Один из важнейших факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, — уровень психического напряжения.
Работа, производимая спортсменом в ходе
тренировочных занятий, требует энергетического обеспечения и сохранения
постоянства внутренней среды организма. В этой связи, а также для
достижения успеха в спортивной деятельности спортсмену необходимо
приводить в активное движение механизмы, регулирующие состояние
организма спортсмена, которые обеспечивают внутренние условия
осуществления определенных действий. Регуляция деятельности человека
всегда протекает комплексно. Ее основу составляют эмоционально-волевая
сфера человека, вегетативные механизмы и принцип доминанты в управлении
деятельностью.
Переходя к более детальному рассмотрению
данного вопроса, необходимо вспомнить слова И.П.Павлова, который писал,
что «человек есть система, существенная по своему высочайшему
саморегулированию».
Действительно, человеческий организм является достаточно совершенным в плане самоконтроля и саморегуляции.
Механизмы доминанты, временно
господствующего очага возбуждения, позволяют нам в условиях, когда
поступает масса разнообразных раздражителей и сигналов, отобрать из них
только имеющие значение для выполняемой деятельности. Положительная роль
доминанты в управлении деятельностью спортсмена состоит в том, что
свойство ее подкрепляться посторонними раздражителями и тормозить другие
очаги возбуждения обеспечивает достижение цели даже в неблагоприятных
условиях. Однако в ряде случаев инертность доминанты мешает
спортсмену быстро и адекватно приспособиться к изменившейся ситуации,
сменить план ведения поединка, изменить представление о методике
тренировки и т. д.
Природа предусмотрела и другой механизм преодоления препятствий — возникновение эмоций. Эта
роль эмоций была понята с самого начала их изучения. Эмоция возникает
лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий, привычных или
произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. В спорте эмоциональная регуляция деятельности
обнаруживается при большом желании достичь высокого результата, при
сильных переживаниях. Часто эмоции вскрывают дополнительные ресурсы,
автоматически, неосознанно для спортсмена. Таким образом, вскрываются и
реализуются в деятельности резервные возможности организма.
Положительное значение эмоциональной регуляции заключается в гиперкомпенсаторной мобилизации
энергетических ресурсов, хотя это достоинство имеет и слабые стороны:
такая регуляция неэкономна, расточительна, всегда содержит опасность
ухода от главной цели.
Волевая регуляция компенсирует слабые места эмоциональной, препятствует ее генерализации, способствуя удержанию первоначальной цели.
Волевая регуляция — это факторы
сознательного напряжения физических и духовных сил, направленных на
повышение результатов любой деятельности. В основе волевой регуляции
лежит не только желание, но и долженствование, глубокое понимание
необходимости преодолеть самого себя ради достижения цели. Но и волевая
регуляция имеет свои недостатки: чрезмерное ограничение времени для
поиска решения, что затрудняет решение новых задач, ограничивает
творчество ввиду жесткого программирования деятельности.
Оптимальное сочетание всех компонентов
регуляции, необходимое для осуществления успешной деятельности, возможно
только в результате становления личности спортсмена, значительного
развития его физических качеств, закрепления и совершенствования
двигательных навыков и полной адекватности вегетативных реакций
организма. Естественно, процессы регуляции приводят спортсмена в
состояние психического напряжения, которое, будучи адекватным внешним и
внутренним условиям выполнения деятельности, может иметь различный
уровень проявления. Известно, что психическое напряжение влияет на
результаты деятельности человека как положительно, так и отрицательно. В
спорте достаточно примеров, когда психическое напряжение было причиной
либо снижения работоспособности и расстройства сна спортсмена, либо
роста его спортивного мастерства, обеспечившего успех его выступления на
соревнованиях. Напряжение в тренировке связано с процессом
деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую
физическую нагрузку. Психическое напряжение в условиях соревнований
дополняется напряжением, определяемым целью достигнуть определенного результата, поэтому психическое напряжение в тренировке называют процессуальным, а в соревновании — результативным.
Высокое и продолжительное напряжение
может оказать негативное влияние на спортсмена. В условиях современной
тренировки применяются такие высокие физические нагрузки, что нередко
спортсмен испытывает состояние повышенного психического напряжения. Само
по себе психическое напряжение в спорте — фактор положительный,
отражающий активацию всех функций и систем организма и обеспечивающий
высокую продуктивность деятельности. Но следует учесть, что при
неблагоприятных факторах (высоком и продолжительном напряжении, страхе
перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями с окружающими, недостаточной
мотивации, неуверенности в себе и т. п.) психическое напряжение может
вызывать дисгармонию функций, избыточный и неоправданный расход энергии.
Слабая степень психического напряжения не оставляет последствий и
исчезает через несколько дней.
Сильное и длительное перенапряжение
может иметь отрицательные последствия даже через недели и месяцы.
Отрицательные последствия обычно проявляются в неблагоприятном отношении
к окружающим и в своеобразных поведенческих актах.
В психологии выделяют три стадии психического перенапряжения, имеющие общие и специфические для каждой из них признаки.
Общие признаки: быстрая утомляемость,
снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства
свежести бодрости после сна, эпизодические головные боли.
Специфические признаки:
Нервозность — капризность,
неустойчивость настроения, внутренняя раздражительность, возникновение
неприятных ощущений (в основном мышечные). Вначале эти признаки
проявляются нечасто и выражены неярко.
Капризность: спортсмен
остается дисциплинированным, организованным, как обычно, качественно
выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство
общением, заданием, условиями и т. д. Это проявляется в мимике, жестах,
тоне речи. Такую реакцию можно рассматривать как своеобразную адаптацию к
возрастающим нервно-психическим напряжениям. Но оставлять их без
внимания нельзя.
Неустойчивость настроения: проявляется
в быстрой смене и неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает
бурную радость, которая может быстро смениться неудовольствием всем,
что окружает.
Внутренняя раздражительность: чаще всего выражается в мимике и пантомимике, в поведенческих актах не проявляется.
Неприятные ощущения: в
определенной мере являются оправданием спортсмена в тех случаях, когда
он отказывается выполнять какие-либо задания или неудачно выступает в
соревнованиях.
Такие настроения необходимо мягко, но
неуклонно пресекать. Жалобы чаще всего бывают на болезненные ощущения,
но они, как правило, быстро проходят.
Прочная стеничность —
нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная
неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное
ожидание неприятностей.
Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается
в том, что спортсмен утрачивает самообладание, направляя свой гнев на
товарищей, тренера, совершенно случайных людей; некоторое время он еще
пытается объяснить причины гнева, затем теряет самокритичность, все реже
испытывает угрызения совести; становится нетерпимым к недостаткам
окружающих людей.
Эмоциональная неустойчивость, т. е. неустойчивость настроения, приводит к резким колебаниям работоспособности.
Внутреннее беспокойство, т. е. напряженное ожидание неприятностей, которое
выражается в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы
то, что раньше казалось ему естественным, само собой разумеющимся.
Астеничность — общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность.
Общий депрессивный фон настроения — это подавленность, угнетенность, заторможенность, отсутствие бодрости, снижающие мотивацию деятельности.
Тревожность — это
нарушение внутреннего психического комфорта, беспокойство или страх в
ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.
Неуверенность в своих силах возникает
у спортсмена вследствие возникновения мысли о несоответствии своих
возможностей достижению поставленной цели. В крайних случаях приводит
его к отказу от достижения цели и уходу из спорта.
Высокая ранимость, сенситивность —
свойства психики, приводящие к тому, что спортсмен очень чутко
реагирует на малейшее недоброжелательство во взаимоотношениях, на
изменение режима тренировочных занятий или задач соревнований.
Зная признаки психического
перенапряжения, тренер может вносить коррективы в тренировочный процесс
спортсмена сообразно с динамикой его психического состояния. |