Пятница, 29.03.2024, 10:04
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА

Модель пространственно-смысловой деятельности в спортивной борьбе и этапы многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе
   По вопросам моделирования в спорте ведущее место занимают работы Б.М. Шустина (1975; 1979; 1995).
   Так, например, в его работе от 1979 года в общих чертах, насколько это позволяют сделать 2 страницы, приводится о перечень модельных характеристик в единоборствах и спортивных играх: эффективность, активность, объем и разнообразие атаки и защиты.
   Кроме того, в описании о соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов практически нет упоминаний об их связи с модельными характеристиками для начинающих, а если этого нет, то в логику будут вмешиваться артефакты физических кондиций, компенсирующих «грязную» технику и тактику и т.д. Тем не менее, само по себе начало использования моделирования в спорте уже является положительным фактором.
   Впервые вопросами моделирования в спортивной борьбе начали заниматься во ВНИИФК, в лаборатории единоборств (А.И. Исаев и др., 1981; А.А. Новиков, 1976; А.И. Колесов и др., 1977; А.А. Новиков и др., 1981). В этих работах затронуты вопросы о перечне технико-тактических, биофизических, биомеханических, биохимических и психологических характеристик, присущих борцам высокой квалификации, однако все эти характеристики до сих пор не получили конкретных количественных параметров для каждой весовой категории и поэтому не могут служить эталонными моделями.
   Модели технико-тактических параметров пока базируются только на основе количественных показателей соревновательной деятельности борцов без учета смысловой структуры (например, тактические направления проводимых бросков, переворотов) (В.А. Демин и др., 1979; А.В. Еганов и др., 1982; В.М. Игуменов и др., 1986; В.Е. Рублевский, 1989).
   Не совсем обоснованными, на наш взгляд, являются модельные рекомендации например, по поводу числа и состава приемов при борьбе стоя (броски или переводы из трех классификационных групп, по А.П. Купцову). Не понятно, почему авторы выделяют именно 3 приема? Почему по классификации А.П. Купцова, а не по классификации 1959 года?
   Поскольку в большей части работ о моделях основное место занимает не педагогический, а биологический компонент, то модель потеряла основной смысл целесообразной, специфической для данного вида спорта, деятельности. Просто надо теперь отбирать «детей природы», и они будут демонстрировать свои физические и психические качества без учета специфического для определенного вида спорта деятельности состава упражнений. Этим частично страдают и модели в спортивных играх.
   В видах гимнастики труднее не соблюсти модельных требований к специфической деятельности, поскольку каждый разрядный норматив наполнен конкретным двигательным содержанием с конкретной оценкой качества его выполнения. Именно на это качество моделей в разных видах гимнастики и должны обратить свое внимание представители спортивной борьбы.
   Когда моделирование в единоборствах будет начинаться с пространственно смысловой специфической деятельности через требование «минимумом технических действий выигрывать в максимуме возможных в бою ситуаций» (Ю.А. Шулика, 1988), тогда можно будет надеяться на создание полноценных трехмерных моделей единоборца высокой квалификации, в которых будут сочетаться требования к содержательной технико-тактической деятельности, к оценкам соревновательной деятельности, к функциональным качествам, обеспечивающим их реализацию.
   Согласно концепции Ю.А. Шулики (1988; 1994), интегральная модель борца состоит из трех блоков: технико-тактической деятельности (деятельностной), результирующих характеристик и блока функциональных качеств (схема 6.1.).

   Схема 6.1.
   Блок-схема интегральной модели профессионала в любом виде деятельности

   Практическое использование этой трехкомпонентной модели должно начинаться с формирования блока пространственно-смысловой технико-тактической деятельности.
   В процесс овладения техникой приемов борьбы и тактикой их использования постепенно включаются компоненты функционального модельного блока (физические и психологические качества), что более подробно будет расшифровано в главе 10, и с нарастающим объемом – компоненты педагогического контроля в соответствии с результирующей моделью борца – в главе 9.

6.1. Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в греко-римской борьбе

   В переложении на правила соревнований по греко-римской борьбе, интегральный блок пространственно-смысловой деятельности состоит из четырех разделов (вместо пяти для других видов спортивной борьбы), в котором дан перечень всех возможных в схватке взаимоположений борцов греко-римского стиля (схема 6.2.), без учета взаимозахватов, которые имеют место в дифференцированных моделях.

   Схема 6.2.
   Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в спортивной борьбе (по Ю.А. Шулике, 1988)

   В каждом разделе представлен перечень основных взаимных поз и направление проведения кинематически предопределенных технических действий. В каждом таком подразделе (например, положение атакующего в партере сверху, лицом к голове противника) имеется дифференцированная модель технических действий, характерных для особенностей приобретенного захвата как средства обеспечения кинематической связи.
   На основе этой интегральной и дифференцированных моделей деятельности может быть составлена добротная, всеобъемлющая программа многолетней технико-тактической подготовки
   К сожалению, в настоящее время педагогический контроль в спортивной борьбе еще не ориентирован на контроль степени усвоения программного учебного материала, как это принято в видах гимнастики.
   На основе использования данной модели может быть организован и соответствующий педагогический контроль, стимулирующий тренера и учащегося к овладению вначале всем материалом, а в дальнейшем – к овладению оптимальным технико-тактическим арсеналом.
   В соответствии с педагогическими канонами, овладение техникой и тактикой должно осуществляться по принципам:
   – от простого – к сложному;
   – от легкого – к трудному.
   Факт тот, что в возрасте 10-11 лет еще не полностью или не у всех созрели функции произвольного внимания, согласованности мышечных усилий, стабилографической устойчивости (Н.И. Александрова, 1989; А.А. Гужаловский, 1979; Б.Б. Коссов, 1989; В.И. Лях,1990 и др.) и, главное, волевых проявлений (В. Дойль, 1973; Н.С. Лейтес, 1978), приводит к заключению о том, что этап начальной подготовки целесообразно именовать этапом базовой технической подготовки с задачей обучения основным типам, классам и группам приемов борьбы с целью ознакомления со срединными структурами приемов (А.П. Купцов, 1980) таким образом, чтобы на дальнейших этапах подготовки не обращаться к их изначальному изучению. Причем в течение первого года изучаются простейшие движения со структурой на уровне типа и класса приема, а на втором году – детализация приемов со структурой на классификационном уровне группы.
   По прошествии этих двух лет на учебно-тренировочном этапе необходимо приступать к базовой технико-тактической подготовке, содержание и методику которой (включая строгую последовательность задач) целесообразно дополнительно исследовать. Основной целью этого четырехлетнего этапа, на наш взгляд, должно стать умение применять изученные примы в условиях сбивающих факторов внутренних и внешних динамических помех (Д.Д. Донской, 1977). Однако необходимо определить строгую последовательность в усложнении внутренних и внешних динамических и кинематических ситуаций в соответствии с основными принципами дидактики (А.В. Запорожец, 1969; Л.П. Матвеев, 1991 и др.) (рис. 6.1.).
   Рис. 6.1. Этапы многолетней технико-тактической подготовки в спортивной борьбе

   На этапе спортивного совершенствования целесообразно переходить к принципу индивидуально-групповой подготовки на предмет корректировки технических умений в соответствии со сформировавшимися собственными пропорциями и длиной тела и их корректировки в условиях встречи с противниками, имеющими типовые особенности длины тела и его пропорций (Ю.А. Моргунов, 1974;1980; Р.С. Потратий, 1976; Г.С. Туманян, Э.Г. Мартиросов, 1976).
   В этом случае должно даваться задание для определенной части группы на активные действия и другой для части группы – на имитацию определенных действий. В ходе занятия «активный» сам решает, как он будет адаптировать свои технико-тактические действия в условиях создавшейся ситуации.
   Постепенно в процессе обучения и тренировки преимущественная доля раздела технической подготовки будет перераспределяться в пользу тактической (рис. 6.2.).
   Рис. 6.2. Тенденция состава технической и тактической подготовки в продвижении к спортивному мастерству

   Опыт тренерской работы и результаты анализа данных опроса специалистов свидетельствуют о том, что целенаправленная технико-тактическая подготовка борцов ведется начиная с подготовки к участию в соревнованиях на первенство района. Поэтому, говоря о направлениях технико-тактической подготовки на разных ее этапах, мы имеем в виду официальную учебно-тренировочную программу, которую тренер должен выполнять. Однако при подготовке своего коллектива к соревнованиям, безусловно, он будет выделять определенное количество дней на индивидуальную подготовку в связи со встречами с наиболее вероятными противниками в различных весовых категориях. Этот факт будет иметь смысл в отличие от бытующего до сих пор функционального натаскивания за счет беспредметных общефизических массированных нагрузок.
   Говоря о переходе на этапе высшего спортивного мастерства к автономной подготовке с расчетом на разведку сил и средств противника, на адаптацию своих сил и средств для достижения победы над вероятным противником, мы имеем в виду, что на данном этапе исключается программное прохождение технико-тактического материала вообще и подготовка в этом случае, кроме подготовки к конкретным противникам, должна, на наш взгляд, вестись с ориентировкой на содержание интегральной и дифференцированных моделей пространственно-смысловой деятельности в греко-римской борьбе. В этом случае может быть обеспечена достаточная система надежности по принципу учета «что должно быть, что может быть, чего не может быть…» (В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян, 1966; Ю.А. Урманцев, 1972).
   Исходя из вышеизложенного, можно считать, что многолетний процесс технической, тактической, общей физической, специальной физической и психологической подготовки осуществляется параллельно, по мере роста и созревания учащихся до достижения ими полной функциональной обеспеченности (схема 3.4.).
   Таким образом, результаты в спортивной борьбе слагаются из координационного обеспечения специфической двигательной деятельности в определенных правилами взаимных положениях противоборцев и от качества энергетического обеспечения этих движений, включающих в себя кондиционные и психические компоненты.
   В связи с этим процесс многолетней подготовки в спортивной борьбе должен строиться по принципу постепенного нарастания координационных, кондиционных и психических нагрузок до уровня высшего спортивного мастерства, после чего наступает период их стабилизации (схема 6.3.).

   Схема 6.3.
   Схема организации комплексной многолетней подготовки в спортивной борьбе
   * – ОРП – общеразвивающая двигательная подготовка как мера восполнения программы средней школы;
   – ОФП – общая физическая подготовка борца;
   – МЭП – морально-этическая подготовка;
   – ВП – волевая подготовка.

Контрольные вопросы:

   1. Дидактические принципы овладения техникой и тактикой борьбы.
   2. Какие используются модели в спортивной борьбе.
   3. Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в спортивной борьбе.
   4. Модель результирующих показателей в спортивной борьбе.
   5. Матрица модели функциональных показателей в спортивной борьбе.
   6. Целевая пирамида многолетней технико-тактической подготовки в спортивной борьбе.
   7. Задачи этапов официальной программы подготовки борца.
   8. Задачи фундаментальной базовой технической подготовки борца.
   9. Задачи расширенной базовой технической подготовки борца.
   10. Задачи базовой технико-тактической подготовки борца.
   11. Задачи базовой технико-тактической подготовки борца.
   12. Задачи базовой тактико-технической подготовки борца.
   13. Задачи базовой тактической подготовки борца.
   14. Задачи индивидуально-групповой технико-тактической подготовки борца.
   15. Задачи индивидуально-групповой тактико-технической подготовки борца.
   16. Задачи индивидуально-групповой тактической подготовки борца.
   17. Задачи автономной технико-тактической подготовки борца.
Категория: ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА | Добавил: uchitel (15.08.2014)
Просмотров: 712 | Теги: спортивная борьба, приемы в греко-римской борьбе, спорт, греко-римская борьба, тактика в греко-римской борьбе, методика обучения греко-римской бор | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru