.
   Следует упомянуть факт того, что грузинские борцы для такой малочисленной страны показывают стабильные результаты. Так, уже после распада СССР представитель новой Грузии Давид Хахалешвили стал олимпийским чемпионом в Барселоне (1992). На последней Олимпиаде в Греции (2004) представители 3-миллионной Грузии завоевали золотую и серебряную медали. Это свидетельствует о больших резервах грузинской национальной борьбы, о чем будет сказано ниже.
   Мы приводим эти факты потому, что грузинские борцы, занимаясь дзюдо, не забывают пользоваться техникой и тактикой своей национальной борьбы и пытаются максимально использовать ее преимущество в борьбе дзюдо.
   В силу того, что дзюдо задумывалось не как вид спорта, а как средство физического воспитания через упражнения боевых искусств, сам Д. Кано стимулировал развитие женского дзюдо.
   Женское дзюдо получило официальный статус. Однако Д. Кано предполагал успехи в женском дзюдо оценивать по качеству демонстрации приемов в условно-контактном режиме, что позволяло продемонстрировать пластику и амплитуду движений.
   Современное женское дзюдо далеко от представлений Д. Кано и по составу соревновательной деятельности не мотивирует настоящих женщин к занятию данным видом единоборств.
   По всей видимости, Федерации дзюдо следует подумать об изменении правил соревнований по женскому дзюдо в пользу гимнастической системы оценки деятельности (оценка качества заданного состава технических действий и т. п.).
   Д. Кано превратил кастовое джиу-джитсу в государственную систему физического воспитания. Его заслуга даже выше, чем заслуга А. А. Харлампиева, сделавшего борьбу самбо всенародной, в отличие от келейной самозащиты по В. Спиридонову, хотя последний делал свое дело в соответствии со служебным статусом.
Категория: ДЗЮДО | Добавил: uchitel (18.08.2014)
Просмотров: 997 | Теги: спортивная борьба, физическая подготовка в дзюдо, японские единоборства, тактика в борьбе дзюдо, занятия дзюдо, Дзюдо, приемы нападения и защиты | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru