Об особенностях психического развития судят на основании трёх групп
психических явлений: психические процессы (ощущения, восприятия,
представления, память, мышление — познавательные; эмоции —
эмоциональные; воля — волевые); психические свойства личности
(темперамент, характер, способности, потребности, мотивы) и психические
состояния (монотония, утомление, стресс, напряжённость). При
характеристике особенностей психического развития юношеского возраста по
возможности будем придерживаться указанной последовательности.
В 15–17 лет у учащихся заканчивается формирование
познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной
деятельности, в характере умственной работы. У детей старшего школьного
возраста повышается способность понимать структуру движений, точно
воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и
пространственные) параметры движения, осуществлять двигательные
действия в целом. Осмысленное восприятие, возможность выполнять
упражнения на основе только словесных указаний педагога, умение
самостоятельно разделить сложное движение на фазы и элементы, более
высокая способность к сосредоточению — эти и другие психические
процессы позволяют старшеклассникам глубоко анализировать технику
изучаемых двигательных действий, определять ошибки, допущенные при
выполнении движений, как собственные, так и своих одноклассников.
В ходе обучения и воспитания учителю целесообразно опираться на эти
психологические особенности.
В силу высокого уровня развития мыслительных процессов у
старшеклассников ярко выражено стремление к самосовершенствованию и
самопознанию, сознательному обучению и тренировке. В отличие от
подростков мотивы удержания внимания у них более длительны.
Старшеклассники более внимательны не только при показе, но и при
объяснении, а также при изложении теоретических вопросов (например, при
объяснении закономерностей развития физических способностей). Для
старшеклассников повышается значимость содержательной стороны подачи
учебного материала.
Эмоции учащихся X–XI классов становятся более устойчивы,
появляется способность к сопереживанию, увеличивается число
переживаемых чувств, возникает юношеская любовь, носящая оттенки
лиричности, мечтательности, искренности. Поддержка этого здорового
чувства, уважение к нему со стороны взрослых вызывают у юношей и
девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные
качества личности, повысить свои физические качества и улучшить
телосложение. Более богатыми, чем у подростка, становятся эстетические
чувства, способность замечать прекрасное в окружающей действительности.
С одной стороны, это способствует развитию отзывчивости, чувства
прекрасного, чуткости, а с другой — они могут приводить к
оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим представлениям.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую
активность, например настойчивость в достижении поставленной цели,
способность к терпению на фоне усталости и утомления. Их отличает
высокая целеустремлённость, у них усиленно формируется моральный
компонент воли (осуществление поступков в соответствии с нормами
общества и окружающей среды). Однако у девушек снижается смелость, что
создаёт определённые трудности в физическом воспитании.
Отличаются старшеклассники и по типам темперамента,
в основе которых лежат открытые И. П. Павловым сочетания свойств
нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Классические типы
темперамента — это сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный и
подвижный тип нервной системы) отличается большой активностью,
энергией, обладает высокой работоспособностью. Почти всегда находится в
бодром настроении. Его эмоциональное состояние адекватно ситуации,
устойчиво. Сангвиник быстро усваивает и перестраивает двигательные
навыки, легко приспосабливается к новой обстановке, может быстро
переключаться с одной работы на другую. Однако он часто проявляет
избыточную энергию, может, не освоив до конца одно упражнение,
переходить к другому. При обучении и развитии физических способностей
сангвиника целесообразно пользоваться чаще игровым и соревновательным
методами, включать элементы новизны и достаточной сложности упражнений,
чтобы поддержать мотивацию на соответствующем уровне. Результаты на
соревнованиях у сангвиников, как правило, выше, чем на тренировках.
Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный тип)
может долго выполнять сложное (и даже опасное) физическое упражнение,
вызывающее у него интерес, но не любит длительной, монотонной работы,
не хочет кропотливо трудиться над совершенствованием техники. У него
обычно быстрая, выразительная речь и мимика. Однако холерик нередко
отличается непоседливостью, изменчивостью настроений и чувств,
зависимостью реакций от внешних, сиюминутных впечатлений. Его отличает
несдержанность, нетерпеливость, несобранность, а подчас ему изменяет и
самообладание. Эти отрицательные свойства можно нивелировать с помощью
постоянной работы над собой, особенно при выполнении интересной и
трудной работы, где холерику подчас не бывает равных. Соревновательные
результаты холерика нестабильны из-за их неуравновешенности.
Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип)
отличается сдержанностью, собранностью, терпеливостью,
организованностью, самообладанием. В поведении он ориентирован на
твёрдые намерения, а не на случайные побуждения и настроения. Он может
длительно и кропотливо трудиться над освоением сложной техники приёма,
но медленно переключается с одного вида физических упражнений на
другой. Его часто приходится настраивать на более высокий ритм работы.
Перед соревнованием ему нужна более длительная разминка.
Соревновательные результаты у флегматика стабильны и часто выше, чем на
тренировках.
Меланхолик (слабый тип) отличается, с одной стороны,
высокой чувствительностью, способностью тонко дифференцировать
параметры движений, высоким тактическим чутьём. Его легко обучать
движениям. С другой стороны, меланхолику свойственна неуверенность в
своих силах, робость, излишняя тревожность в силу высокой
чувствительности нервной системы. Поэтому результаты выступления на
соревнованиях у него часто ниже, чем на тренировках.
Как видно, в каждом типе темперамента есть как положительные,
так и отрицательные свойства. Задача учителя, опираясь на положительные
свойства, — нивелировать отрицательные, учитывать их при обучении,
развитии и воспитании учащихся. Например, при обучении, а также при
развитии физических способностей холериков и сангвиников лучше
пользоваться игровым и соревновательным методами, а для флегматиков и
меланхоликов лучший эффект даёт повторный метод с постепенно
повышающимися требованиями. |