Личность — понятие многогранное и
глобальное. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности
его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно
включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и
свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для
людей поступки.
Итак, личность — это человек,
взятый в системе таких его психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и
отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки
человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности — индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент — качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер — качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качества — специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация — переживания и побуждения к деятельности.
Социальные установки — убеждения и отношения людей.
Психология личности, как известно, соотносится с учением о способностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и их формировании, теории воли и волевой регуляции поведения и развития воли у человека, психологической теории эмоций и роли эмоций в жизни человека, психологической теории мотивации и мотивах деятельности.
Что же такое личность в спорте?
Как любая частная ветвь науки опирается
в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ
научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач,
касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания
психологических основ личности человека в целом.
Личность — продукт
социально-исторического развития и собственной деятельности человека.
Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет
определенные функции в обществе. В спорте, как и в других видах
деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность.
Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных
особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе
специфического технико-тактического стиля его деятельности.
Лишь зная индивидуальные особенности
личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно
использовать его возможности.
Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.
К.К. Платонов[43], анализируя общую систему личности, справедливо
разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие
основные стороны личности: 1) социально-обусловленные особенности
(направленность, моральные качества); 2) биологически обусловленные
особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
4) индивидуальные особенности различных психических процессов.
Позиция, статус и социальные функции
(установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация
поведения, — все это качества личности, характеризующие ее
мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и
основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности
(отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой
себе) реализуется в поведении, образует характер.
В характере человека выражаются такие
его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени
обусловливают поведение, отношения с другими людьми и с внешним миром.
Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные
особенности. В структуре характера человека можно выделить: а)
направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в)
уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов
деятельности; г) эмоционально-волевую динамику; д) уровень интеграции
различных свойств личности.
Характер человека приобретает свою
социальную направленность в соответствии с разноуровневыми целями его
основных видов деятельности.
Социальная направленность личности находит свое выражение в отношении:
1) к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия и др.);
2) к своим видам деятельности (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);
3) к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);
4) к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);
5) к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность).
Особо следует подчеркнуть, что личность
обладает определенной целостностью, которая обеспечивается
интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают
спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через
волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт
характера.
В стрессовых ситуациях проявляется
установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у
которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в
острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает
установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой
посильные цели, реже рискуют.
Спорт, по сути своей, хорошее средство
для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в
формировании характера заключается в том, что она образует те
своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается
характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того,
чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали
устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков,
благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен
проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без
длительного размышления и колебаний. |