Основная задача специальной
психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию —
создание состояния его психической готовности к выступлению в
соревнованиях.
Как утверждает А. Ц. Пуни, состояние
психической готовности к соревнованию — целостное проявление личности
спортсмена. Оно представляет собой динамическую систему, элементы
которой даны в табл. 20.
Таблица 20
Элементы готовности спортсмена к соревнованиям (по А. Ц. Пуни)
№ п/п |
Элементы готовности |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
1 |
Трезвая уверенность в своих силах |
Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований |
2 |
Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу |
Выражается в
целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения
вести соревновательную борьбу за достижение цели |
3 |
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения |
Эмоциональное
возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной
деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена,
масштабу и рангу соревнований |
4 |
Высокая помехоустойчивость |
Выражается по отношению
к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в
«нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном
противодействии к их отрицательному влиянию |
5 |
Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением |
При любой вариативности
соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные
решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами,
управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно
морально-этическим нормам |
Система специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию включает:
1) сбор информации о предполагаемых
условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для
формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание
и характер информации (зависят от вида спорта: в лыжных гонках — важно
знать место проведения, в некоторых других случаях — основой является
информация о соперниках и т. п.);
2) определение и формулировку
соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие
возможности достигнуть определенного результата, она является главным
регулятором деятельности спортсмена);
3) формирование и актуализацию мотивов
участия в соревновании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом
общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть
побуждения только личного значения; мотивы повышают интерес к
соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и
самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);
4) вероятностное программирование
соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки
тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);
5) саморегуляцию неблагоприятных
внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется
эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции,
которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от
соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все
более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);
6) сохранение и восстановление
нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения
спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо
правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о
соревновании и т. п. — все эти мероприятия должны быть источником
накопления нервно-психического потенциала).
Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований
Весь процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно представить как управление подготовительной деятельностью и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью спортсмена.
Это связано в первую очередь с тем, что в соревнованиях часто бывают
такие ситуации, в которых определенное вмешательство будет полезным и
необходимым.
Порой случается, что спортсмен,
обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической
готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его
состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного
решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные
ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их
очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные
методы и средства для достижения высокого, рекордного результата.
В таких случаях срочное вмешательство в
деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью
спортсмена достаточно целесообразно и в случаях явных пробелов в
психической готовности спортсмена к определенным экстремальным
ситуациям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает понятие ситуативное управление.
Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно
этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод
секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах
спорта.
Определяющим звеном для проведения
сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень
эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования
является снижение психического напряжения. Процесс секундирования
включает в себя несколько этапов.
Первый этап
Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно
в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно,
поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в
стороне от основного места соревнований…). Сглаживают неблагоприятное
воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок
(направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в
процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица,
последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины…), кроме того,
часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум
горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т. п.).
Второй этап
После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он
должен сам выбрать вариант, который позволяет: 1) как можно больше
отвлечься от всего окружающего; 2) четко воссоздать представляемую
обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т. д.; 3) воспроизвести
приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.
Третий этап
В заключение спортсмену делаются следующие внушения:
1) он должен быть спокоен и уверен в
себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что
заложено в подготовительном периоде (учебно-тренировочные занятия), не
сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;
2) ему следует напомнить о характере
поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд,
четкие уверенные движения, раскованность и т. д.;
3) ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);
4) ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).
Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.
Известно, что некоторые спортсмены
предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие —
мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить
практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности
к соревнованию и т. п.
Таким образом, ситуативное управление
включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с
саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно
может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом
следующего этапа соревнований). |