Физическая культура — одно из наиболее эффективных
средств развития личности. Физическая культура в школе — учебный предмет,
способствующий физическому развитию и совершенствованию учащихся с целью их
подготовки к общественно полезному труду, к жизни, защите Родины.
Основные задачи физической культуры как учебной дисциплины:
укрепление здоровья учащихся; содействие их правильному физическому развитию и
закаливанию; формирование и совершенствование естественных двигательных
навыков и умений; обучение новым видам движений; развитие основных двигательных
качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости); обучение
специальным знаниям в области физической культуры и спорта; привитие основных
гигиенических навыков.
Физическое воспитание школьников состоит из следующих
форм: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного
дня; уроков физической культуры, внеклассных форм занятий физической культурой
и спортом; общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из гимнастики до учебных
занятий, физкультминуток во время уроков (для школьников I—IV классов), физических упражнений и подвижных игр на удлиненных
переменах, ежедневных занятий по физической культуре в группах продленного дня
(для школьников I—VIII классов). Урок — основная
форма физического воспитания школьников.
Важнейшие научно-методологические предпосылки повышения
оздоровительной эффективности физического воспитания:
дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья,
физического развития и двигательной подготовленности;
высокая моторная плотность и «пульсовая стоимость» урока.
Физическое воспитание представляет собой сложный процесс,
основанный главным образом на активной, целенаправленной деятельности учащихся
с большим энергетическим и механическим эффектами. Система физического
воспитания состоит из многократных и целесообразных повторений физических
упражнений и процедур. В результате в организме происходят определенные
адаптивные изменения ряда физиологических систем организма, ведущие к повышению
его функциональных возможностей, способности быстро мобилизовать их для
выполнения максимальных мышечный напряжений.
Гигиеническое обеспечение физического воспитания школьников
складывается из следующих основных элементов:
обеспечения эксплуатации спортивных сооружений школы;
контроля за состоянием экипировки учащихся при физическом
воспитании;
контроля за состоянием спортивного инвентаря, используемого
в процессе физического воспитания;
обеспечения организации уроков физического воспитания, используемых
средств и методов, объемов и интенсивности физических нагрузок учащихся в
процессе урока.
Спортивные
сооружения школ
Это спортивные площадки, расположенные в зоне школьного
участка, и учебно-спортивные крытые сооружения (спортивные залы, бассейны).
Размеры спортивных сооружений зависят от типа школы и количества учащихся. В
соответствии с количеством учеников в школе и размерами школьного участка на
территории спортивной площадки размещаются легкоатлетическая, гимнастическая
площадки, малая (баскетбол, волейбол, ручной мяч) и большая (футбол) площадки
для спортивных игр и метаний.
Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы
нормируются санитарными правилами и нормами 2.4.2.576—96 «Гигиенические
требования к условиям обучения школьников в различных видах современных
общеобразовательных учреждений». Физкультурно-спортивная зона учебного
заведения должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения,
за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных
помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных
программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных
занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие,
футбольное поле — травяной покров. Запрещается проводить занятия на сырых
площадках, имеющих неровности и выбоины.
Спортивный зал следует размещать на первом этаже здания
учебного заведения в пристройке. Ее размеры должны быть рассчитаны на выполнение
всей программы по физическому воспитанию и возможность внеурочных спортивных
занятий. Типы спортивного зала и их количество зависят от вида общеобразовательного
учреждения и его вместимости. Спортивные залы могут быть площадью: 9х18, 12х24
и 18х30 м, высотой не менее 6 м. При спортивных залах следует предусматривать
помещения для спортивных снарядов (16—32 м2), раздевалки для
мальчиков и девочек (10,5 м2 каждая); душевые (9 м2
каждая); туалеты (8 м2 каждый), комнату для преподавателя (9 м2).
В число помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать
«зону» — тренажерный зал, а также по возможности бассейн.
Требования к
воздушно-тепловому режиму спортивных сооружений
В спортзале и в залах для
занятий секций температура воздуха должна быть 15-17°С; в раздевалке - 19-23°С.
Уроки физкультуры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах. Во
время занятий необходимо открывать одно-два окна с подветренной стороны
помещения при температуре наружного воздуха выше +5° С и слабом ветре. При
более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале
должны проходить при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время
перемен в отсутствие учащихся. Когда температура воздуха в зале достигнет
15—17°С, проветривание прекращают.
Требования к
естественному и искусственному освещению
В спортивных залах освещенность
(на полу) должна составлять не менее 200 лк.
Спортзал должен находиться вдали от учебных помещений,
учительской и кабинета врача. Если нет возможности оборудовать собственный
физкультурный зал, допускается использование спортивных сооружений,
расположенных вблизи учебного заведения при условии их соответствия
требованиям, предъявляемым к школьным спортивным залам.
|