Суббота, 27.04.2024, 00:24
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Урок - основная форма физического воспитания школьников

Основной формой организации систематических занятий по физической культуре совершенно обоснованно  является  урочная форма. Именно уроки являются наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий физическими упражнениями.

Все другие формы - неурочные,  не имеют ряда типичных и очень важных признаков, которыми характеризуется урок физической культуры. Поэтому, несмотря даже  на то, что по многим своим характеристикам некоторые другие формы превосходят урок  (например, по общему времени, объему и интенсивности нагрузок, количеству занятий в неделю),  играют всё же вспомогательную роль и служат дополнением к урокам.

Что же это за признаки, возводящие урок в ранг самой главной  формы физического воспитания школьников? Самыми основными из них являются:

обязательность для всех учащихся (кроме временно освобожденных по состоянию здоровья);

постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность;

руководящая роль учителя, направленная на преподавание учебного предмета и воспитание учащихся;

цель, задачи и содержание уроков определяется Государственным стандартом и разработанной на его основе государственной программой;

содержание уроков во многом определяет содержание других форм физического воспитания;

ярко выраженная дидактическая  направленность (дидактика - теория обучения), обусловленная приоритетным решением образовательных задач.

Последняя из перечисленных  отличительных черт и является наиболее значимым фактором, обусловливающим ведущую роль урока в системе форм физического воспитания учащейся молодежи. Именно образовательная направленность возводит урок в ранг основной и ничем не заменимой формы.  Без этой черты урок перестаёт быть собственно уроком и превращается из основной в рядовую форму

В процессе уроков физической культуры осуществляется преподавание учебного предмета, именуемого "Физическая культура”.    Основная  ц е л ь и направленность его преподавания - обеспечение общего (неспециального) физкультурного образования в единстве с разносторонним развитием двигательных способностей, содействием укреплению здоровья, совершенствованием телосложения(АР).

В соответствии с этой целью,   "Физическая культура”  -  это учебный предмет , призванный формировать  специальные знания и навыки по использованию средств  физической культуры для обеспечения оптимальной жизнедеятельности организма, физического и духовного самосовершентствования.(АР) Главным содержанием процесса его преподавания является предоставление возможности получать информацию, помогающую:

осознать жизненную необходимость приобретения двигательных умений и навыков, целенаправленного развития физических качеств;

овладеть способами их творческого применения в своей повседневной жизненной практике;

изучить особенности и возможности собственного организма;

уметь составлять программы физического самосовершенствовавния.

 

К сожалению, очень распространённым является мнение, что уроки физической культуры только тогда выполняют роль основной формы, если на них в полной мере решаются все основные задачи физического воспитания и, прежде всего такие, как качественное формирование двигательных умений и навыков и достижение высокого уровня развития физических качеств. Такое мнение является ошибочным, так как из-за недостаточного количества уроков (всего два в неделю) и их недостаточной продолжительности (всего 45 мин.) осуществить полноценное решение указанных выше задач не представляется возможным. Специальными исследованиями выявлено, что в результате их проведения даже на самом высоком методическом уровне, тренировочный эффект оказывается недостаточным, а значительные промежутки между уроками и вовсе сводят его на нет. Но даже в том случае, если бы уроки физкультуры были ежедневными, только за счёт них полноценное и качественное решение всех основных задач физического воспитания всё равно было бы невозможно.

Всё дело в том, что для содействия нормальному физическому развитию и полноценного решения всех задач физического воспитания подрастающего поколения, необходимо поддержание систематически организованной двигательной активности на уровне 12 - 14 часов в неделю. Таким образом, даже ежедневные учебные занятия могли бы удовлетворить эту потребность лишь едва наполовину.  В этой связи очень важно ещё раз подчеркнуть, что ни соотношение времени, ни показатели объема и интенсивности нагрузок определяют статус ведущей формы, так как по ним урок уступает целому ряду других форм (например, секционным занятиям).   Главным критерием   является стратегическая важность задач, решаемых в рамках урока, их определяющее влияние на успешность всего процесса формирования физической культуры личности учащихся.  Именно такое влияние  призвано оказывать успешное решение задач  образовательной направленности.

Таким образом, главное содержание уроков физической культуры должны составлять не столько сами попытки решения всех основных задач физического воспитания, сколько формирование базовых основ для их решения, в качестве которых  выступают теоретические знания и инструктивно-методические умения и навыки наиболее эффективного и целесообразного использования средств физической культуры для решения этих задач. При этом очень важно подчеркнуть, что использование этих знаний, умений и навыков обязательно должно основываться на хорошем знании собственных индивидуальных возможностей каждым  занимающимся, определению состояния и динамики которых также должны способствовать уроки физической культуры.

