Пятница, 03.05.2024, 21:26
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Оздоровительная гимнастика У-шу

Оздоровительная гимнастика  У-шу  -  это национальная система физических упражнений китайского народа. Поистине массовое и многовековое  его увлечение системой таких занятий, пожалуй,  больше не знает подобных аналогов в мире. Спектр используемых в ней упражнений огромен и исключительно разнообразен -  от двигательно-медитативных систем до боевых комплексов, выполняемых как без оружия, так и с различными его видами. В содержании китайской гимнастики У-шу  находят отражение религия, этнографические особенности, национальная психология, культура и история народа.

Впервые термин  "у-шу” встречается в памятниках культуры начиная с  третьего века и буквально переводится как  "воинское искусство”. Несколько позже лежащие в его основе методики подготовки воинов сливаются с крупнейшими религиозно-философскими системами Китая  -  конфуцианством, даоизмом, буддизмом.  Постепенно наметились основные центры развития У-шу, начали формироваться главные стили и направления. Этот процесс достиг апогея в ХУ11 - ХУ111  веках, во времена маньчжурского  завоевания Китая.  Владычество иноземцев заставило китайский народ скрывать своё воинское искусство в тайных школах и сектах.  Само У-шу начало символизировать не просто набор приёмов и хитроумных методик, но и некоторое священнодействие, переросло в своеобразное учение, которое передаётся от учителя к ученику в форме некоего  диалога душ.  Именно в те времена и сложились  ныне широко известные направления и стили У-шу: шаолиньское, уданское  и  эмэйское.

Каждая школа обязательно восходила к первоучителю  -  "отцу-основателю”, легендарному мастеру, который обеспечивал всем последующим поколениям учеников высокий социальный престиж. Создание же стилей приписывалось в основном легендарным личностям.

У-шу являлось  одним из эффективнейших способов социализации людей, то есть их приобщения к основным культурным установкам моральным требованиям, необходимым для существования человека в качестве члена  общества. Не случайно  в каждом стиле У-шу, помимо изучения чисто технических действий, рассматривались и вопросы этики, житейской философии, логики, общения, принципы и правила поведения как в экстремальных ситуациях, так и в обычных условиях.

Большое внимание У-шу оказало на сопридельные с Китаем страны:  Корею,  Вьетнам, Лаос,  Японию, Малайзию.  Оно способствовало созданию таких известных в настоящее время во всём мире единоборств, как японские  - дзю-до, каратэ, айки-до, сумо, корейские - хваран-до и таэкван-до,  вьетнамское - вьетво-до.

Сегодня У-шу, выйдя за рамки только боевых искусств, приёмов самозащиты, стало для миллионов людей ещё и способом обретения  здоровья, накопления и реализации внутренних ресурсов организма,  одним из путей психофизического самосовершенствования.

Одним из основных средств  оздоровительного и психорегулирующего воздействия, мобилизации ресурсов организма,   являются различные варианты  "тао” (кат)  - утрированно медленного, плавного выполнения движений. Старые мастера У-шу утверждают: "Человек выполняет тао  -  тао делает человека”.  Тао формирует состояние готовности духа и тела к борьбе, регулирует психическую деятельность, снимает стрессы, мобилизует волю.

Специалисты отмечают, что если занятия У-шу в целом представляют собой способ самосохранения, то тао  -  это сплав процессов самопознания и самосовершенствования. По их мнению, вкладывая своё умение, всю душу в комбинацию из нескольких десятков движений, человек испытывает такое же ощущение, как певец, исполняющий любимую арию или солист балета, танцующий любимую партию. Это своего рода мистическое таинство, но доступно оно лишь тому,  кто посвящает занятиям У-шу долгие годы.

