В связи с
достижениями научно-технического прогресса уже необходимо
трансформировать тезис Ф. Энгельса о том, что «Жизнь – это особая форма
существования белковых тел», в тезис о том, что:
...
«Жизнь – это одна из
конструктивно-энергетических форм проявления материи, заключающаяся в
расширенном воспроизводстве высокомолекулярных, самоадаптирующихся
(самонастраивающихся), преходящих (непостоянных) химических соединений»
Новые данные о воздействии на функции организма
электромагнитных и других полей космической энергии свидетельствуют о
том, что, расшифровывая этот тезис, нельзя ограничиться только
химическими категориями.
Этим определением охватываются понятия
первопричинности изобилия жизненных форм и их многочисленности, факта
того, что к размножению могут быть способны не только белковые тела и
что эти тела способны адаптировать свои функции к изменяющимся условиям
окружающей среды.
Таким образом, если для самосохранения субъекта
как минимум необходимо прокормиться (воспроизвести себя), то для
решения проблемы расширенного воспроизводства его деятельность
оказывается намного сложнее, более проблемной и обязательно жестко
конфликтной. Поэтому к выражению А. Н. Бернштейна (1991) о «великом
конкурсе жизни» следовало бы добавить слово «беспощадный».
Жизнь человека подчинена единым законам живой природы. Основными из них являются:
● борьба за собственное выживание,
которая включает в себя добывание пищи, поддержание нормальной
температуры тела и водного режима, сооружение жилища (укрытия), защиту
от агрессора (хищника);
● борьба за продолжение рода, которая включает в себя конкурентную борьбу за полового партнера;
● непосредственное продолжение рода,
включая заботу о потомстве, охрану его жизни и обеспечение способности к
выживанию и продолжению генофонда.
1.1.1. Физиологические аспекты физической культуры и спорта
Технический прогресс снял значительную долю
физических нагрузок на организм, что породило пагубную для человека как
биологического существа проблему века – гиподинамию. Привыкший к
незначительным нагрузкам человек не сможет вынести неожиданных
функциональных нагрузок на сердечно-сосудистую, нейрогуморальную системы
организма, в том числе и перегрузок мозга, которые окажутся для него
дистрессорными (Г. Селье, 1979) и поэтому гибельными.
Учитывая этот фактор, культурный человек
должен, помимо основной производственной деятельности (особенно если она
малоподвижна), заниматься физической культурой как средством,
стимулирующим все функциональные структуры перестраиваться для адаптации
к как можно более высоким нагрузкам (П. К. Анохин, 1978).
В этом аспекте физическая культура и спорт,
копирующие природные реалии, являются наиболее действенным средством в
борьбе с гиподинамией (В. К. Бальсевич, 1996 и др.), выполняя функции:
● развития организма человека и подготовки его к трудовой деятельности;
● средства здорового образа жизни;
● укрепления адаптивных функций и снижения опасности эпидемий;
● реабилитации ослабевающих функций.
На восходящем витке жизни (до 22–30 лет)
организм должен получать нагрузку для оптимального развития заложенных
функциональных возможностей.
В то же время организм не должен подвергаться
необоснованным стрессам (доходящим до масштаба дистресса), что в
значительной степени обеспечивается ведением здорового образа жизни.
На всех этапах жизни оптимальные физические нагрузки позволяют организму поддерживать его защитный тонус.
Далее в процессе старения необходимо
поддержание оптимальных для этого возраста нагрузок, чтобы не
спровоцировать раннюю атрофию.
Таким образом, физическая культура – это
общественное явление, представляющее собой органическую часть общей
культуры общества как совокупность духовных и материальных ценностей,
создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.
Каждому живому существу природой выделена
избыточная адаптационная энергия для борьбы за самосохранение
(поддержание внутреннего химического и температурного равновесия –
гомеостазиса, а также ограждение себя от внешних разрушающих сил).
Итак, недогрузка функциональных структур
организма приводит к их разрушению и дальнейшей неспособности к
оптимальной адаптации.
С другой стороны, перегрузка также приводит к
их разрушению, что выдвигает проблему обеспечения соответствия
индивидуальных функциональных резервов предъявляемым функциональным
(вегетативным, сенсомоторным, психомоторным и интеллектуальным)
нагрузкам.
Избыточная адаптационная энергия индивида
зачастую вступает в конфликт с окружающим сообществом, что выдвигает
проблему направления ее в безопасное русло.
1.1.2. Социологические аспекты ФК и спорта
При отсутствии естественных для дикой природы
экстремальных средовых и социальных условий (беспощадная борьба за
самку, борьба за жизненное пространство и жизнь потомства) у человека
зачастую накапливается значительное количество нереализованной
избыточной адаптационной энергии, которая, как правило, выплескивается в
виде различных правонарушений, направленных против личности и устоев
общества.
Изолированное общество не может копировать
взаимоотношения в природе, значительная часть которых решается силовым
способом, но глубинные инстинкты (ОНО и Я) часто вступают в противоречие
с социальными устоями цивилизованного общества. Таким образом,
возникает необходимость выхода этой нереализованной специфической
энергии, и значительная часть людей, которых общество не смогло
социально воспитать, пытается направить ее против более слабых, не
организованных между собой индивидов или вообще против общественных
устоев.
По З. Фрейду, «Эрос» (любовь в широком аспекте)
и «Тэлос» (разрушающие силы) существуют в человеке как силы,
побуждающие к действию.
Причем, по данным социологических исследований
(В. Свинцов, 1994), 31% исследованных людей относятся к альтруистам
(добрым людям), 24% людей относятся к «зверям» и 45% – к группе
«открытых добру».
Отсюда следует, что 45% людей нуждаются в
социальном воспитании во избежание возможности их перехода в группу
неисправимых «зверей».
Причем следует заметить, что, по данным этих же
исследований, алкоголь лишает значительную часть представителей
«открытых добру» этого качества и делает черствыми к страданию
«ближнего». Естественно, что действие наркотиков в этом аспекте еще
более опасно.
Зачастую мы узнаем, что дети интеллигентных и
зажиточных родителей попадают в банды. Причем их никто туда не тянет.
Они этого хотят сами. В чем дело? Дело в желании занять социальную нишу,
обеспечивающую ему безбоязненное существование, и он находит ее в
сближении с теми, кого боится.
Подростки и юноши, занимающиеся в спортивных секциях по этому социальному мотиву, в криминал не попадают по трем причинам:
● абсолютная занятость интересной деятельностью;
● возможность реализовать инстинкт самоутверждения или самовыражения;
● наличие своей, но не криминальной «стаи», которая может тебя защитить от агрессоров.
В проблеме удержания асоциальных
инстинктов, в развитии социально коммуникативного поведения
действительно большая роль принадлежит физической культуре и спорту.
Физическая культура и особенно массовый спорт
являются средством направления избыточной адаптационной энергии и
агрессивности в безопасное для общества русло. Эта роль обусловлена тем,
что спорт в значительной мере копирует психобиологические стрессы и
безвредно для общества утоляет инстинкты самовыражения, самоутверждения и
агрессии, поскольку приучает благодаря соревновательным условиям решать
конфликтные ситуации мирным путем.
1.1.3. Педагогические аспекты ФК и спорта
Спорт стимулирует повседневный контроль уровня функциональной подготовленности.
Спорт является средством объективной оценки
качества учебных программ и методики функциональной и
технико-тактической подготовки в спортивной, производственной, служебной
деятельности.
Спорт удовлетворяет биологическую потребность в физических и психических стрессах.
Уместно обратить внимание на тот факт, что
большинство детей любят смотреть или читать «ужастики», а вся
кинематография кормится за счет боевиков и фильмов ужасов, что
свидетельствует об их высокой востребованности у взрослого населения, о
наличии глубинной готовности организма противостоять стрессам такого
рода и наличием дискомфорта при их отсутствии.
К сожалению, наличие таких «произведений»
воспитывает молодежь с непредсказуемым поведением, выводя его на
подсознательный уровень.
Участие человека в учебно-тренировочном
процессе и в соревнованиях с их этическими нормами ставит физическую
культуру и особенно спорт на первое место среди средств снятия
социально-психологической напряженности (Ю. А. Шулика и др., 2002).
Однако необходимо повториться на тот счет, что
руководство федераций некоторых видов спорта (футбол, единоборства) не
учитывают морально-этического фактора соревновательных зрелищ на уровне
высшего спортивного мастерства и не заботятся об обеспечении
воспитательного фактора в процессе соревнований, чем наносят незаметный,
но значительный вред человеческому обществу, воспитывая в людях
звериные инстинкты (возьмем, к примеру, хулиганство футбольных
болельщиков и т. д.).
1.1.4. Содержание физической культуры
Физическая культура функционирует в обществе в различных формах, к числу которых относятся:
● гигиена и режим дня (всегда, везде, для всех);
● развивающая физическая культура (для растущего организма);
● поддерживающая физическая культура (для сформировавшегося организма);
● реабилитационная физическая культура (для снятия стрессовых нагрузок);
● лечебная физическая культура (для восстановления после болезни);
● корригирующая физическая культура (для ликвидации функциональных аномалий);
● физическое воспитание (процесс, направленный на физическое развитие, воспитание навыков и привычки здорового и активного образа жизни);
● массовый спорт (общественное
движение, обеспечивающее развитие, поддержание физических кондиций и
двигательных умений в форме товарищеского соперничества);
● спорт высоких достижений
(процесс, направленный в конечном итоге на рекламу спорта, на проверку
качества постановки физического воспитания и физической культуры в
общественных макрообъединениях, в результате чего он превратился в
средство политики и нуждается в социально-педагогической корректировке);
● прикладной спорт (обеспечивает специфическую профессиональную, функциональную подготовку работников различных профессий);
● профессиональный спорт
(выполняет зрелищную функцию, пока в нашей стране не имеет достаточной
рекламной составляющей и зачастую приобретает антипедагогическую форму).
Поскольку физическое воспитание является
системой, обеспечивающей физическое и нравственное воспитание
подрастающего поколения, как правило, эту функцию берет на себя
государство. Физическое воспитание осуществляется в детских садах, в
школе, в вузах, в ДСШ.
Массовый спорт также является средством
физического воспитания, однако после распада СССР и всей присущей ему
государственной системы эту функцию все в большей мере вынуждено брать
на себя общество и от уровня его самосознания и уровня материальных
возможностей зависит эффективность самой главной составляющей физической
культуры массового спорта.
Спорт является действенной частью физической
культуры благодаря соревновательности, мотивирующей к более активной
деятельности, и стимулирует к преодолению физических нагрузок.
Спорт благодаря конфликтности ситуаций и
необходимости решать их цивилизованным путем (при соблюдении
определенных ограничивающих правил) способствует воспитанию социального
поведения.
Однако со времен изречения П. Кубертена «О
спорт, ты – мир» в связи с рядом социально-экономических изменений в
мировом сообществе спорт, особенно на межгосударственном уровне, стал
копировать условия военно-коммерческого конфликта (Ю. А. Воронин и др.,
1963).
Действительно, физическая культура, включив в свой состав спорт, создала внутри себя диалектическую противоположность.
Большая часть молодых людей стремится
заниматься спортом как средством реализации избыточной адаптационной
энергии, как средством самоутверждения и самовыражения. Но далеко не все
могут быть первыми в избранном виде спортивной деятельности, что
ущемляет чувство собственного достоинства. Продолжение занятий без
достижения желаемых вершин устраивает далеко не всех. Поэтому
большинство подростков и юношей бросает спорт, в то время как именно они
должны продолжать занятие им, но в пределах, доступных каждому как по
индивидуальной энергетике, так и по мере производственной загруженности.
Ведь основная масса людей должна участвовать в производстве
материальных благ и только незначительная их часть может себе позволить
заниматься спортом профессионально. Но в этом случае спорт будет для них
являться средством к существованию, а для других – зрелищем. Как видно,
профессиональный спорт – не самое главное. Главное, чтобы все люди
занимались физической культурой и спортом – и как можно дольше (с
различной степенью затраты функциональных резервов).
Формы физической культуры (ФК)
Государственная система физического воспитания (ясли, детсады, школа, техникумы, вузы).
Государственная система организации ФК и спорта (спорткомитеты).
Ведомственная система организации ФК и спорта (спортивные общества).
Ведомственные и частные системы физического воспитания (ясли, детсады, школы, клубы и пр.).
Самодеятельные физическая культура и спорт. |