Основная же тяжесть по практической реализации всех основных задач физического воспитания должна ложиться на другие формы физического воспитания, в том числе внеклассные, внешкольные и,  организуемые в рамках семейного физического воспитания. В качестве фундаментальных основ для их эффективной организации  и должны выступать специальные знания, умения и навыки по  методически грамотному  использованию средств физической культуры в процессе физического самосовершенствования, решения развивающих, оздоровительных, рекреационных, спортивных и других задач каждым человеком на протяжении всей своей индивидуальной жизни.

Настоящее время характеризуется все большим осознанием того, что в существующих условиях, в рамках двухразовых обязательных занятий по физической культуре, решить эту важную проблему не представляется возможным.  Поэтому в "Основах законодательства Российской Федерации по физической культуре и спорту”, принятых Государственной Думой и подписанных Президентом ещё в 1993 году,  законодательно предусмотрена возможность увеличения количества учебных занятий, в количестве не менее  5-ти часов в неделю. И хотя в настоящее время пока отсутствуют условия для реализации этой статьи закона, необходимо уже сейчас задумываться о наиболее эффективном его использовании.

В условиях пятиразовых занятий в неделю наиболее эффективной представляется такая система организации учебной работы по физической культуре в школе, в которой имели бы место следующие элементы.

Урок, проводимый в форме академического (теоретического) занятия, на котором бы учащимся предлагались сведения по истории, теории и методике физической культуры, физиологии, биомеханике и гигиене физических упражнений и т.п.

Ещё один урок должен носить инструктивно-методическую направленность и проводиться в форме учебной практики. На этих занятиях учащиеся должны осваивать доступные и необходимые, прежде всего, в прикладном отношении знания из методики тренировки, методики освоения  различных упражнений, методики развития основных физических качеств и т.п.  На этих занятиях учащиеся должны не просто усваивать методические знания, но и осуществлять попытки их использования на практике, например, при составлении и опробовании комплексов упражнений по развитию физических качеств, или комплексов подводящих упражнений по освоению техники какого-либо двигательного действия.

Помимо этих двух уроков должно быть ещё не менее трёх занятий, которые по своему содержанию собственно уроками могут и не быть (тренировочные занятия) , но должны иметь место в учебном расписании, как в первой, так и , (что ещё лучше) во второй половине учебного дня, и являться обязательными для всех школьников. Главная направленность таких занятий должна быть тренирующей или рекреационно-оздоровительной. В процессе их проведения должны также закрепляться знания и умения, приобретённые на уроках физической культуры.

Все вместе эти виды занятий должны составлять обязательный минимум физкультурных занятий, организуемый в рамках учебной работы по физической культуре в школе

Кроме этого должны быть созданы условия для осуществления всех других форм внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию школьников, в процессе которых на долю каждого учащегося должно приходиться  ещё не менее  6 - 8 часов в неделю, где важнейшее место должны занимать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями.

Само собой разумеется, что успешная реализация такой системы занятий совершенно немыслима без должного уровня сформированности у школьников ценностно-мотивационной сферы, без овладения знаниями и методическими умениями грамотно, с учетом своих индивидуальных возможностей строить свои самостоятельные занятия. В этом как раз и проявляется стратегическая важность и неоценимое прикладное значение эффективной реализации задач образовательной направленности в деле обеспечения необходимого уровня двигательной подготовленности, физкультурной образованности, повышения уровня физической и общей культуры населения страны.

Успешному решению задач образовательной направленности способствует организация и реализация межпредметных взаимосвязей с другими дисциплинами учебного плана школы. Необходимость таких взаимосвязей обусловлена тем,  что систематические занятия физическими упражнениями способствуют лучшему функционированию всех физиологических систем организма,  способствуя тем самым не только повышению физической, но и умственной работоспособности, содействуют более эффективному совершенствованию таких психических функций как память, внимание, ощущения, восприятия и др.  С другой стороны, многие  другие дисциплины учебного плана школы, прежде всего такие, как биология, физика, химия, история,  могут с высокой степенью эффективности содействовать освоению специальных знаний в области физической культуры.
Категория: ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ | Добавил: uchitel (27.09.2013)
Просмотров: 1743 | Теги: методика преподавания физкультуры, инструктивно-методические знания по, теоретические знания по физкультуре, подготовка к экзамену по физкультур | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru