Суббота, 27.04.2024, 20:43
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Личная гигиена и её роль в формировании ЗОЖ

"Гигиена”  (в переводе с греческого означает: "приносящий здоровье”,  "содействующий здоровью”)  -  это одна из наук о здоровье человека, средствах и методах его сохранения и укрепления.

"Личная гигиена”  -  это соблюдение основных принципов и правил данной науки каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.

Наряду с термином "гигиена”  часто употребляют и термин  "санитария”, который в переводе с латинского означает  -  "здоровье”.  Однако, следует помнить,  что в содержании этих понятий имеются существенные различия. Гигиена даёт знания о здоровье, о том, как его сохранить и укрепить, а санитария занимается практической реализацией требований гигиены, контролем за соблюдением установленных ею правил.

Следование правилам  личной гигиены предусматривает, прежде всего:  рациональный суточный режим,  тщательный уход за телом,  гигиену одежды и обуви.

Соблюдение рационального суточного режима  представляет собой наиболее важный элемент личной гигиены, в котором находят отражение и другие её элементы.  Его соблюдение создаёт оптимальные условия для активной деятельности и эффективного восстановления организма, способствует повышению умственной и физической работоспособности.  Объясняется это тем, что при соблюдении режима вырабатывается определённый ритм функционирования организма, благодаря чему человек оказывается способен выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. Оздоровительное воздействие правильного режима дня обусловлено тем, что организм быстрее адаптируется (приспосабливается) к относительно постоянным условиям жизнедеятельности. Это, в свою очередь, способствует повышению качества работы и учёбы, нормальному пищеварению, повышению качества сна, который становится более глубоким и спокойным.

Основой рационального суточного режима является правильное распределение времени для различных видов деятельности и отдыха, питания и сна в течение суток.  При установлении суточного режима необходимо иметь ввиду, что условия жизни каждого человека существенно отличаются, к тому же, каждый человек характеризуется своими индивидуальными особенностями. По этим причинам не целесообразно устанавливать жёсткий и единый для всех суточный режим. Однако, основные гигиенические  положения в суточном режиме любого человека могут и должны быть едины и незыблемы. К ним прежде всего  относятся следующие положения:

 выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;

 правильное чередование трудовой, учебной деятельности и отдыха;

 регулярное, в одни и те же часы,  питание:

 регулярные занятия физическими упражнениями;

 полезный досуг, полноценный сон.

Режим дня школьников устанавливается с учётом возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, а также особенностей условий, в которых они живут и учатся. При его составлении и, особенно, выполнении, необходимо иметь ввиду то, что помимо уже отмеченного выше весьма положительного влияния на здоровье, физическое развитие и работоспособность, постоянное соблюдение режима оказывает большое воспитательное значение.  Особо важное значение его соблюдение имеет в деле воспитания силы воли и самовоспитания. По этому поводу известный русский педагог В.А.Сухомлинский писал:  "Поставь над собой сто учителей -  они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать с себя”.

По этой причине рациональный суточный режим должен восприниматься не как нечто навязанное извне, а как глубоко осознанное, личностно необходимое  условие нормальной повседневной деятельности. Для этого очень важно, чтобы каждый учащийся сам принимал активное участие в его составлении и контроле за его соблюдением, руководствуясь при этом указанными выше незыблемыми требованиями.  На основе этих требований, а также учёта индивидуальных особенностей и конкретных условий жизнедеятельности, для каждого школьника должен быть составлен точный распорядок дня с указанием времени начала и окончания всех основных режимных моментов. В качестве возможных, наиболее удобных могут быть предложены следующие примерные варианты режимов дня для старшеклассников, обучающихся в разных сменах. 

 

Таблица 4

Примерный режим  дня учащихся старших классов

 

Первая смена

Время

Вторая смена

Время

Подъём, утренняя гимн., уборка постели, водные процедуры, умывание

Завтрак

Дорога в школу

Занятия в школе

Дорога из школы

Обед

Пребывание на воздухе

(прогулка активн. отдых)

Приготовление уроков

Ужин и свободные занятия

Приготовление ко сну

Сон

 

 

7,00

7,30

7,50

8,30

14,30

15,00

 

15,30

17,00

 

21,00

22,30

23,00

 

 

Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка постели, умывание

Завтрак

Пребывание на воздухе

Подготовка уроков

Свободные занятия

Пребывание на воздухе

Обед

Дорога в школу

Занятия в школе

Дорога из школы

Ужин и свободные занятия

Приготовление ко сну

Сон

 

 

 

7,00

7,30

7,50

8,20

11,30

12,00

13,00

13,30

14,00

20,00

20,30

22,30

23,00

Уход за телом  включает в себя:   уход за кожным покровом,  волосами  и полостью рта.

Уход за кожным покровом.  Кожа имеет исключительно важное значение для нормального состояния организма.  Человеческая кожа, являясь наружным покровом тела, представляет собой сложный орган, выполняющий множество важных функций, главными из которых являются:

 защита внутренней среды организма;

 выделение из организма продуктов обмена веществ;

 участие в деятельности теплорегуляционных механизмов организма.

Кожа представляет собой тонкий и сложный чувствительный прибор. В ней расположено большое количество  нервных окончаний. Подсчитано, что  на 1см   поверхности тела приходится около 100 болевых, 12-15 холодовых,  1-2 тепловых и около 25 точек, в которых сосредоточены окончания рецепторов, воспринимающих атмосферное давление. Такая мощная рецепторная оснащённость позволяет коже обеспечивать постоянную информацию организма о всех действующих  на тело раздражителях.

При этом следует помнить, что все эти важные функции могут выполняться в полном объёме только здоровой, крепкой и чистой кожей.  Но такое её состояние поддерживать не просто. Дело в том, что кожа человека постоянно обновляется, постепенно отмирает и слущивается  её верхний слой. Омертвевшие чешуйки кожи вместе с потом, жиром и попадающей на неё пылью образуют грязь, которая закупоривает поры, затрудняя обмен веществ.  Всё это способствует возникновению кожных заболеваний и неблагоприятно отражается а целом на здоровье человека.

У тех, кто не выполняет гигиенические требования кожа быстро грубеет, в ней образуются болезненные трещины, через которые в организм проникают болезнетворные микробы. Для предотвращения этого необходимо повседневно следить за чистотой своего тела и обеспечивать тем самым процессы самоочищения организма и его защиту.

Главным средством ухода за кожей является регулярное мытьё горячей водой с мылом и мочалкой. Это надо делать не реже одного раза в 4-5 дней, меняя каждый раз при этом нательное бельё. Наиболее загрязнённые участки тела  - лицо, шея, подмышечные и паховую области, стопы ног, необходимо мыть дважды в день, утром и вечером.

Особого внимания требуют кисти рук. Необходимо помнить, что их всегда следует тщательно мыть с мылом перед едой, после возвращения с улицы, посещения туалета, обращая особенное внимание на полости под ногтями. Подчёркивая исключительную важность систематического выполнения этого гигиенического требования, выдающийся русский хирург Н.И.Пирогов говорил, что есть истины, которые нужно повторять без конца, и обязательное мытьё рук - именно такая истина.

 

Уход за волосами  предусматривает своевременную стрижку и мытьё, предохранение от чрезмерного загрязнения во время физкультурно-спортивных занятий  и активного отдыха.  Нельзя использовать для мытья волос хозяйственное мыло и синтетические порошки, предназначенные для стирки белья. Каждый человек должен иметь индивидуальную расчёску или специальную массажную щётку.

Нередко на голове появляется перхоть. Причиной её возникновения может быть нарушение  обменных процессов в организме, которое наблюдается при заболеваниях желудка и кишечника, болезни почек, жёлчного пузыря.  Причиной появления перхоти могут быть и некоторые кожные заболевания, например, псореаз, себорейная экзема. Но чаще всего она возникает из-за частого загрязнения головы, окраски сухих волос химическими красителями, химической завивки и т.п.

Избежать перхоти позволяет правильный уход за волосами.  Жирные волосы моют мылом типа:  "банное”, "лесное”, ополаскивают отваром ромашки, крапивы, тысячелистника, мяты.  Сухие волосы рекомендуется мыть один раз в 10-12 дней мылом "косметическое”, "детское”, "бархатное”, в которых содержатся специальные жировые добавки, и ополаскивать водой, подкисленной лимоном, уксусом.

 

Правильный  уход за зубами и полостью рта  предохраняет организм от множества инфекций и нарушений работы желудочно-кишечного тракта. Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, необходимо полноценное питание с достаточным количеством в пище кальция и витаминов "Д” и "В”.  Очень полезны свежие овощи, лук, чеснок.

Заболевание зубов легче предупредить, чем вылечить.  Для своевременного обнаружения порчи зубов необходимо 2-3 раза в год проходить профилактический осмотр  у врача стоматолога.

Утром, пред сном и по возможности после каждого приёма пищи необходимо в течение 2-3 минут тщательно чистить зубы щёткой и пастой с наружной и внутренней  стороны, как по горизонтали, так и по вертикали.  Полезно полоскать рот слабым раствором поваренной соли. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд.

Соблюдение правил личной гигиены является одним из непременных  условий, которыми характеризуется  поведение культурного человека.
Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (25.09.2013)
Просмотров: 1260 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru