Понедельник, 06.05.2024, 16:08
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА "РАТЬ" [8]
ВЕЛИКИЕ СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ [99]
ИСТОРИЯ СПОРТА [78]
СТИХИ О СПОРТЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [24]
ПЕСНИ-ПЕРЕДЕЛКИ О СПОРТЕ И ЗДОРОВЬЕ [0]
СПОРТИВНЫЕ ЗАГАДКИ [3]
ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИКЕ [61]
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ЕЕ ВИДЫ [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Блог
Главная » 2016 » Март » 8 » Спортивная тренировка юных гимнастов
19:18
Спортивная тренировка юных гимнастов
Эти разделы научно-практических знаний тесно взаимосвяза­ны и каждый из них может быть с пользой усвоен только в сово­купности со всеми остальными, а весь курс гимнастики — в тес­ной связи с другими спортивными и смежными теоретическими дисциплинами: механикой, анатомией, физиологией, психоло­гией, педагогикой, теорией и методикой физического воспита­ния и др.

Однако приведенный выше перечень вопросов, подробно изу­ченных в стенах вуза, вовсе не означает, что в содержание учебной работы с гимнастами надо переносить все, что накопилось в гим­настике как научно-практической дисциплине. В содержание обу­чения включается лишь то, что общественно необходимо, педаго­гически разумно и доступно занимающимся в связи с их возрас­том, образованием и способностями, важно для решения образо­вательных, воспитательных, оздоровительных и прикладных задач.

Обучение гимнастическим упражнениям основывается на прак­тическом использовании содержательных и операционных знаний и на общих дидактических принципах формирования двигатель­ных умений и навыков.

Умение — это знание об упражнении, его теория, философия в действии. Овладение им определяется способностями учащихся, их мыслительной и практической деятельностью. Умение выполнять гимнастическое упражнение — это способность занимающегося на основании знаний об упражнении управлять движениями, входя­щими в его состав, под контролем сознания. Такая способность приобретается на основе имеющихся у обучаемого знаний о техни­ке движений, наличного двигательного опыта, физической и психологической подготовленности. На этой стадии овладения уп­ражнением от занимающегося требуется напряжение внимания, памяти, воли, умственный труд. В достижении успеха ведущую роль играет сознательное и активное отношение к процессу учения, стремление достичь поставленной цели. Цель образует структуру Двигательного умения. Степень достижения цели определяется ка­чеством практического выполнения изучаемого упражнения.

Каждый из компонентов умения выполнять гимнастическое Упражнение имеет свою сложную структуру. Знание ее лежит в основе грамотного, а следовательно, и эффективного формиро­вания двигательных умений и навыков, спортивного мастерства в гимнастике.

Умение выполнять упражнение формируется в процессе обу­чения и включает в себя длинный ряд условных рефлексов первой и, главным образом, второй сигнальных систем. Их работа опре­деляется деятельностью мозга, его высших отделов и подчиняется законам анатомии, физиологии и психологии.

Двигательный навык — это совершенный, рациональный с точки зрения техники изучаемого упражнения и гимнастического стиля способ управления движениями в целостном гимнастическом уп­ражнении. При этом сознание обучаемых лиц направлено на усло­вия, в которых выполняется упражнение, на его конечный ре­зультат и мастерство исполнения, а не на отдельные движения.

Навыки формируются путем многократного стереотипного повторения движений или изучаемого упражнения в целом. При этом в структуру упражнения не вносится существенных измене­ний, оно выполняется, как правило, в одних и тех же условиях. По мере увеличения количества повторений упражнение стано­вится все более привычным, уменьшается необходимость сосре­доточения, распределения, переключения внимания, снижается напряжение памяти, воли и других психических процессов, а так­же доля перцептивного и смыслового контроля. Техника исполне­ния постепенно приближается к образцу, к технике упражнений.

Главной чертой навыка является его автоматизация. Сознание только в экстренных случаях контролирует правильность движе­ний. Автоматизация движений придает навыку высокую устойчи­вость и стабильность при выполнении упражнения в изменяю­щихся условиях внешней и внутренней среды: а) изменение ок­ружающей обстановки, температуры, освещения и др.; б) утом­ление, недомогание, эмоциональное возбуждение или угнетение; в) длительные перерывы в занятиях и др.

В процессе становления навыка наряду с автоматизацией от­дельных движений происходит слияние их в единый, целостный ансамбль, стереотип с относительно постоянными пространствен­ными, силовыми и временными характеристиками структуры. Это делает движения легкими, ритмичными и экономичными. На выс­ших стадиях развития навыка появляется специализированное вос­приятие всех параметров движений (инерции, момента инерции, количества движения, момента количества движения, реактивного движения, реактивной силы и др., «чувство снаряда»). Гимнасти­ческая комбинация выполняется по принципу динамического сте­реотипа, когда одно движение является пусковым для очередного.

Значение двигательных навыков (привычек) в жизни человека исключительно велико. По этому поводу К. Д.Ушинский говорил, что если бы человек не имел способности к навыку, он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживае­мый беспрестанно трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ, для новых побед. Навыки, жизненные стереотипы, привычки облегчают спортив­ную и трудовую деятельность, экономизируют нервно-психические и функциональные напряжения человека, содействуют ук­реплению его здоровья и продолжительности жизни.

Двигательные навыки в гимнастике — это субъективный фак­тор производительности труда гимнаста: чем лучше они сформи­рованы, тем выше его спортивное мастерство. Объективным фак­тором являются условия, в которых проходит учебно-тренировоч­ный процесс (спортивная база, инвентарь, постановка учебно-воспитательной работы и др.).

Знания, двигательные умения и навыки представляют собой ступени единого процесса достижения спортивного результата а в трудовой деятельности - создания продукта труда. Знание про­должается и обогащается в умении, умение - в навыке, а послед­ний - в спортивном результате или продукте труда. Достигнутая цель побуждает гимнаста к овладению более сложными знания­ми, умениями и навыками.

Задача педагога состоит в том, чтобы на основе имеющихся у гимнастов задатков и способностей дать им необходимую систему знаний, умений и навыков, добиться запланированного спортив­ного результата и в этом процессе развить способности к овладе­нию более сложными знаниями, умениями и навыками и, в ко­нечном счете, высоким спортивным мастерством.

Формирование двигательных навыков в гимнастике имеет ряд специфических особенностей. Основные из них характеризуются ниже:

Многие гимнастические упражнения для занимающихся яв­ляются совершенно новыми формами согласования движений, необычными и незнакомыми им по предшествующему двигатель­ному опыту. Для новичков большую сложность представляют даже такие упражнения, как кувырок вперед, назад, стойка на голове и другие, связанные с необычным положением тела в простран­стве. В затруднительных случаях педагог может помочь ученику путем применения следующих методических приемов: а) создание бо­лее четкого представления об упражнении, о структуре движе­ний; б) применение подводящих и подготовительных упражне­ний; в) оказание физической помощи и обеспечение надежной страховки; г) фиксация отдельных положений и «проведение» по упражнению; д) применение специальных вспомогательных средств (страховочные ремни, пояс, поролоновый валик, накладки и т.д.) и тренажеров; е) отыскание аналогий изучаемому упраж­нению или отдельным движениям из предшествующего опыта гимнаста; ж) индивидуальный и личностный подходы в процессе обучения и воспитания гимнастов.

Обучение упражнениям связано с требованием выполнять движения в гимнастическом стиле. Для начинающих гимнастов это непривычно и сложно. Поэтому работу над стилем начинают с самых первых занятий — с обучения ходьбе, бегу, отдельным дви­жениям руками, головой, туловищем, проводятся специальные занятия хореографией, большое внимание уделяется формирова­нию гимнастической осанки. В процессе занятий воспитывается чувство прекрасного, хорошие манеры, развивается чувство соб­ственного достоинства.

Двигательные навыки в гимнастике должны обладать высо­кой устойчивостью и стабильностью при выполнении упражне­ний в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состо­яния гимнаста. И в то же время навык должен быть пластичным. Совмещение этих двух противоположных требований достигается путем специальной организации занятий: а) перестановка отдель­ных снарядов в зале; б) включение в занятие элементов соревно­вания с приглашением судей и авторитетных лиц в качестве зри­телей; в) проведение занятий в другом зале, а если есть возмож­ность, то и на спортивной площадке; г) выполнение изучаемых упражнений в конце занятия после физического утомления, пос­ле упражнений на силу, выносливость и воздействий ускорений при выполнении вращательных движений, акробатических упраж­нений.