Комплексы тао можно вставлять в подготовительную часть  физкультурных занятий в качестве упражнений разминки и психологического настроя на решение задач основной части занятия. Очень полезно использование тао и в основной части занятий в качестве элементов  активного отдыха, как психорегулирующего и восстанавливающего средства, а также в заключительной части  - в качестве успокаивающего средства, способствующего формированию чувства удовлетворения и радости по поводу полезности проделанной работы.

 

Основные принципы  оздоровительной тренировки У-шу  заключаются в следующем.

 Начинать следует с изучения техники отдельных движений и комплекса в целом с последующим объединением движений с правильным дыханием и психорегулирующим настроем.

 Начинающим рекомендуется  естественное дыхание, которое согласуется с движениями таким образом, когда вдох приходится на движения поднятия кисти, движении рук к телу, в стороны, вверх,   а выдох  -  при опускании кисти, вытягивании рук вперёд, сведении их перед грудью, опускании.

 Все движения должны быть непрерывными, плавно сменяющими друг друга. Между ними не должно быть ни малейшей остановки. При этом все движения должны носить законченный характер и быть подобными накатывающейся и скатывающейся волне. Такая передача силы от движения к движению называется "единой нитью”. Движения рук всегда должны быть плавно округлыми. При этом, если кисть поднимается, то плечо следует опустить. При вытягивании рук вперёд или в стороны они всегда должны оставаться немного согнутыми в локтевых суставах и запястье.

 Должно постоянно поддерживаться расслабление. Все тело должно представлять собой "мягкий шланг”, наполненный энергией. Напряжение ведёт к психической усталости.

 Соблюдается гармония "внешнего”  и  "внутреннего”  При этом к "внешнему” относятся все движения тела  -  плеч, рук, бёдер, ног, головы.  К "внутреннему”  -  контроль дыхания, разума, воли, ритма, причём определяющим  является "внутреннее” движение.

 В позициях не должно быть острых углов, плечи покаты, руки в локтях округлы. В стойках ноги полностью не выпрямляются, остаются чуть согнутыми.

 Центром любого движения является поясница, поэтому особо важно, чтобы она была расслаблена, но одновременно являлась основой любого движения.

 Перед выполнением каждого движения его необходимо представить  и выполнить мысленно, но не пофазно, а единым действием, и уже после этого повторяют движение телом.

 При движениях грудная клетка должна быть опущена, кончик языка прижат к нёбу, голова держится прямо, спина расслаблена, плечи опущены. При вытягивании и поворотах рук локти не выворачиваются наружу. Разворот в бёдрах  предшествует  движению рук. Глаза всё время следят за кистями рук. Дыхание осуществляется  животом (диафрагмальное дыхание)

 Комплексы тао желательно выполнять под мелодичную музыку с  соблюдением определённого ритма. Польза музыки и ритма в том, что они содействуют освобождению  сознания от бремени формальной логики, раскованности психики, приведению её в состояние прострации.

 Во всех движениях колено не должно выступать дальше кончиков пальцев ноги. Стопы ставятся плотно. Вращение стопы производится на носке или на пятке тогда, когда основная масса тела перенесена на  другую ногу. Если говорится о повороте бёдер, то подразумевается также поворот туловища и головы, поскольку это единое целое. При шаге назад стопу ставят с носка, при шаге вперёд  -  с пятки с постепенным перекатом на всю стопу и одновременным переносом массы тела на эту ногу.

Схемы движений в тао чаще всего воспроизводят геометрические фигуры-символы :  квадрат, крест, круг, спираль и т.п. Количество движений соответствует  цифрам :  27,  36,  72,  108.

Существует огромное множество тао, но в практике даже профессиональных бойцов используется лишь их ограниченное число. Для использования с оздоровительными целями  достаточно выучить два-три несложных комплекса, из рекомендуемых в специальной литературе. Однако лучше всего это делать под руководством специалиста. Выполнением комплексов  тао лучше всего заниматься либо на рассвете, либо поздно вечером.
Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (16.09.2013)
Просмотров: 775 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru