По вопросам моделирования в спорте ведущее место занимают работы Б.М. Шустина (1975; 1979; 1995).
Так, например, в его работе от 1979 года в
общих чертах, насколько это позволяют сделать 2 страницы, приводится о
перечень модельных характеристик в единоборствах и спортивных играх:
эффективность, активность, объем и разнообразие атаки и защиты.
Кроме того, в описании о соревновательной
деятельности высококвалифицированных спортсменов практически нет
упоминаний об их связи с модельными характеристиками для начинающих, а
если этого нет, то в логику будут вмешиваться артефакты физических
кондиций, компенсирующих «грязную» технику и тактику и т.д. Тем не
менее, само по себе начало использования моделирования в спорте уже
является положительным фактором.
Впервые вопросами моделирования в спортивной
борьбе начали заниматься во ВНИИФК, в лаборатории единоборств (А.И.
Исаев и др., 1981; А.А. Новиков, 1976; А.И. Колесов и др., 1977; А.А.
Новиков и др., 1981). В этих работах затронуты вопросы о перечне
технико-тактических, биофизических, биомеханических, биохимических и
психологических характеристик, присущих борцам высокой квалификации,
однако все эти характеристики до сих пор не получили конкретных
количественных параметров для каждой весовой категории и поэтому не
могут служить эталонными моделями.
Модели технико-тактических параметров пока
базируются только на основе количественных показателей соревновательной
деятельности борцов без учета смысловой структуры (например, тактические
направления проводимых бросков, переворотов) (В.А. Демин и др., 1979;
А.В. Еганов и др., 1982; В.М. Игуменов и др., 1986; В.Е. Рублевский,
1989).
Не совсем обоснованными, на наш взгляд,
являются модельные рекомендации например, по поводу числа и состава
приемов при борьбе стоя (броски или переводы из трех классификационных
групп, по А.П. Купцову). Не понятно, почему авторы выделяют именно 3
приема? Почему по классификации А.П. Купцова, а не по классификации 1959
года?
Поскольку в большей части работ о моделях
основное место занимает не педагогический, а биологический компонент, то
модель потеряла основной смысл целесообразной, специфической для
данного вида спорта, деятельности. Просто надо теперь отбирать «детей
природы», и они будут демонстрировать свои физические и психические
качества без учета специфического для определенного вида спорта
деятельности состава упражнений. Этим частично страдают и модели в
спортивных играх.
В видах гимнастики труднее не соблюсти
модельных требований к специфической деятельности, поскольку каждый
разрядный норматив наполнен конкретным двигательным содержанием с
конкретной оценкой качества его выполнения. Именно на это качество
моделей в разных видах гимнастики и должны обратить свое внимание
представители спортивной борьбы.
Когда моделирование в единоборствах будет
начинаться с пространственно смысловой специфической деятельности через
требование «минимумом технических действий выигрывать в максимуме
возможных в бою ситуаций» (Ю.А. Шулика, 1988), тогда можно будет
надеяться на создание полноценных трехмерных моделей единоборца высокой
квалификации, в которых будут сочетаться требования к содержательной
технико-тактической деятельности, к оценкам соревновательной
деятельности, к функциональным качествам, обеспечивающим их реализацию.
Согласно концепции Ю.А. Шулики (1988; 1994),
интегральная модель борца состоит из трех блоков: технико-тактической
деятельности (деятельностной), результирующих характеристик и блока
функциональных качеств (схема 6.1.).
Схема 6.1.
Блок-схема интегральной модели профессионала в любом виде деятельности
Практическое использование этой
трехкомпонентной модели должно начинаться с формирования блока
пространственно-смысловой технико-тактической деятельности.
В процесс овладения техникой приемов борьбы и
тактикой их использования постепенно включаются компоненты
функционального модельного блока (физические и психологические
качества), что более подробно будет расшифровано в главе 10, и с
нарастающим объемом – компоненты педагогического контроля в соответствии
с результирующей моделью борца – в главе 9.
6.1. Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в греко-римской борьбе
В переложении на правила соревнований по
греко-римской борьбе, интегральный блок пространственно-смысловой
деятельности состоит из четырех разделов (вместо пяти для других видов
спортивной борьбы), в котором дан перечень всех возможных в схватке
взаимоположений борцов греко-римского стиля (схема 6.2.), без учета
взаимозахватов, которые имеют место в дифференцированных моделях.
Схема 6.2.
Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в спортивной борьбе (по Ю.А. Шулике, 1988)
В каждом разделе представлен перечень
основных взаимных поз и направление проведения кинематически
предопределенных технических действий. В каждом таком подразделе
(например, положение атакующего в партере сверху, лицом к голове
противника) имеется дифференцированная модель технических действий,
характерных для особенностей приобретенного захвата как средства
обеспечения кинематической связи.
На основе этой интегральной и
дифференцированных моделей деятельности может быть составлена добротная,
всеобъемлющая программа многолетней технико-тактической подготовки
К сожалению, в настоящее время педагогический
контроль в спортивной борьбе еще не ориентирован на контроль степени
усвоения программного учебного материала, как это принято в видах
гимнастики.
На основе использования данной модели может
быть организован и соответствующий педагогический контроль,
стимулирующий тренера и учащегося к овладению вначале всем материалом, а
в дальнейшем – к овладению оптимальным технико-тактическим арсеналом.
В соответствии с педагогическими канонами, овладение техникой и тактикой должно осуществляться по принципам:
– от простого – к сложному;
– от легкого – к трудному.
Факт тот, что в возрасте 10-11 лет еще не
полностью или не у всех созрели функции произвольного внимания,
согласованности мышечных усилий, стабилографической устойчивости (Н.И.
Александрова, 1989; А.А. Гужаловский, 1979; Б.Б. Коссов, 1989; В.И.
Лях,1990 и др.) и, главное, волевых проявлений (В. Дойль, 1973; Н.С.
Лейтес, 1978), приводит к заключению о том, что этап начальной
подготовки целесообразно именовать этапом базовой технической подготовки
с задачей обучения основным типам, классам и группам приемов борьбы с
целью ознакомления со срединными структурами приемов (А.П. Купцов, 1980)
таким образом, чтобы на дальнейших этапах подготовки не обращаться к их
изначальному изучению. Причем в течение первого года изучаются
простейшие движения со структурой на уровне типа и класса приема, а на
втором году – детализация приемов со структурой на классификационном
уровне группы.
По прошествии этих двух лет на
учебно-тренировочном этапе необходимо приступать к базовой
технико-тактической подготовке, содержание и методику которой (включая
строгую последовательность задач) целесообразно дополнительно
исследовать. Основной целью этого четырехлетнего этапа, на наш взгляд,
должно стать умение применять изученные примы в условиях сбивающих
факторов внутренних и внешних динамических помех (Д.Д. Донской, 1977).
Однако необходимо определить строгую последовательность в усложнении
внутренних и внешних динамических и кинематических ситуаций в
соответствии с основными принципами дидактики (А.В. Запорожец, 1969;
Л.П. Матвеев, 1991 и др.) (рис. 6.1.).
Рис. 6.1. Этапы многолетней технико-тактической подготовки в спортивной борьбе
На этапе спортивного совершенствования
целесообразно переходить к принципу индивидуально-групповой подготовки
на предмет корректировки технических умений в соответствии со
сформировавшимися собственными пропорциями и длиной тела и их
корректировки в условиях встречи с противниками, имеющими типовые
особенности длины тела и его пропорций (Ю.А. Моргунов, 1974;1980; Р.С.
Потратий, 1976; Г.С. Туманян, Э.Г. Мартиросов, 1976).
В этом случае должно даваться задание для
определенной части группы на активные действия и другой для части группы
– на имитацию определенных действий. В ходе занятия «активный» сам
решает, как он будет адаптировать свои технико-тактические действия в
условиях создавшейся ситуации.
Постепенно в процессе обучения и тренировки
преимущественная доля раздела технической подготовки будет
перераспределяться в пользу тактической (рис. 6.2.).
Рис. 6.2. Тенденция состава технической и тактической подготовки в продвижении к спортивному мастерству
Опыт тренерской работы и результаты анализа
данных опроса специалистов свидетельствуют о том, что целенаправленная
технико-тактическая подготовка борцов ведется начиная с подготовки к
участию в соревнованиях на первенство района. Поэтому, говоря о
направлениях технико-тактической подготовки на разных ее этапах, мы
имеем в виду официальную учебно-тренировочную программу, которую тренер
должен выполнять. Однако при подготовке своего коллектива к
соревнованиям, безусловно, он будет выделять определенное количество
дней на индивидуальную подготовку в связи со встречами с наиболее
вероятными противниками в различных весовых категориях. Этот факт будет
иметь смысл в отличие от бытующего до сих пор функционального
натаскивания за счет беспредметных общефизических массированных
нагрузок.
Говоря о переходе на этапе высшего спортивного
мастерства к автономной подготовке с расчетом на разведку сил и средств
противника, на адаптацию своих сил и средств для достижения победы над
вероятным противником, мы имеем в виду, что на данном этапе исключается
программное прохождение технико-тактического материала вообще и
подготовка в этом случае, кроме подготовки к конкретным противникам,
должна, на наш взгляд, вестись с ориентировкой на содержание
интегральной и дифференцированных моделей пространственно-смысловой
деятельности в греко-римской борьбе. В этом случае может быть обеспечена
достаточная система надежности по принципу учета «что должно быть, что
может быть, чего не может быть…» (В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян, 1966; Ю.А.
Урманцев, 1972).
Исходя из вышеизложенного, можно считать, что
многолетний процесс технической, тактической, общей физической,
специальной физической и психологической подготовки осуществляется
параллельно, по мере роста и созревания учащихся до достижения ими
полной функциональной обеспеченности (схема 3.4.).
Таким образом, результаты в спортивной борьбе
слагаются из координационного обеспечения специфической двигательной
деятельности в определенных правилами взаимных положениях противоборцев и
от качества энергетического обеспечения этих движений, включающих в
себя кондиционные и психические компоненты.
В связи с этим процесс многолетней подготовки в
спортивной борьбе должен строиться по принципу постепенного нарастания
координационных, кондиционных и психических нагрузок до уровня высшего
спортивного мастерства, после чего наступает период их стабилизации
(схема 6.3.).
Схема 6.3.
Схема организации комплексной многолетней подготовки в спортивной борьбе
* – ОРП – общеразвивающая двигательная подготовка как мера восполнения программы средней школы;
– ОФП – общая физическая подготовка борца;
– МЭП – морально-этическая подготовка;
– ВП – волевая подготовка.
Контрольные вопросы:
1. Дидактические принципы овладения техникой и тактикой борьбы.
2. Какие используются модели в спортивной борьбе.
3. Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в спортивной борьбе.
4. Модель результирующих показателей в спортивной борьбе.
5. Матрица модели функциональных показателей в спортивной борьбе.
6. Целевая пирамида многолетней технико-тактической подготовки в спортивной борьбе.
7. Задачи этапов официальной программы подготовки борца.
8. Задачи фундаментальной базовой технической подготовки борца.
9. Задачи расширенной базовой технической подготовки борца.
10. Задачи базовой технико-тактической подготовки борца.
11. Задачи базовой технико-тактической подготовки борца.
12. Задачи базовой тактико-технической подготовки борца.
13. Задачи базовой тактической подготовки борца.
14. Задачи индивидуально-групповой технико-тактической подготовки борца.
15. Задачи индивидуально-групповой тактико-технической подготовки борца.
16. Задачи индивидуально-групповой тактической подготовки борца.
17. Задачи автономной технико-тактической подготовки борца. |