Пятница, 26.04.2024, 10:06
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
В 10-11 КЛАССАХ [54]
В 5-7 КЛАССАХ [45]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » СОВЕТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ » В 5-7 КЛАССАХ

Теоретические представления о сущности методики и её реализации в образовательном процессе
18.11.2014, 18:39
 В научно-методических публикациях по проблемам образовательной деятельности и в её практике выделен состав базовых понятий. К ним в первую очередь относят такие, как метод, методика, методический приём, технология. Соотношение сущности этих понятий является не столько теоретической проблемой, сколько практической. Это связано с тем, что понимание их сущности, проявляющееся в практике педагогической деятельности, определяет приоритеты её построения и установку на способы реализации образовательных целей и задач.
      Ключевым понятием в данном перечне является понятие «метод». Есть несколько определений метода, которые могут быть классифицированы как рабочие и научные. Рабочее определение характеризуется приближённым, но достаточно адекватным обозначаемому явлению содержанием. Оно является упрощённым по формулировке и ориентирующим по признакам. Именно такие определения, на наш взгляд, необходимы для информационного обеспечения практических работников. В качестве рабочего определения метод понимается нами как совокупность действий педагога и учащихся в связи с организационно-содержательным обеспечением учебной деятельности. Применительно к практике физического воспитания такая совокупность действий разделяется на методы слова, методы наглядности и методы упражнения.
      В образовательной деятельности вообще и в физическом воспитании в частности выделена триада вопросов, ответы на которые определяют сущностные характеристики методики: «для чего учить?» (цели, задачи), «чему учить?» (содержание обучения) и «как учить?» (технологии). Исходя из этого методику можно определить как конкретизированную (по объекту деятельности) совокупность целей, содержания, методов, форм, средств обучения, воспитания, развития. В свою очередь технология — это конкретизированная (по объекту деятельности) совокупность методов, форм, средств обучения, воспитания, развития (М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев), т. е. цели и содержание определены методикой (как целого), а технология (как часть этого целого) обеспечивает процесс их реализации. В понятии «технология» можно выделить два компонента: во-первых, совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса; во-вторых, реальный учебный процесс, его организацию, структуру и обеспечение.
      Обобщая имеющиеся определения педагогической технологии, выделим её ключевые характеристики. Педагогическая  технология представляет собой:
      • средство гарантированного достижения целей обучения;
      • организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое воздействие на учебный процесс;
      • содержательную технику реализации учебного процесса;
      • описание процесса достижения планируемых результатов обучения;
      • проект определённой педагогической системы, реализуемой на практике.
      Отличительные качества педагогической технологии — это системность, структурированность, планируемая эффективность на основе предварительного расчёта и анализа обновлённых инструментальных и методологических средств, методов и форм обучения.
      В самом общем плане любая педагогическая технология предусматривает разработку целей, задач, содержания, методов и проектируемого педагогического процесса. В этом процессе выделяют конкретный алгоритм, совокупность целей, содержания, методов, средств для достижения желаемого результата. Работа по созданию или внедрению педагогической технологии имеет определённое практическое значение в деятельности как конкретного преподавателя, так и всего педагогического коллектива образовательного учреждения, поскольку любая педагогическая технология строится на основе конкретных концепций, имеет конкретное содержание и рекомендации по использованию в профессиональной деятельности, унифицирует основные прогрессивные направления развития всех предметных методик, создаёт стройную систему диагностики и контроля, обеспечивающую и отслеживающую факт достижения уровня образовательного стандарта.
      Кроме этого, овладение преподавателем технологией значительно усиливает мотивационный компонент, стимулирует создание учебных программ и их дальнейшее полное дидактическое оснащение, принципиально изменяет управленческое мышление педагога, проявляющееся в постановке задачи, в логике решения, ориентирует его на оптимизацию и интенсификацию учебного процесса. Обобщённым термином, обозначающим всё многообразие педагогических технологий, является термин «образовательные технологии». Частными случаями их реализации являются «технология обучения», «технология воспитания», «технология развития» и т. п. (М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев).
      Методический приём является частным случаем метода. Например, методы слова, наглядности и упражнения в физическом воспитании имеют достаточно много вариантов реализации, т. е. методических приёмов. Обучение двигательному действию происходит поэтапно: от первоначального формирования его образа через углублённое разучивание к закреплению и совершенствованию. Этот процесс осуществляется на основе реализации методов физического воспитания.
      Одной из основных задач учителя физической культуры в V–VII классах остаётся обучение двигательным действиям, определяемым содержанием образовательных программ по физическому воспитанию. В этом процессе перед учителем возникают проблемы, связанные с содержательным (что изучать, что повторять) и процессуальным (как организовать, как планировать, какие методы использовать, как контролировать) обеспечением процесса физического воспитания. В теории обучения определяют и классифицируют методы, методические приёмы и способы. Было бы неверным выделять среди них единственно эффективный или универсальный, пригодный для всех случаев образовательной деятельности. Равным образом не существует и «плохих», малоэффективных методов.
Категория: В 5-7 КЛАССАХ | Добавил: uchitel | Теги: методическая помощь учителю физкуль, ЗОЖ в школе, физкультура в школе, методика преподавания физкультуры, из опыта работы учителя физкультуры
Просмотров: 666 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru