В научно-методических публикациях по проблемам образовательной
деятельности и в её практике выделен состав базовых понятий. К ним в
первую очередь относят такие, как метод, методика, методический приём,
технология. Соотношение сущности этих понятий является не столько
теоретической проблемой, сколько практической. Это связано с тем, что
понимание их сущности, проявляющееся в практике педагогической
деятельности, определяет приоритеты её построения и установку на способы
реализации образовательных целей и задач.
Ключевым понятием в данном перечне является понятие «метод».
Есть несколько определений метода, которые могут быть классифицированы
как рабочие и научные. Рабочее определение характеризуется
приближённым, но достаточно адекватным обозначаемому явлению
содержанием. Оно является упрощённым по формулировке и ориентирующим по
признакам. Именно такие определения, на наш взгляд, необходимы для
информационного обеспечения практических работников. В качестве рабочего
определения метод понимается нами как совокупность действий педагога и учащихся в связи с организационно-содержательным обеспечением учебной деятельности.
Применительно к практике физического воспитания такая совокупность
действий разделяется на методы слова, методы наглядности и методы
упражнения.
В образовательной деятельности вообще и в физическом воспитании
в частности выделена триада вопросов, ответы на которые определяют
сущностные характеристики методики: «для чего учить?» (цели, задачи),
«чему учить?» (содержание обучения) и «как учить?» (технологии). Исходя
из этого методику можно определить как
конкретизированную (по объекту деятельности) совокупность целей,
содержания, методов, форм, средств обучения, воспитания, развития.
В свою очередь технология — это конкретизированная (по
объекту деятельности) совокупность методов, форм, средств обучения,
воспитания, развития (М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев), т. е. цели и
содержание определены методикой (как целого), а технология (как часть
этого целого) обеспечивает процесс их реализации. В понятии «технология»
можно выделить два компонента: во-первых, совокупность сведений,
необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного
процесса; во-вторых, реальный учебный процесс, его организацию,
структуру и обеспечение.
Обобщая имеющиеся определения педагогической технологии, выделим её ключевые характеристики. Педагогическая технология представляет собой:
• средство гарантированного достижения целей обучения;
• организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое воздействие на учебный процесс;
• содержательную технику реализации учебного процесса;
• описание процесса достижения планируемых результатов обучения;
• проект определённой педагогической системы, реализуемой на практике.
Отличительные качества педагогической технологии — это
системность, структурированность, планируемая эффективность на основе
предварительного расчёта и анализа обновлённых инструментальных и
методологических средств, методов и форм обучения.
В самом общем плане любая педагогическая технология
предусматривает разработку целей, задач, содержания, методов и
проектируемого педагогического процесса. В этом процессе
выделяют конкретный алгоритм, совокупность целей, содержания, методов,
средств для достижения желаемого результата. Работа по созданию или
внедрению педагогической технологии имеет определённое практическое
значение в деятельности как конкретного преподавателя, так и всего
педагогического коллектива образовательного учреждения, поскольку любая
педагогическая технология строится на основе конкретных концепций,
имеет конкретное содержание и рекомендации по использованию в
профессиональной деятельности, унифицирует основные прогрессивные
направления развития всех предметных методик, создаёт стройную систему
диагностики и контроля, обеспечивающую и отслеживающую факт достижения
уровня образовательного стандарта.
Кроме этого, овладение преподавателем технологией значительно
усиливает мотивационный компонент, стимулирует создание учебных
программ и их дальнейшее полное дидактическое оснащение, принципиально
изменяет управленческое мышление педагога, проявляющееся в постановке
задачи, в логике решения, ориентирует его на оптимизацию и
интенсификацию учебного процесса. Обобщённым термином, обозначающим всё
многообразие педагогических технологий, является термин
«образовательные технологии». Частными случаями их реализации являются
«технология обучения», «технология воспитания», «технология развития» и
т. п. (М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев).
Методический приём является частным случаем
метода. Например, методы слова, наглядности и упражнения в физическом
воспитании имеют достаточно много вариантов реализации, т. е.
методических приёмов. Обучение двигательному действию происходит поэтапно: от первоначального формирования его образа через углублённое разучивание к закреплению и совершенствованию. Этот процесс осуществляется на основе реализации методов физического воспитания.
Одной из основных задач учителя физической культуры в V–VII
классах остаётся обучение двигательным действиям, определяемым
содержанием образовательных программ по физическому воспитанию. В этом
процессе перед учителем возникают проблемы, связанные с содержательным
(что изучать, что повторять) и процессуальным (как организовать, как
планировать, какие методы использовать, как контролировать) обеспечением
процесса физического воспитания. В теории обучения определяют и
классифицируют методы, методические приёмы и способы. Было бы неверным
выделять среди них единственно эффективный или универсальный, пригодный
для всех случаев образовательной деятельности. Равным образом не
существует и «плохих», малоэффективных методов. |