Множество специальных исследований свидетельствуют, что целенаправленное воздействие на развитие одного из физических качеств, оказывает
влияние и на развитие других.
Характер и
величина такого влияния зависят от двух
причин:
исходного уровня
физической подготовленности занимающегося;
величины и характера применяемых нагрузок;
У человека, только
начинающего заниматься, имеющего низкий уровень общей физической
подготовленности, упражнения, требующие проявления преимущественно одного
физического качества, предъявляют значительные
требования и к проявлению других. При
этом наибольшее воздействие на организм
оказывают упражнения на быстроту, применяемые в виде циклических
движений максимальной интенсивности.
Такие упражнения оказывают
одновременно значительное влияние как на развитие анаэробных, так и
аэробных возможностей. На последние воздействие оказывается уже в
восстановительном периоде между повторениями в процессе ликвидации кислородного
долга, что приводит к повышению уровня развития выносливости. Эти упражнение
требуют и значительного проявления силы, поэтому происходит увеличение и
силовых показателей. В таких случаях упражнения
только на силу или, в особенности, только на общую выносливость, оказывают
менее широкое и комплексное воздействие.
Однако в
дальнейшем, при достижении определённого уровня развития физических качеств, подобный параллельный
прирост показателей прекращается. Это
происходит потому, что спринтерские упражнения
уже будут предъявлять слишком
малые требования в отношении силы и выносливости. Происходит, так называемая, диссоциация
(от лат. "разъединение”)
физических качеств. Этот процесс
заключается в том, что упражнения, которые
раньше вызывали развитие всех основных физических качеств, начинают оказывать
тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут проявиться даже
отрицательные взаимоотношения между
отдельными качествами, например, между максимальной силой и гибкостью, максимальной
силой и выносливостью в марафоне и т.п.
Очень важно также
учитывать, что наивысшие показатели в развитии одного из физических качеств
могут быть достигнуты лишь при определённом уровне развития остальных. Поэтому развитие физических качеств всегда
должно носить комплексный характер, обеспечивая их гармоничное развитие в
необходимом соотношении. Вместе с тем это требование вовсе не предполагает
одинаково интенсивное воздействия на все
физические качества одновременно. Скорее наоборот, - оно всегда должно
предусматривать акцентированное
воздействие на одно из них, осуществляемое в соответствии с наиболее
благоприятными периодами их естественного развития. При этом всегда особенное внимание должно
отводиться развитию силовых способностей, как базовых по отношению к остальным.
|