В связи с многоструктурностью и многофункциональностью гимнастических упражнений приходится учитывать возможности переноса эффекта от выполнения одного упражнения на другое, вновь изучаемое. В зависимости от общности или различий в струк­туре движений, в их сенсорном, энергетическом или психологи­ческом обеспечении возможен положительный или отрицательный перенос с ранее выполненного упражнения на вновь изучаемое.

Положительный перенос характеризуется тем, что ранее сфор­мированные двигательные навыки помогают овладевать новыми Упражнениями и доводить их выполнение до совершенства.

При отрицательном переносе ранее сформированные двига­тельные навыки затрудняют овладение новыми упражнениями.

Чем прочнее закреплен двигательный навык, тем в меньшей мере он подвергается отрицательному влиянию со стороны ранее сформированных, но зато сам может сильнее влиять (положи­тельно или отрицательно) на вновь формирующийся и еще очень слабый двигательный навык.

Эти виды переноса возможны не только по навыку, но и по функционированию отдельных органов и систем организма, дви­гательным способностям, психическим и личностным свойствам гимнаста.

Наряду с указанными выше видами переноса выделяют еще так называемое явление последствия — это временное ухудшение точности движений после больших мышечных усилий (даже крат­ковременных), работы на выносливость, сильных эмоциональ­ных возбуждений или угнетения, умственных напряжений. Напри­мер, после упражнений на силу временно ухудшается координа­ция движений и даже такой прочный навык, как почерк.

Для избежания отрицательных последствий этих явлений не­обходимо: а) умело планировать изучение новых упражнений, исключая возможность отрицательного переноса и явления по­следствия; б) избегать одновременного изучения упражнений, сходных в деталях, но различающихся по своей технической ос­нове (обороты завесом и одной); в) не изучать одновременно .уп­ражнения, сходные по структуре движений, на двух снарядах (подъем разгибом, махом вперед или назад на брусьях, кольцах, перекладине); г) при изучении упражнения в одну сторону надо, не доводя его до стадии навыка, изучить и в другую сторону; д) уп­ражнения со сложной координацией движений, требующие вы­сокой точности, расчета, тонкой ориентировки в пространстве в условиях безопорного положения тела, упражнения в равновесии должны изучаться до выполнения упражнений, требующих боль­ших мышечных усилий, эмоционального напряжения, выносли­вости и т.д.

Выполнение многих гимнастических упражнений связано с не­обходимостью проявлять смелость, решительность, эмоциональную устойчивость, а в ряде случаев даже идти на риск — все это вызыва­ет большие трудности в овладении упражнениями, в формировании навыка. Облегчить положение занимающихся можно с помощью сле­дующих методических приемов: а) создание более четкого представ­ления о характере движений во всех частях и фазах упражнения, потому что недостаток информации является основной причиной помех, неуверенности в своих силах и возможностях, страха; б) орга­низация своевременной помощи и страховки; г) воспитание воли, целеустремленности, настойчивости, решительности и смелости, приучение к самостоятельности в действиях.

Одни и те же гимнастические упражнения представляют раз­личную трудность для лиц разного возраста и пола. Дети и подростки значительно легче, чем взрослые, овладевают упражне­ниями, требующими сложной координации движений, гибко­сти, ориентировки в пространстве, решительности и смелости. В то же время упражнения с большими мышечными напряже­ниями даются им значительно труднее. Девочки, девушки, жен­щины превосходят мужчин в гибкости, координации движе­ний, выносливости в статических мышечных усилиях, в чув­стве ритма, музыкальной выразительности движений и др., поэтому им легче даются упражнения, требующие проявления этих способностей.

