Руководствуясь предлагаемыми ранее технологиями проектирования
учебной работы в общеобразовательном учреждении, мы разработали вариант
планирования учебного процесса по физическому воспитанию. В качестве
примера представлены материалы планирования для V класса по
специализации «Баскетбол». В состав разработанных документов учебной
работы входят: конкретизированный учебный план, разделы программы по
четвертям и годовые планы-графики прохождения учебного материала. По
своей структуре планирование учебного процесса представляется системным
распределением учебного материала образовательной программы для
каждого класса с разбивкой его по четвертям.
На основе предлагаемого варианта планирования учитель легко
может разработать самостоятельно рабочий план на четверть, тематическое
планирование, конспект урока. Представленный вариант планирования
реализуется в школах Нижегородской области на протяжении последних лет и
оценивается учителями физической культуры как эффективный.
В данной главе представлено содержание учебного материала,
который распределён по разделам «Основы теоретических знаний» и
«Способы двигательной деятельности». Также предлагается примерное
распределение учебного материала по классам. Каждая тема теоретического
раздела имеет свой порядковый номер. Каждая тема раздела «Способы
двигательной деятельности» имеет аббревиатурное и цифровое обозначение.
Баскетбол — «Б», волейбол — «В», гимнастика — «Г», практические умения — «У», лёгкая атлетика — «А», лыжная подготовка — «Л», общеразвивающие упражнения — «О», прикладные упражнения — «П», футбол — «Ф».
Подобные документы могут быть разработаны по аналогии для
других спортивных специализаций, представленных в образовательной
программе: волейбол, футбол, лёгкая атлетика, лыжная (кроссовая)
подготовка, гимнастика. Образовательное учреждение, выбрав предмет
специализации, разрабатывает и реализует документы планирования
применительно к ней. Годовой план-график оформлен по четвертям с
указанием номеров уроков каждой четверти.
Оформление плана-графика произведено в виде матрицы, где в
первой вертикали даётся перечень тем или упражнений, а по горизонтали —
номера уроков. На пересечении тем и уроков расставлены цифры и буквы.
Например, в плане-графике прохождения учебного материала для V класса
по специализации «баскетбол» в первой четверти по теме «Упражнения без
мяча» в уроке № 14 зафиксированы цифры «1.2» и «1.5». Обращаясь к
перечню «Способы двигательной деятельности», определяем: цифра «1»
обозначает подраздел «Упражнения без мяча». Следующая цифра «2»
обозначает задание № 2 из предлагаемого перечня «Передвижение
приставными шагами…». Таким же образом расшифровываются и другие
обозначения.
На основе предлагаемых графиков прохождения учебного материала
достаточно легко осуществить тематическое планирование. В этом случае
для каждого отдельно взятого номера урока формулируются задачи урока,
которые определяются исходя из его содержания, а вместо цифр
представляются формулировки упражнений, соответствующих этим цифрам.
Организация теоретических занятий осуществляется преподавателем
в любом варианте — отдельный урок, часть урока. В объёме часов на
практику общеприкладной направленности (190 ч) включены часы на
формирование практических умений (10 ч на 5 лет — с V по IX классы) и
общеразвивающие упражнения (60 ч на 5 лет — с V по IX классы).
Преподаватель распределяет указанные часы или равномерно или
неравномерно с V по IX классы. В объём часов на практику спортивной
направленности (120 ч) включены часы на формирование практических
умений на материале избранной спортивной специализации (10 ч на 5 лет — с
V по IX классы) и специально-развивающие упражнения (30 ч на 5 лет).
Преподаватель распределяет указанные часы равномерно или неравномерно с
V по IX класс.
|