Прежде всего учащимся нужно объяснить значение термина олимпийское движение.
Это совместная деятельность людей, осуществляемая во благо укрепления
мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и
доверия, призванная активно содействовать гуманистическому воспитанию
народов на идеалах спорта. Олимпийское движение — движение
общественное, международное. Его цель — способствовать укреплению мира,
привлечению молодёжи к занятиям спортом, воспитанию её без какой-либо
дискриминации и в олимпийском духе.
Учащимся необходимо сказать, что вершиной олимпийского движения являются Олимпийские игры,
рассказать о том, что первые достоверно известные Олимпийские игры
состоялись в Древней Греции в 776 г. до н. э. Они проходили без перерыва
1160 лет подряд, было проведено 290 Игр. В 394 г. в связи с всё
большим распространением христианства римский император Феодосий I
запретил Олимпийские игры. В конце XIX в. французский общественный
деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские
игры. В 1894 г. по его инициативе в Париже состоялся Учредительный
конгресс, на котором делегаты 12 стран приняли решение о возрождении
Олимпийских игр. На конгрессе был принят основной документ олимпийского
движения — Олимпийская хартия.
Учащиеся должны знать, что наша страна стояла у истоков
олимпийского движения. Среди представителей 12 стран, возродивших
олимпийское движение, был и делегат от России — А. Д. Бутовский.
Рассказывая учащимся об истории развития российского спорта,
нужно отметить, что Российский олимпийский комитет был создан в
1911 г., а официальная команда России впервые выступала на Играх IV
Олимпиады в 1908 г. в Лондоне, где первую золотую медаль для нашей
команды завоевал фигурист Н. Панин-Коломенкин.
Знакомя учащихся с основными вехами советского спорта, следует
сказать, что в 1951 г. в Советском Союзе был создан Олимпийский
комитет, и он был признан Международным олимпийским комитетом (МОК). По
предложению СССР с 1973 г. вновь стали созываться олимпийские
конгрессы, были сохранены церемонии исполнения государственных гимнов и
подъёма национальных флагов при награждении победителей Олимпийских
игр.
Свидетельством признания мировой общественностью высокого
авторитета нашей страны в развитии спортивного и олимпийского движения
было решение МОК о проведении Олимпийских игр 1980 г. в Москве.
После распада СССР началась новая эпоха в развитии российского
спорта, — был образован Национальный олимпийский комитет России. В
1992 г. спортсмены России на Олимпийских играх выступали вместе со
спортсменами других бывших союзных республик в составе объединённой
команды СНГ. Сразу после этого вновь созданный олимпийский комитет
начал подготовку сборных команд к зимним Олимпийским играм 1994 г. в
Лиллехаммере (Норвегия) и к играм Олимпиады 1996 г. в Атланте (США).
Учащимся нужно сообщить, что сейчас в олимпийское движение
включились 205 стран пяти континентов, а олимпийским движением
руководит МОК. Им будет интересен тот факт, что на 112-й сессии МОК,
которая прошла в Москве в июле 2001 г., состоялись выборы нового
президента МОК. Им стал бельгиец Жак Рогге, а Штаб-квартира МОК
расположена в швейцарском городе Лозанне.
Учащимся необходимо рассказать, что за последние 15–20 лет в
международном олимпийском движении произошли серьёзные процессы и
изменения. Среди них бойкот национальными олимпийскими комитетами ряда
стран Олимпийских игр 1980 и 1984 гг., усиление процесса
коммерциализации и профессионализации спорта, допуск к Олимпийским
играм профессионалов, обострение проблемы допинга, разведение по годам
проведения летних и зимних Олимпийских игр, расширение их программы и
увеличение количества разыгрываемых медалей, Всемирные юношеские игры
(впервые проведены в 1998 г. в Москве), Параолимпийские игры (для
спортсменов-инвалидов).
Для проверки знаний учащихся по физической культуре целесообразно применять тестирование. |