Для оценки взаимоотношений между
тренером и его подопечными применяется шкала «тренер — спортсмен»,
разработанная Ю.Ханиным и А. Стамбуловым. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение
спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому,
эмоциональному и поведенческому.
Гностический параметр выявляет уровень
компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена.
Эмоциональный параметр определяет, насколько тренер симпатичен
спортсмену как личность. Поведенческий — показывает, как складывается
реальное взаимодействие тренера и спортсмена.
Шкала «тренер — спортсмен»
Инструкция. Внимательно прочитайте
каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и
соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно
неверно, то — «нет».
1. Тренер умеет точно предсказать результаты своих учеников. |
|
2. Мне трудно ладить с тренером. |
|
3. Тренер — справедливый человек. |
|
4. Тренер умело подводит меня к соревнованиям. |
|
5. Тренеру явно не хватает чуткости в отношении с людьми. |
|
6. Слово тренера для меня закон. |
|
7. Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной. |
|
8. Я вполне доволен тренером. |
|
9. Тренер недостаточно требователен ко мне. |
|
10. Тренер всегда может дать разумный совет. |
|
11. Я полностью доверяю тренеру. |
|
12. Оценка тренера очень важна для меня. |
|
13. Тренер в основном работает по шаблону. |
|
14. Работать с тренером — одно удовольствие. |
|
15. Тренер уделяет мне мало внимания. |
|
16. Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей. |
|
17. Тренер плохо чувствует мое настроение. |
|
18. Тренер всегда выслушивает мое мнение. |
|
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применит тренер. |
|
20. Я не стану делиться с тренером своими мыслями. |
|
21. Тренер наказывает меня за малейший проступок. |
|
22. Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны. |
|
23. Я хотел бы стать похожим на тренера. |
|
24. У нас с тренером чисто деловые отношения. |
|
Каждый вопрос, совпадающий с ключом,
оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы 1, 4, 7,
10, 13, 16, 19, 22 (номера со знаком «―» означают ответ «нет», остальные
— «да»); эмоциональный компонент: вопросы -2, -5, 8, 11, 14, -17, -20;
поведенческий: вопросы 3, 6, -9, 12, -15, 18, -21, -24.
Результат опроса представляют
графически или с помощью табл.13, где показан один из вариантов
обработки данных по шкале «тренер — спортсмен».
Средняя арифметическая оценка дает
возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера,
нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов
межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные
анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за
взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной
деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность
спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента
при их использовании и выражение стремления к общению с тренером.
Оценка этих отношений может производиться также по пятибалльной шкале (см. табл. 14, составленную В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой)[56].
Таблица 13
Вариант обработки данных по шкале «тренер — спортсмен»
№ п/п |
Фамилия, и., о. (код) |
Показатели |
гностический |
эмоциональный |
поведенческий |
итоговый |
1 |
А |
3 |
5 |
5 |
13 |
2 |
Б |
3 |
4 |
3 |
10 |
3 |
В |
2 |
1 |
2 |
5 |
4 |
Г |
6 |
5 |
5 |
16 |
5 |
Д |
2 |
1 |
3 |
6 |
6 |
Е |
3 |
2 |
4 |
9 |
7 |
Ж |
3 |
1 |
2 |
6 |
8 |
З |
6 |
6 |
4 |
16 |
9 |
И |
8 |
8 |
7 |
23 |
10 |
К |
1 |
1 |
6 |
8 |
11 |
Средняя арифметическая x±m |
3,7 ± 0,6 |
3,4 ± 0,6 |
4,1 ± 0,5 |
12,2 ± 1,7 |
Таблица 14
Критерии оценки межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом
№ п/п |
Наблюдаемые у спортсмена показатели |
Условные оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Стремится к всестороннему общению с тренером, полностью выполняет его указания, проявляя при этом элементы творчества |
5 |
2 |
Охотно поддерживает контакты с тренером, выполняет его указания, но не проявляет при этом инициативы |
4 |
3 |
К общению не стремится, не отвергает советы тренера, но заинтересованности в их получении не проявляет |
3 |
4 |
К общению с тренером
относится негативно, указания выполняет формально, проявляя
раздражительность, ищет доводы к тому, чтобы не исполнить указания |
2 |
5 |
Стремится избежать контактов с тренером, не выполняет указания, пытается делать наоборот, открыто конфликтует | |