Давно доказано, что успешное
выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня
физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и
от его психологической готовности.
Действительно, чтобы реализовать в
полной мере свои физические, технические и тактические способности,
навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как
обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически
готовиться к определенным условиям спортивной деятельности.
Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и
динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к
психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе
обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в
считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной
борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка
спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и
тренировки.
Психика, сознание и личностные качества
человека не только проявляются, но и формируются в деятельности.
Соревновательная деятельность — это особый вид деятельности человека,
который может осуществляться только при определенных условиях:
соревнования должны быть соревнованиями.
Естественно, что лучшей школой
психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях.
Соревновательный опыт в спорте — важнейший элемент надежности
спортсмена. Но каждое соревнование — это и разрядка накопленного
нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических
и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда
получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в
совершенствовании спортивного мастерства спортсмена.
Следовательно, организация
психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на
формирование свойств и качеств личности и психических состояний,
которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной
деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.
В спорте существует понятие
«классификация соревнований», которая предусматривает их разделение по
видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, классификационные,
отборочные, предварительные и т. п.
Уровень соревнований оказывает
значительное влияние на психику спортсмена, что, в свою очередь, требует
определенной степени психологической готовности. Поэтому на практике
осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к
соревнованиям: общая и специальная к конкретному соревнованию[73].
Общая психологическая подготовка тесно
связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно
это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств
личности. В программу психологической подготовки должны быть включены
мероприятия, направленные на формирование спортивного характера.
Спортивный характер — это важный элемент успешного выступления в
соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. Но
формируется он в тренировочном процессе.
Основные критерии спортивного характера:
стабильность выступлений на соревнованиях;
улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;
более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;
лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.
Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:
спокойствием (хладнокровием) спортсмена
в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его
отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);
уверенностью спортсмена в себе, в своих
силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность,
надежность действий, помехоустойчивость;
боевым духом спортсмена. Как и
отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает
стремление к победе, т. е. к достижению соревновательной цели, что
способствует раскрытию резервных возможностей.
Единство этих черт спортивного характера обусловливает состояние спокойной боевой уверенности.
Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов
Общим принципом методики
психологической подготовки спортсмена является воздействие как на
сознание, так и на подсознание. Методы и психопедагогические мероприятия
должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и
поведение человека.
1. Лекции и беседы направлены на
психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в
себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для
спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т. п.
Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена
является убеждение.
2. Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия — косвенное внушение.
3. Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке).
В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения.
4. Внушенный отдых. Спортсмену
внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении
приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он
воспринимает словесные формулы (не повторяя и не противодействуя, не
напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия — внушение, воздействие
на сознательный и подсознательный уровни.
5. Внушенный сон (гипноз) с
сохранением высокой восприимчивости спортсмена к тому, что говорит
ведущий. Воздействие на подсознание. Метод — императивное внушение.
6. Аутотренинг. Самостоятельное,
без посторонней помощи использование заранее подготовленных или
изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью
является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов
саморегуляции. Метод — самовнушение.
7. Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом самоубеждения.
Комплексное использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена.
В последующем (в период соревнований) это облегчает работу
саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное
влияние подсознания.
Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов
Процесс воспитания будет мало эффективным, если спортсмен не занимается самовоспитанием.
Побуждение к самовоспитанию
осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Некоторые из
приемов очень простые. Их необходимо просто запомнить и применять в
нужный момент. Эти способы саморегуляции называют отключение и переключение. Регулирующую
функцию здесь выполняют образы отражаемого и отношение к ним, которые
сложились у спортсмена. Доминантный очаг уменьшается в результате
создания нового очага возбуждения при сосредоточении на каких-то
объектах внешнего мира. Эффективность снижения напряженности будет тем
выше, чем привлекательнее объект наблюдения. Цель отключения и
переключения состоит в том, чтобы спортсмен осуществлял длительное
удержание направленного сознания в русле, далеком от травмирующей
ситуации. В данном случае приемы саморегуляции базируются на отражении
спортсменом (основной функцией сознания является отражение) окружающего
материального мира.
Существуют способы саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в наибольшей мере насыщены специальными приемами.
1. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц.
Этот прием требует специальной
тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе овладения
данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в разнообразных
жизненных ситуациях. Основным из критериев овладения этим приемом
саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски
(отсутствие мышечного напряжения).