В процессе выполнения многих гимнастических, акробати­ческих и упражнений художественной гимнастики создаются ус­корения — адекватные раздражители рецепторов вестибулярного анализатора. Чрезмерное воздействие на них может отрицательно повлиять на координацию движений, ориентировку в простран­стве, эмоциональную устойчивость, решительность и смелость при выполнении упражнений. Для того чтобы избежать этих послед­ствий, необходимо своевременно изучить у занимающихся функ­ции вестибулярного анализатора и повысить его устойчивость к ускорениям с помощью специальных гимнастических упражне­ний: быстрые движения головой во всех плоскостях пространства, сочетание их с наклонами туловища, кувырки, перевороты и дру­гие упражнения с наличием ускорений при их выполнении.

Знание этих и других, пока еще не известных специфических особенностей формирования двигательных навыков в гимнасти­ке, должно содействовать правильной организации учебно-тре­нировочного процесса, повышению его эффективности.

В силу того, что в учебном процессе взаимодействуют две лич­ности — учитель и ученик, успешность овладения знаниями, уме­ниями и навыками в гимнастике зависит от способностей гимна­ста и методического мастерства педагога.

Специальными способностями гимнаста являются координация движений, мышечная сила, быстрота, гибкость, ориентировка в пространстве, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость. От уровня их развития в первую очередь зависит успеш­ность овладения новыми упражнениями, успех в начальной спортивной тренировке и в достижении первых спортивных ре­зультатов.

Установлено, что успешное овладение программами младших разрядов по гимнастике зависит главным образом от уровня раз­вития у занимающихся координации движений, мышечной силы и быстроты. Уже на данном этапе подготовки гимнастов начинают сказываться пропорции тела. Ведущую роль играют личностные качества, проявляющиеся главным образом в отношении к заня­тиям, в точности выполнения заданий педагога, в соблюдении Установленного порядка и дисциплины.

Упражнения на каждом снаряде требуют специфической струк­туры способностей. Для успешного овладения упражнениями на перекладине нужна хорошая подвижность в плечевых суставах, сила мышц рук, брюшного пресса и спины; овладение опорными прыж­ками требует хорошей прыгучести, координации движений, ори­ентировки в пространстве, решительности и смелости; в вольных упражнениях успех зависит от гибкости, координации движений и прыгучести.

В процессе овладения гимнастическими упражнениями функ­ции организма, двигательные, психические и личностные свой­ства проявляются в единстве, во взаимосвязи. Между величиной интегрального показателя перечисленных выше способностей и успешностью овладения программой третьего спортивного разря­да отмечается в целом тесная зависимость.

Структура способностей у каждого гимнаста индивидуально различна. В силу этого одних и тех же результатов, при прочих равных условиях, добиваются гимнасты, имеющие различную структуру способностей. К достижению спортивного результата каждый гимнаст идет своим индивидуальным путем, недостатки одних способностей компенсируются за счет других, более разви­тых. Так, например, слабое развитие координации движений ком­пенсируется за счет повышенного внимания, напряжения памя­ти, количества повторения упражнения. В отдельных упражнениях недостаток силы может быть компенсирован за счет хорошо раз­витой гибкости.

Возможны и такие случаи, когда слабо развитая способность ухудшает проявление других, более развитых способностей. На­пример, повышенная эмоциональность, слабая устойчивость вес­тибулярных реакций к воздействию ускорений ухудшают коорди­нацию и быстроту движений, внимание, оперативную память и мышление.

Исходя из сказанного, можно сделать заключение, что успеш­ное обучение гимнастическим упражнениям возможно в том слу­чае, если педагог будет хорошо знать требования, которые предъяв­ляют спортивная, художественная гимнастика и акробатика к за­нимающимся, а следовательно, и структуру способностей, необ­ходимых для успешного овладения упражнениями и спортивным мастерством, динамику этой структуры на различных этапах ста­новления спортивного мастерства; особенности взаимосвязи между отдельными способностями и психофизиологические механизмы, которые обусловливают эту взаимосвязь; умение оценивать и раз­вивать способности. Этот минимум знаний и умений необходим педагогу также при отборе детей для занятий спортивными вида­ми гимнастики.

Многое зависит от методического мастерства педагога, каче­ства обучения и воспитания.

Категория: ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИКЕ | Просмотров: 705 | Добавил: uchitel | Теги: сайт для учителей физкультуры, гимнастические упражнения, методические рекомендации для учите, гимнастика в школе, преподавание гимнастики | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru