Процесс подготовки спортсмена условно
можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный
педагогический процесс.
Действительно, обучая, мы тренируем, а,
тренируя, — обучаем. Но следует помнить, что обучение и тренировка не
тождественны по своим задачам, средствам и методам.
Обучение в спорте — это начальный
этап овладения определенной системой знаний, период формирования
практических умений и навыков. Основное содержание обучения — освоение
технических элементов конкретного вида спортивной деятельности,
простейших индивидуальных и групповых тактических действий.
Тренировка — это этап подготовки,
направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний,
умений и навыков. Основное содержание тренировки — совершенствование
технических приемов, индивидуальных и командных тактических действий,
развитие физических качеств, психических процессов и функций, воспитание
моральных и волевых качеств.
Процесс подготовки спортсмена всегда
имеет воспитывающий характер: он должен быть построен так, чтобы
одновременно развивать у занимающихся целеустремленность,
инициативность, решительность, смелость, волю, чувства дружбы,
товарищества, коллективизма, способствовать формированию нужной
мотивации, интересов, идеалов, убеждений — словом, создавать их
мировоззрение. Кроме того, в процессе подготовки спортсмена происходит
спортивное совершенствование.
Спортивное совершенствование —
это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного
мастерства за счет максимального развития психических качеств,
физических способностей и формирования положительных свойств личности
спортсмена.
В процессе спортивного совершенствования необходимо соблюдать следующие психологические требования:
1) повышать активность всех познавательных и других психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление и т. п.);
2) активизировать необходимые свойства внимания (интенсивность, устойчивость и др.);
3) развивать способность стимулировать волевые усилия;
4) формировать устойчивые мотивы и глубокий интерес к спорту;
5) воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;
6) разрабатывать индивидуальный стиль
спортивной деятельности, максимально соответствующий индивидуальным
особенностям спортсмена и способствующий его эффективной деятельности;
7) планомерно использовать средства контроля и учета текущих результатов.
Данные психологические требования к
спортивному совершенствованию являются обязательными, что определяется
особенностями спортивной деятельности человека. |