Работа с детьми во внеучебное время включает широкое использование
подвижных игр. Они способствуют решению образовательных задач,
совершенствованию изученных ранее двигательных действий, содействуют
укреплению здоровья детей, позволяют интереснее и с большей пользой
организовать их эмоциональный и культурный досуг. Такие игры строятся на
добровольных началах, предусматривают большую роль вожаков из среды самих детей
при общем руководстве со стороны старших.
Внеурочные формы организации занятий с применением подвижных
игр весьма разнообразны.
Правильное использование подвижных игр во время перемен
способствует активному отдыху учащихся, помогает им успешнее овладевать
большим объемом знаний, улучшает успеваемость. При эмоциональных игровых
действиях у игроков возбуждаются те нервные центры, которые при занятиях в
классе находились в заторможенном состоянии. Такое переключение работы нервных
центров дает возможность учащимся лучше отдохнуть и легче воспринимать учебный
материал на последующем уроке.
Для организации и проведения игр требуется не менее 8—10
мин, поэтому их целесообразно проводить на большой перемене.
Игры на переменах требуют предварительной подготовки. Лучше
всего проводить их на открытом воздухе, на пришкольной площадке. В случае
плохой погоды (дождь, оттепель, сильный мороз и т.д.) игры организуются в
хорошо проветренных и убранных влажным способом помещениях. При организации игр
в школе заранее намечаются места для их проведения — это могут быть один из
вестибюлей, коридор, спортивный зал.
Руководитель должен заранее определить время, в рамках перемены,
на активную двигательную деятельность детей. Игры можно планировать на несколько
перемен вперед (не обязательно на каждой перемене проводить новую игру).
Отбирается требующийся для занятий инвентарь, причем к изготовлению
простейшего инвентаря неплохо привлекать самих детей.
Организуя игры на свежем воздухе, особенно зимой, надо подумать
и о работе гардероба, о перемещении учащихся по зданию школы и своевременному
возвращению в школу при сохранении должной дисциплины и организованности.
Игры на переменах имеют свои особенности. Прежде всего их
организация предусматривает добровольное участие детей. Игры должны быть
простыми, но занимательными, в которых допускается переменность состава
участников, сравнительно быстро выявляются результаты. Подвижные игры
организуются в небольших по численности группах (не более 15 — 20 человек в каждой).
При большом числе желающих играть в одну и ту же игру или в различные игры их
можно проводить в нескольких группах, в разных местах. Отдельные игровые
упражнения предназначаются для участников примерно одинакового возраста и
роста. После выявления победителей состязания могут продолжаться с новым
составом игроков.
Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили живее, на
переменах можно использовать игротеку. На место, где проводится большая
перемена, выносится небольшой ящик с мелким игровым инвентарем (игротека).
Инвентарь раздается всем желающим самостоятельно или совместно с товарищами
заняться теми или другими играми с предметами. Играющие находятся под общим
наблюдением руководителя.
Игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать
большой игровой азарт. Поэтому исключаются, например, такие игры, как «Борьба
за мяч», «Перестрелка» и т.п. В играх для перемен необходимы простота сюжета,
возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию.
Эти игры непродолжительны, но немаловажное значение имеет их зрелищность,
занимательность. Дети с интересом наблюдают игру со стороны, что также
помогает отвлечься и хорошо отдохнуть.
Нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие и
утомляющие учащихся. Так, нежелательны соревновательные игры с разделением на
команды. Их очень трудно организовать, так как учащиеся собираются разные и
вступают в игру не все сразу. Такие игры могут отрицательно отразиться на
последующем уроке. Соревнования можно проводить только парные, в которых любой
из играющих выходит в нарисованный круг помериться силой, ловкостью,
сообразительностью с другим желающим.
Из групповых игр желательны такие, в которых в любой момент
можно выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода («Узнай по голосу» и
др.).
На переменах широкое применение находят игровые упражнения
и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец,
действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию и
равновесие. В них участвуют один-два человека, а остальные активно наблюдают.
Участники каждого аттракциона быстро меняются, в результате чего за 10—15 мин в
нем смогут участвовать несколько десятков человек. Надо отбирать аттракционы,
требующие мало места, простые по оборудованию и несложные по содержанию. Их
можно проводить одновременно в разных местах зала, площадки. Кто- либо из
старших должен наблюдать за выполнением задания и устанавливать очередь.
С учениками I — II
классов на переменах можно проводить игры с речитативом, ритмической ходьбой,
угадыванием.
На перемене надо организовать малоподвижные игры с поочередным
участием в действии: «Светофор», «К своим флажкам» и др. Не рекомендуется в
помещении проводить игры с мячом, поскольку они вносят беспорядок и возбуждают
детей. Эти игры уместны во время перемен на улице.
Желательно одновременно организовать несколько игр в разных
местах, чтобы учащиеся могли выбрать для себя наиболее интересную.
Игры надо заканчивать до звонка на урок по указанию дежурного
учителя, чтобы учащиеся смогли организованно войти в класс и подготовиться к
предстоящему уроку.
|