Как же формируется личность спортсмена? Аспекты ее формирования представлены на схеме 7.
Схема 7
Аспекты формирования личности спортсмена
Известно, что средства и методы
физического воспитания способствуют решению нравственных, волевых,
эстетических и интеллектуальных задач формирования личности человека. Но
эти возможности остаются только возможностями, если не реализовывать их
путем соответственно направленной деятельности. На современном этапе
развития науки существует понятие «общее направление воспитания в
физической культуре и спорте».
Формирование идейных основ поведения, этических норм и навыков. Эти задачи предусматривают:
формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
воспитание моральных чувств,
характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви к
Родине, чувств дружбы, товарищества, коллективизма, общественного
долга, миролюбия, гуманизма и т. п.);
формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы;
развитие навыков общественно оправданного поведения, в том числе и конкретных норм спортивной этики.
Интеллектуальное воспитание. В задачи умственного воспитания входят:
обогащение специальными знаниями,
относящимися к сфере физической культуры и спорта, систематическое
расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного
отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие
формированию научного мировоззрения;
развитие познавательных способностей,
качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в
самопознании и самовоспитании.
Эстетическое воспитание. Задачи состоят в том, чтобы:
воспитывать способность чутко
воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере
физической культуры и спорта и в других областях ее проявления;
формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
формировать эстетику поведения и межличностных отношений в физкультурной, спортивной деятельности;
вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного и непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.
Воспитание воли. Известно, что
воля есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор
его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в
процессе физического воспитания, состоят в том, чтобы обеспечить:
формирование мотивационных,
интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечат волевые
проявления применительно к требованиям физкультурной, спортивной
деятельности;
всестороннее развитие волевых качеств,
необходимых в каждом виде деятельности (целеустремленность,
инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость,
стойкость), формирование на этой основе стержневых черт характера,
которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и
в многообразных ситуациях жизненной практики |