Центральное место в психологии
соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких
психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное
возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния
характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.
Как уже отмечалось ранее, в основе
психического напряжения лежит взаимодействие двух видов регуляции в
деятельности спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый порождает
переживание, второй — волевое усилие.
Часто переживания спортсмена,
возникающие перед соревнованием, достаточно успешно стимулируют его,
сводя к минимуму волевые усилия. В то же время любое волевое усилие
имеет в своей основе эмоциональное начало. Как известно, эти понятия
глубоко взаимосвязаны.
Предсоревновательное эмоциональное
напряжение регулируется целенаправленным волевым усилием. Эмоции
вызывают энергетический выброс, а воля определяет экономичность
использования этой энергии. История спорта знает немало примеров, когда
рекордные достижения становились результатом эмоций, вправляемых волей.
Рассмотрим схему динамики
предсоревновательных психических состояний спортсмена в период,
предшествующий старту, и в момент старта. В обыденной жизни, при
отсутствии экстремальных ситуаций, уровень психического напряжения
находится в пределах нормы (ординара). Его колебания
соответствуют состояниям человека, начиная от дремотных до активных,
рабочих. За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется
близким к норме. Если он остается таким до старта, то спортсмен
находится в состоянии стартового безразличия.
В этом случае можно говорить уверенно,
что этот спортсмен на соревнованиях продемонстрирует достигнутый уровень
подготовленности, но его резервные возможности не реализуются.
Обычно с приближением соревнования
напряжение возрастает. Спортсмены, неустойчивые эмоционально, испытывают
его за неделю и больше, эмоционально устойчивые — чаще всего только в
день старта.
Наиболее благоприятным случаем считается
тот, когда оптимальный уровень напряжения совпадает со временем старта.
Возникающее в таких случаях состояние называют состоянием боевой готовности. Тогда
на соревнованиях спортсмен максимально реализует свою подготовленность
при большом воодушевлении и подъеме, используя все резервные
двигательные, волевые и интеллектуальные возможности.
Оптимальный уровень психического
напряжения может не совпасть со временем старта. Однако сохранить
оптимальный уровень готовности к деятельности длительное время
практически невозможно. В этих случаях психическое напряжение
усиливается, переходя в напряженность, так что в результате спортсмен
оказывается в состоянии стартовой лихорадки.
В этом состоянии его нервная система
находится на грани возможностей выдержать концентрированное возбуждение.
Некоторые спортсмены способны продолжительное время находиться в этом
состоянии без ущерба для спортивного результата. Но есть и другие,
которые быстро обнаруживают в поведении элементы торможения. Однако, как
это уже доказано наукой, в любом случае состояние стартовой лихорадки
снижает надежность спортсмена и вероятность достижения им высокого
результата, хотя и не обязательно результат должен быть низким.
Существуют отдельные случаи, когда спортсмен, находясь в состоянии
стартовой лихорадки, показывает очень высокий результат. Но определяется
это особенностями непосредственной подготовки к выполнению действия.
Примером может служить выступление
спортсменов на соревнованиях по прыжкам в длину: прыгун показывает
низкий для себя результат в пяти попытках или совершает множество
заступов, а в шестой раз выполняет рекордный прыжок.
Наихудший вид предстартового состояния возникает, когда уровень психического напряжения резко падает, — это состояние стартовой апатии.
Этот период обычно краток по времени.
Как правило, апатия возникает в результате перехода от максимального
психического напряжения к состоянию неподвижности (ступор) и является
следствием острого перенапряжения в предсоревновательной ситуации.
Стартовая апатия — это снижение
мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности.
Она не позволяет спортсмену реализовать даже достигнутый уровень
подготовленности (рис. 2).
Рис. 2. Динамика предсоревновательного психического состояния спортсмена |