План занятия составлен на основе опыта работы с
данной аудиторией и в соответствии с физиологическими параметрами этого
возраста, с учетом работоспособности и порога утомляемости организма
ребенка при физических нагрузках. Общая цель – активизировать
физиологические функции организма, содействовать развитию физических
качеств и координации движений.
Занятие строится по аналогии с уроками для детей
старшего возраста, описанными в предыдущей главе, и включает в себя
динамическую разминку, самомассаж, выполнение асан, дыхательных
упражнений, релаксацию, игры и беседу.
Занятие по йоге для детей 3–6 лет длится 30–35 минут.
Урок состоит из трех частей, которые естественно переходят одна в другую. Разминка (5–7 минут)
Цель – подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений.
1. Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких
групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой
моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы.
Упражнения можно начать в положении сидя, в дальнейшем выполнять их стоя
или во время ходьбы по кругу.
2. Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра. Вторая (основная) часть занятия (15–20 минут)
1. Дети переходят к выполнению комплекса поз,
обучаются новым упражнениям, закрепляют старые. В этой части в форме
сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5–6 основных
асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. Дети
сами придумывают встречи с различными животными. По заранее
подготовленному на основе сказки сценарию они изображают сказочных
персонажей, помогают героям. Вот лишь несколько таких сюжетов: «Веселое
путешествие ежат», «В зоопарке», «На морском дне», «В лесу», «В
джунглях», «В Индии», «Восточная сказка».
Занятия могут сопровождаться рассказом об асанах.
Начинаются упражнения в позиции стоя, затем сидя, потом лежа. Скрученные и перевернутые позы в этом возрасте лучше исключить.
2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:
♦ для мышц живота;
♦ для мышц спины путем наклона вперед;
♦ для укрепления мышц ног;
♦ для развития стоп;
♦ для развития плечевого пояса;
♦ на равновесие.
3. Дыхательные упражнения помогут успокоить нервную
систему и ум ребенка. Они направлены на развитие дыхательной системы и
повышение противопростудного иммунитета (в том числе укрепление
слизистой носоглотки). Принцип дыхания во время выполнения асан тот же,
что и в упражнениях с детьми старшего возраста. Следите, чтобы дыхание
ребенка было ровным, без задержек.
4. Психогимнастика. Элементы самомассажа.
5. Гимнастика для глаз. Выполняется в конце основной
части или вкрапляется в нее в паузах для отдыха после физических
упражнений с большой нагрузкой. Способствует восстановлению возможностей
тела и психики.
6. Для релаксационной гимнастики можно использовать
мелодичную музыку со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием
ручья либо спокойные сказки и рассказы. Это путь к состоянию
умиротворенности и гармонии, когда мы представляем, что находимся в
сосновом бору, залитом солнцем, на лугу, лежа на травке, глядя в небо и
провожая глазами облака; когда сосредоточенно смотрим на воду, огонь или
горы. Третья (заключительная) часть (3–5 минут)
На занятиях решаются задачи постепенного перевода
организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности.
Применяются игры, направленные на активизацию действий детей, развитие
их внимания.
Хорошо закончить занятие подбадривающими фразами, подметить все маленькие победы детей. Разминка в игровой форме
Чтобы согреть тело, расслабить суставы, снять нервное напряжение и подготовиться к основной части, необходима разминка.
Она может включать упражнения и элементы суставной гимнастики. |