2. Контроль и регуляция мышечной системы спортсменов.
Психическая напряженность всегда
вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц
осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений,
способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц.
3. Контроль и регуляция темпа движений и речи.
Эмоциональная напряженность, наряду с
мышечной скованностью, выражается в повышении привычного темпа движений и
речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно торопиться. В
этом случае управление своим состоянием сводится к стремлению избавиться
от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности, исключить
необходимость спешки.
4. Специальные дыхательные упражнения.
Спокойное, ровное и глубокое дыхание
способствует снижению напряжения. Усвоенное и хорошо закрепленное
ритмичное дыхание оказывается высоко эффективным способом саморегуляции
эмоционального напряжения.
5. Разрядка.
Этот прием дает «выход» эмоциональному
напряжению. Как прием саморегуляции, разрядка реализуется обычно в
специфических формах разминки (выполнение определенного упражнения в
полную силу).
Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я» (направление сознания на самого себя). Для них характерны разнообразные приемы.
1. Отвлечение путем сюжетных представлений и воображений.
Уметь воссоздать и удержать в сознании
картины прошлого (связанные с ощущением спокойствия и уверенности) очень
важно для саморегуляции эмоциональных состояний.
2. Самовнушение.
В процессе спортивной деятельности
спортсмен может давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с
просьбой и т. д. (в основе этого приема саморегуляции лежит принцип
использования словесных формул).
3 Самоубеждение.
Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуществляется в разговорах с самим собой или с кем-то другим.
Следует выделить способы саморегуляции, в основе которых лежит отражение спортсменом своего социального «Я». Для них характерны два приема.
1. Регулирование цели.
Это умение вовремя поставить цель в
точном соответствии со своими возможностями, отодвинуть ее в состоянии
эмоциональной напряженности, а потом вновь актуализировать ее, когда
придет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным
стажем и значительным опытом выступлений на соревнованиях.
2. Ритуал предсоревновательного
поведения. В его основе лежат определенные стереотипы, вследствие чего
нарушать его или изменять, особенно на крупных соревнованиях,
нецелесообразно, так что его выполнение уже само по себе становится
успокаивающим фактором.
Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов
Действенную помощь в осуществлении
психологической подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой
прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений,
позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.
Действительно, самым эффективным
способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению в
соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы
решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать
соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что
соревновательные упражнения достаточно часто и эффективно используются
тренерами в ходе подготовки спортсменов: как при осуществлении
технической и физической подготовок, так и при передаче специальных
знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях
подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности:
учебные игры в баскетболе, футболе и т. д.
Кроме того, необходимо использовать следующие способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям[74]:
1. Контрольные мероприятия.
Проводятся в виде соревнований в
определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для
которых характерны следующие элементы психологической напряженности:
спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе,
соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и
т. п.
Важно, что присутствуют на этих
соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов,
руководители спортивной организации), что повышает значимость
мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать
основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения
спортивной борьбы.
2. Товарищеские встречи.
Проводятся в виде соревнований в
определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других
спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других
людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой
значимости мероприятия для спортсменов-участников.
3. Психофизические упражнения.
Эти упражнения характеризуются
выполнением определенных тактических задач при наличии физической
нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только
адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и
воспитанию его волевых и физических качеств.
Использование психофизических
упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной тактической
задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения
психологической задачи). Например, перед легкоатлетом ставится
тактическая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 — бежать в
среднем темпе, затем в максимальном), при этом на спортсмена одевается
специальный пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от
тренированности спортсмена).
4. Психотехнические упражнения.
В их основе лежит выполнение
определенных психологических задач в условиях максимальной точности
технических действий соревновательного характера.
Осуществление этих упражнений требует:
1) постановки и решения достаточно сложных (в зависимости от уровня
мастерства спортсмена) психологических задач; 2) использования для
решения поставленной задачи основных технических соревновательных
действий. Например, боксер должен по сигналу тренера выполнить
определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и быстрота
реакции спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических
действий. Или боксер должен за 10 с нанести максимальное количество
ударов, а оцениваться при этом будут техническое исполнение, количество и
сила ударов.
5. Интеллектуальные задачи (безфизической нагрузки и технических действий).
Этот прием требует: 1) разработки
специальных задач, включающих в себя теоретические описания
соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за
определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3)
последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность,
рациональность, оптимальность предполагаемых действий). |