Занятия физическими упражнениями наряду с многообразными
положительными воздействиями нередко сопровождаются различными заболеваниями
и травмами. С таким положением никогда не следует мириться, так как оно
угрожает здоровью и противоречит одному
из главных принципов отечественной системы физического воспитания - принципу оздоровительной направленности.
Борьба с травматизмом
на физкультурно-спортивных занятиях должна заключаться, прежде всего, в преодолении обусловливающих его причин. Практика свидетельствует, что использование средств профилактики, а
также рациональное построение занятий и правильное дозирование нагрузки
позволяют свести к минимуму вероятность травматизма и, тем самым, существенно повысить оздоровительный эффект
физкультурных занятий.
Для успешной реализации профилактических мер необходимо
иметь чёткое представление о причинах и условиях возникновения всевозможных травм и научиться
оказывать своевременную и эффективную доврачебную помощь.
Все основные причины
травм у школьников, получаемых
ими в процессе занятий физическими упражнениями, можно разделить на
две группы : причины внешнего и внутреннего характера.
К группе внешних факторов, способствующих травматизму относятся
следующие.
Упущения в организации
и методике проведения занятий:
нерационально составленное расписание и перегрузка мест
занятий;
допуск к учебным занятиям и соревнованиям без
специального медицинского освидетельствования;
допуск к участию в спортивных соревнованиях участников,
не прошедших необходимую предварительную подготовку;
недостаточная разминка перед выполнением упражнений и
несоблюдение правил постепенности повышения нагрузки;
недостаточный учёт индивидуальных возможностей занимающихся;
несвоевременность распределения учащихся по медицинским
группам.
Недостатки в материально-техническом и санитарно-гигиеническом обеспечении занятий:
неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние
мест занятий;
неисправность оборудования, спортивных снарядов, инвентаря
неудовлетворительное состояние одежды, обуви или их
несоответствие условиям занятий и выполняемым упражнениям;
недостаточность освещения, вентиляции, неправильный
температурный режим в спортивном зале;
неблагоприятные метеорологические условия при занятиях на
открытых площадках (высокая или низкая температура воздуха, ветер, атмосферные
осадки и т.р.);
неудовлетворительное состояние покрытия пола в спортивных залах;
неудовлетворительное состояние покрытия беговых дорожек,
секторов для прыжков, метаний и др.
Причины, связанные с проявлением недисциплинированности
на занятиях физическими упражнениями:
выполнение упражнений без разрешения учителя, тренера;
попытки самостоятельно выполнить незнакомое или сложное и
недостаточно освоенное упражнение;
выполнение упражнений без страховки или с нарушением
правил страховки;
выполнение упражнений на непроверенных или неисправных снарядах,
пользование неисправным инвентарём;
самовольная переноска тяжелых снарядов, оборудования;
слишком близкое нахождение к учащимся, выполняющим упражнения;
нахождение без разрешения учителя, тренера в месте
приземления снарядов при метаниях.
К группе внутренних
факторов травматизма относятся:
недостаточный
уровень функционального состояния организма, вызванный длительным перерывом в
занятиях;
недостаточный
уровень функционального состояния организма, вызванный недавно перенесённым
заболеванием;
ухудшение защитных
реакций организма, вызванное утомлением и переутомлением;
плохое общее
самочувствие, попытки выполнения сложных движений несмотря на это;
чувство
неуверенности, боязни при выполнении упражнений.
|