Четверг, 25.04.2024, 18:35
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ДЗЮДО

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В БОРЬБЕ ДЗЮДО
   Важнейшую роль в обеспечении эффективного становления технико-тактического мастерства играет правильно поставленный педагогический контроль.
   Если на «входе», при планировании технико-тактической подготовки борца необходимо учитывать содержание модели его пространственно-смысловой деятельности, то на «выходе» учебно-тренировочной деятельности необходимо предполагать соответствие контрольных требований по всем запланированным параметрам. В соответствии с этим требованием содержание педагогического контроля должно копировать планирование.
   Виды и содержание педагогического контроля:
   • визуальный экспресс-контроль техники в момент ее исполнения с экспресс-коррекцией;
   • инструментальный экспресс-контроль (тензодинамометрический) с экспресс-коррекцией;
   • оперативный контроль с использованием киносъемки и видеосъемки, с отставленной коррекцией техники;
   • текущий контроль технико-тактической оснащенности в ходе соревнования и отставленная коррекция технико-тактического арсенала;
   • итоговый контроль технико-тактической оснащенности в сумме соревнований и отставленная коррекция технико-тактического арсенала.
   Визуальный экспресс-контроль техники в момент исполнения и ее экспресс-коррекция может успешно осуществляться только при хорошем знании срединных пространственных моделей приемов на основе знания классификации технических действий по биомеханическим признакам.
   На этапе базовой технической подготовки вначале тренер, используя упражнения в строю – попарно, имеет возможность визуально определять правильность выполнения основных двигательных структур по направлению падения противника.
   Пример: необходимо освоить бросок проворотом через таз с выходом на старт «входом». Вначале тренер добивается, чтобы по первому счету атакующий подставил впереди расположенную ногу к одноименной ноге противника, пяткой изнутри. После этого, на второй счет, атакующий, поворачиваясь на пятке к противнику спиной, подставляет сзади расположенную ногу к своей впереди расположенной ноге. Добившись визуально единообразного выхода атакующих на стартовую позицию, тренер дает команду на выполнение самого броска, указывая на траекторию полета противника.
   Если противники после выполнения команды на проведение броска проворотом упадут в одном направлении, на модельное место приземления – бросок в общих чертах усвоен.
   Далее следует дифференцирование требований на уровне группы броска.
   Если запланировано изучение броска проворотом с вертикальным подъемом, то тренер обращает внимание на подъем противника за счет предварительного подседа атакующего и последующего выпрямления в коленном, тазобедренном суставах с подниманием на носки.
   Если запланировано изучение броска этого же типа, но путем сваливания, то основным требованием будет горизонтальное продвижение плечевой оси атакующего в направлении броска с увлечением за собой тела противника.
   Если не помогает использование пространственных двигательных ориентиров, то может использоваться лидирование, в ходе которого тренер может путем проведения нужной части тела учащегося по траектории движения. Так для лучшего усвоения броска прогибом прежде всего необходимо разрушить эффект шейно-тонического рефлекса, когда при запрокидывании назад ученик прижимает подбородок к груди. При этом сокращаются мышцы живота, нейтрализующие действие мышц спины. Разрушение этого рефлекса в данном движении необходимо воздействовать на лобную часть или подбородок так, чтобы учащийся не успел сократить мышцы – сгибатели шеи. При изучении бросков наклоном необходимо давить на затылок так, чтобы учащийся не успел сократить мышцы – разгибатели шеи. Тот же метод используется при обучении броскам проворотом, когда, воздействуя на подбородок или локтевой сгиб тяговой руки, тренер проводит данную точку тела по модельной траектории движения.
   Визуальный этапный контроль осуществляется в ходе квалификационных экзаменов на предмет присвоения технической категории (Кю), как это делается во всем мире (в России, кроме приема технических умений, проводится прием зачетных нормативов по развитию физических качеств) (Дзюдо. Программа, 2003).
   В ходе приема технических нормативов проверяется весь объем знаний и умений, сформированных в течение определенного этапа обучения путем субъективной оценки (как в гимнастике) качества выполнения определенного количества приемов (выполнил без ошибок, с незначительными ошибками, с грубыми ошибками, не выполнил). В традиционном дзюдо это прием нормативов (Кю), состав которых у различных авторов различен.
   Общим качеством для всей литературы по дзюдо является отвлеченность состава контролируемой техники бросков от кинематических особенностей условий их проведения и отсутствие логики их тактического использования (М. Вахун, 1983; Дзюдо, 1980; Дзюдо. Программа 2003; Д. Кано, 2000; T.Inogai, R.Habersetzer, 1983; Г. Пархомович, 1993;. X. Эссинк, 1974 и др.).
   Следует заметить, что объем контролируемой техники с самого начала обучения должен был бы обеспечивать формирование технического арсенала, способного обеспечить надежность соревновательной деятельности на предмет всесторонности (разнонаправленности) хотя бы по принципу необходимой достаточности (как у В. Невзорова – в четыре диагональные направления).
   Однако всего этого нет. Просматривается тенденция неукоснительного (слепого) копирования системы, которая когда-то была рассчитана совсем не на удовлетворение потребностей соревновательного противоборства, а только на демонстрацию техники (как гимнастика) перемещения тела, не сопротивляющегося партнера в пространстве при полном отвлечении от реальных условий спортивного поединка и без учета необходимой разнонаправленности бросков (прил. 11.1.).
   Поэтому российским дзюдоистам предстоит пересмотреть меру голого копирования состава традиционного дзюдо. Ниже приводится состав предлагаемых нормативов для квалификации деятельности (табл. 11.1).
   Контроль от официально демонстрируемой техники на этапе начальной подготовки, переходит на учебно-тренировочном этапе подготовки в контроль технико-тактической деятельности в процессе соревнований (см. далее «Текущий контроль технико-тактической оснащенности»).
   Таблица 11.1
   Содержание квалификационных нормативов для присвоения технических «поясов» (Кю) в дзюдо
   Причем демонстрация техники и тактики ее использования остается и в демонстрационном режиме для оценки на техническую категорию.
   Принцип количественной оценки деятельности в демонстрационном режиме может быть произвольным. Преимущественно это может быть условие правильного выполнения определенного процента демонстрируемых приемов. Например, должно быть продемонстрировано 10 бросков. Испытуемый для присвоения ему определенной технической категории должен выполнить 80 % приемов с положительной оценкой. Положительная оценка в демонстрационном режиме дается за высокую амплитуду полета противника, за падение на спину, при высокой скорости падения.
   Отслеживание технико-тактического мастерства в условиях соревнований преследует педагогическую цель коррекции, но не квалификационной оценки.
   Инструментальный экспресс-контроль техники в момент исполнения, и ее экспресс-коррекция может осуществляться на основе данных, полученных с тензометрической платформы или с тензометрических стелек (Ю. А. Шулика, 1993).
   Так, при вьгполнении бросков за счет вертикального отрыва противника от ковра должны превалировать показания по оси Z, а при проведении бросков за счет горизонтального выведения из равновесия – по осям X и Y.
   При использовании тензодинамометрических стелек с разделением давления на пятки и носки можно контролировать правильность распределения веса тела не только на опорах, но и на пятке или носке каждой опоры. В этом случае срочно фиксируется ошибка, которую можно заметить только на соревнованиях, когда поздно.
   Так, при проведении броска проворотом атакующий должен при отворачивании от противника осуществлять тягу вперед, опираясь на всей передней опоре и отталкиваясь от носка задней опоры (в данном случае задней считается та нога, которая была выставлена вперед до поворота). Ошибка может заключаться в том, что нагрузка будет зафиксирована не на носке задней ноги, а на ее пятке, что будет свидетельствовать о «заваливании» атакующего на заднюю ногу, а это чревато успешным контпрогибом.
   Фиксация тензограмм с тензометрических стелек противника может контролировать правильность рывковых действий атакующего.
   Фиксация тензометрических данных с тензостелек, разделяющих давления на внутренний и внешний края опоры, позволяет найти глубинные ошибки в распределении веса тела атакующего при выходе из исходного положения в стартовое. Исправление таких ошибок на ранней стадии позволит избежать заваливания атакующего при проведении бросков проворотом.
   В условиях соревновательной схватки, когда нет возможности корректировать технику приемов, используется видеосъемка.
   Оперативный контроль с использованием киносъемки и видеосъемки позволяет документально запечатлеть технику выполнения приемов, досконально разобраться в степени ее соответствия срединным моделям, но не обеспечивает экспресс-коррекции, поскольку требует времени на расшифровку. Тем не менее, такая форма иллюстрации ошибок обеспечивает активное и осмысленное отношение учащихся к формированию собственной техники. Однако при этом необходимо пользоваться моделями, соответствующими биомеханической сути приемов, что требует глубокого знания классификации технических действий по биомеханическим признакам.
   Текущий контроль технико-тактической оснащенности в ходе соревнований и отставленная коррекция технического арсенала осуществляется за счет стенографирования технико-тактических действий и последующей обработки полученного материала. Этот метод имеет оставленный эффект и, соответственно, позволяет проводить отставленную коррекцию техники и тактики ее реализации.
   А) Стенографирование техники.
   Для регистрации технических действий могут использоваться знаковые и буквенные символы (табл. 11.2, 11.3).
   Таблица 11.2
   Знаковые и буквенные символы для стенографирования технических действий в разделе борьбы стоя и полустоя
   Таблица 11.3.
   Знаковые и буквенные символы для стенографирования технических действий в разделе борьбы в партере и лежа
   Регистрация технических действий в процессе соревнований производится линейно.
   В верхней строке записываются все исходные положения, захваты, используемые борцом с красным поясом, а в нижней строке – с белым (рис. 11.1).
Категория: ДЗЮДО | Добавил: uchitel (17.08.2014)
Просмотров: 1052 | Теги: спортивная борьба, физическая подготовка в дзюдо, японские единоборства, тактика в борьбе дзюдо, занятия дзюдо, Дзюдо, приемы нападения и защиты | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru